Становление советской культуры
Ликвидация неграмотности. Создание советской системы образования.
Ликвидация неграмотности являлась одной из важнейших задач национально-культурного развития. В 1920 г. в БССР на 1000 чел. приходилось 673 неграмотных. В декабре 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (позже такие же комиссии создавались в уездах и волостях). В 1924 г. создано товарищество «Долой неграмотность». Но были большие трудности с финансированием. В 1925 г. обучение в школах и ликпунктах стало вестись на белорусском языке. Но многие люди, только немного научившись читать и писать, переставали посещать учебные заведения (нужно было зарабатывать на жизнь). С 1926 г. открываются школы для малограмотных, которые давали знания в объеме начальной школы. Согласно переписи 1926 г. грамотных в республике было 53,1%. Обучение принимало политизированный характер (пропаганда идей социализма).
Центрами политической и культурно-просветительской работы в городах стали клубы, в деревнях – хаты-читальни. В клубах занимались политическим просвещением трудящихся, популяризировали технические и культурные достижения. В хатах-читальнях организовывали лекции, велись беседы, читки газет и книг, пропагандировались агрономические знания.
Библиотеки стали государственными. В 1921 г. открыта библиотека БГУ (с 1926 г. – Государственная библиотека БССР). Возрастало значение средств массовой информации. В 1921 г. было создано государственное издательство БССР. В 1925 г. в БССР издавалось 20 газет и 15 журналов. Из них 11 газет и 10 журналов на белорусском языке.
Хозяйственное и культурное строительство в республике требовало большего количества специалистов. 30 октября 1921 года в Минске открыт БГУ с факультетами медицинских и общественных наук, педагогическим (1922г.), народного хозяйства и советского права (1925). Большую организационную, педагогическую и научную работу проводили первый ректор БГУ В.Пичета, нарком просвещения БССР В.Игнатовский. Преподавателем в БГУ работал Я.Колас (Мицкевич).
В 1922 г. создан Белорусский государственный институт сельского и лесного хозяйства. В 1925 г. он был объединен с Горицким земледельческим институтом. В результате была образована Белорусская сельхозакадемия.
Основным типом средней специальной школы был техникум. В 1921 г. в Минске, Борисове, Бобруйске, а позже в Мозыре, Петрикове, Червени были открыты педтехникумы. Открывались техникумы и др. профилей (с/х, музыкальные, экономические и т.д.). В 1929 г. насчитывалось 32 техникума. В основу комплектования институтов и техникумов был положен классовый принцип. Для помощи поступающим в вузы были организованы рабочие факультеты (1926 год – три рабфака).
В 1922 г. проводилась школьная реформа. Вместо 9-летней вводилась 7-летняя общеобразовательная школа. Острая проблема – нехватка средств. С 1926 г. вводится всеобщее обязательное обучение детей в возрасте от 8 до 11 лет. В 1928 – 1929 уч. г. в республике насчитывалось 5723 общеобразовательные школы. 79% детей в возрасте 8-12 лет посещали школы.
Развитие литературы.
20-е гг. – время возникновения и борьбы различных культурных течений. Признавалась свобода поиска содержания, художественной формы. Никакого диктата со стороны государства. Но со второй половины 20-х гг. культурную сферу начинают жестко контролировать.
Центральное место в развитии культуры принадлежало литераторам. Они группировались по творческо-художественным направлениям. В 1924 г. возникает всебелорусское объединение поэтов и писателей «Маладняк» (Александрович, Головач, Звонак, Лыньков, Чарот и др.). Они считали себя организацией пролетарских писателей.
В 1926 г. писатели Бабарека, Бядуля, Глебка, Крапива, Чёрный вышли из «Маладняка» и создали объединение «Узвышша». Они критиковали нигилистическое отношение молодняковцев к культурному наследию и уделяли большее внимание национальной специфике.
В 1927 г. сформировалось литературное объединение «Полымя» (Колас, Купала, Жилунович, Зарецкий и др.). Это объединение признавало высокое общественное призвание литературы, оно стало сдерживающим центром, который уравновешивал крайние тенденции.
В 1928 г. создана «Белорусскя ассоциация пролетарских писателей». Задача: концентрация литературных сил с целью активной поддержки социалистического строительства.
Развитие театра.
В 1920 г. образован «Белорусский драматический театр Е.Мировича» (с 1926 переименован в БГТ-1, с 1944 присвоено имя Я.Купалы, с 1955 – Академический). Ставилась не только классика, но и белорусские постановки («Раскiданае гняздо» Я.Коласа, «На Купалле» М.Чарота, «Машека» и «Кастусь Калiноýскi» Е.Мировича).
В 1921 г. в Москве возникла «Белорусская драматическая студия». Ее выпускники создали второй Белорусский государственный театр (БГТ-2), который открылся в 1926 г. в Витебске (с 1944 – им. Я.Коласа, с 1977 – Академический).
В 1920 г. начала работать белорусская театральная труппа В.Голубка, которая выросла из коллектива художественной самодеятельности (с 1926 по 1932 – «Белорусский передвижной театр», с 1932 – БГТ-3, с 1937 – Гомельский городской театр).
Тема 7. БЕЛАРУСЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ