Политический кризис Речи Посполитой и попытки ее реформирования. Восстание Т. Костюшки и разделы Речи Посполитой.
Политический кризис Речи Посполитой вытекал как из ее внутреннего, так и внешнеполитического положения. В XVIII в. обострилась конфронтация между разными магнатско-шляхетскими группировками за власть. Продолжалась разгоревшаяся еще в 70-е годы XVII в. борьба между Радзивиллами, с одной стороны, и Сапегами и Пацами – с другой стороны. Однако Пацы, став в оппозицию к королю, начали конфликтовать с Сапегами и Огинскими. Затем, когда Сапеги укрепили свои политические позиции, против них возникла широкая коалиция во главе с Огинскими и Вишневецкими. Эти междоусобицы переросли в начале XVIII в. в гражданскую войну.
Ведя борьбу между собой, эти феодальные группировки обращались за помощью к иностранным государствам. Уже в ходе Северной войны часть магнатов пошла за союзником Петра I Августом II Саксонским, вторая избрала королем Станислава Лещинского – союзника Швеции. Главные военные действия на территории Беларуси проходили в 1706 – 1708 гг. 28 сентября 1708 г. около деревни Лесная русская армия одержала важную победу над шведским войском. Северная война ускорила агонию. Россия в результате войны укреплялась. Речь Посполитая приходила в упадок, теряла значение крупного европейского государства, попадала в зависимость от соседей.
В Речи Посполитой сложилась такая ситуация, когда безграничная шляхетская демократия вела к ослаблению центральной, королевской власти. Фактически страна становилась игрушкой в руках сильных олигархических групп, которые политически и экономически подчинили себе шляхту. Они активно использовали право «liberum veto» (запрещаю), по которому один депутат мог заблокировать любое решение и даже сорвать работу сейма. С 1652 по 1764 гг. из 80 сеймов 44 были сорваны, они не приняли никаких решений. Годами Речь Посполитая оставалась без высшего органа власти. В это время росла роль поветовых и воеводских сеймов. Они присваивали функции законодательной и судебной власти, вводили новые налоги. Королевская казна постоянно ощущала нехватку денег, короли находились в большой зависимости от магнатов, которые имели свои войска.
Ослабленная Речь Посполитая теряла свое международное значение и в конце XVIII в. стала добычей своих более сильных соседей – австрийской, прусской и русской монархий. Для вмешательства в дела Речи Посполитой был использован так называемый «диссидентский» вопрос. Россия поставила перед польским Сеймом вопрос о полном уравнивании в правах некатоликов (диссидентов) с католиками. Сейм ответил отказом. Тогда в 1767 г. при покровительстве России и Прусии в Слуцке была создана православная, а в Торуне протестантская конфедерации, которые стали добиваться равенства верующих разных конфессий. Для подкрепления конфедератов в Польшу был введен 40-тысячный русский корпус. Русские войска окружили Сейм в Варшаве, и он был вынужден отменить все законы, направленные против диссидентов. Екатерину II Сейм наделил полномочиями оберегать не только православие белорусов, но и саму Речь Посполитую.
Однако эти решения встретили сопротивление части польской шляхты. Она в феврале 1768 г. в г. Баре на Украине создает свою конфедерацию. Значительной поддержкой барские конфедераты пользовались и в Беларуси. Началась вооруженная борьба с участием русских войск. Барские конфедераты были разбиты. После этого произошел первый раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. В 1772 г. России отошла восточная часть Беларуси – Витебщина и Могилевщина. Собравшийся в 1773 г. в Гродно Сейм, под нажимом русской дипломатии, подтвердил уступку отошедших к России территорий.
Первый раздел дал крепкий толчок патриотическим чувствам в польских прогрессивных кругах. Нарастало стремление форсировать проведение реформ по укреплению государственного строя. Тем более, что на политическую арену выходило третье сословие. Под его давлением правительство ввело единую пошлину, обязательную для всех, в том числе для шляхты и духовенства. Создается первый постоянно действующий центральный исполнительный орган (правительство), которому подчинялись все государственные учреждения.
Радикально настроенная часть депутатов Четырехлетнего сейма (1788 – 1792 гг.) предприняла попытку лишить Россию дальше вмешиваться в дела Речи Посполитой. Сейм принял решение об увеличении армии до 100 тыс. человек, закон о сеймиках, по которому безземельная шляхта была лишена избирательного права. Банкиры и юристы получили шляхетское звание. Горожане получили право приобретать земельные владения, получать духовные и светские должности, офицерские звания.
В мае 1791 г. Сейм утвердил новую Конституцию, которая разрабатывалась под влиянием французской революции. Конституция сохранила за шляхтой все права и разрешила ей заниматься торговлей. Политические права получила привилегированная часть мещан. Положение крестьянства фактически не изменилась, но в Конституции провозглашалась опека над ним со стороны государства. Конституция существенным образом изменила государственный строй. Выборность королей отменялась, но сохранялась выборность династий. Исполнительная власть принадлежала Королю и созданному при нем Совету в составе примаса и пяти министров (полиции, военного, финансов, иностранных дел и министра-хранителя печати). Сейм оставался высшим законодательным органом. Liberum veto и конфедеративный сейм были ликвидированы. Все решения должны были приниматься простым большинством голосов. Отменялась Люблинская уния, что вело к ликвидации государственности Великого княжества Литовского, создавалась самостоятельная православная епархия, подчиненная напрямую Константинопольскому патриарху. Конституция имела прогрессивное значение и создавала благоприятные условия для развития капитализма и неслучайно встретила сопротивление как внутри государства, так и за границей.
Противниками Конституции оказались магнаты, мелкая шляхта, католическая церковь, папская курия. Многие решения Сейма вызвали острое недовольство России, которая уже сумела разрешить свои проблемы с Турцией и Швецией. Монархические государства Европы в это время консолидируются, их противоречия отходят на второй план перед объединяющей их ненавистью к революционной Франции. В начале 1792 г. российские войска направились в Польшу. При покровительстве Москвы, недовольная решением сейма шляхта организовала в мае 1792 г. Тарговицкую (Украина) конфедерацию, которая вместе с российской армией стала бороться за восстановление своих прежних прав. Армия Речи Посполитой не смогла противостоять объединенным силам России и тарговчан. 24 июля на сторону конфедератов перешел Король, в стране установилась власть конфедератов. Решения Четырехлетнего сейма и Конституции 1791 г. были ликвидированы.
Триумф тарговчан был кратковременным. Подготовив военный разгром Речи Посполитой, они подготовили второй ее раздел. 13 января 1793 г. между Россией и Пруссией был подписан акт второго раздела Речи Посполитой, на территорию которой вступили и прусские войска. 17 августа последний Сейм Речи Посполитой, собравшийся в Гродно, ратифицировал договор о разделе с Россией, а 23 сентября 1793 г. было объявлено о ратификации договора с Пруссией. К России отходила Правобережная Украина и центральная часть Беларуси с городами Борисов, Минск, Слуцк, Несвиж, Туров, Пинск. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, почти всю Большую Польшу, часть Мазовши и Краковского воеводства.
Последней попыткой консолидации общества и противостояния полному исчезновению Речи Посполитой как самостоятельного государства стало восстание 1794 г, которое возглавил уроженец Беларуси Тадеуш Костюшко. 24 марта в Кракове был объявлен акт восстания. Целью восстания было восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. и возвращение к Конституции 1791 г. Т. Костюшко, другие руководители восстания пытались объединить интересы передовой части шляхты, городского населения, делали шаги, направленные на улучшение положения крестьянства (Полонецкий универсал), но не смогли достичь широкой поддержки населения.
На территории Великого княжества Литовского восстание началось 16 апреля, а в ночь с 22 на 23 апреля в руках восставших оказался город Вильно. 24 апреля на площади перед городской ратушей был объявлен Виленский «Акт восстания народа литовского» и одновременно начал работать орган по руководству восстанием во всем Великом княжестве – «Наивысший Литовский Совет», в который вошли двадцать девять наиболее активных деятелей восстания, а также тридцать семь представителей воеводств, поветов и городов. Вооруженная борьба распространилась по всей Литве и Западной Беларуси. Здесь восставших возглавил Якуб Ясинский (на начальном этапе). Социально-политическая программа повстанцев в Вильно была более радикальной, чем в Варшаве.
В Великом княжестве Литовском военные действия продолжались с апреля по сентябрь 1794 г. На территории Беларуси в восстании приняло участие несколько десятков тысяч человек. Наиболее значительные сражения произошли возле д. Поляны (7 мая), д. Солы (25 июня), Слонима (4 августа), Вильно (22 августа), д. Крупчицы (17 сентября). Попытки распространить восстание на территории, ранее вошедшие в состав России, успеха не имели. Надежды руководителей восстания на помощь революционной Франции не оправдались. Восстание было подавлено. 29 октября 1794 г. перед царскими войсками во главе с А.В.Суворовым капитулировала Варшава.
13 октября 1795 г. была подписана конвенция между Австрией, Пруссией и Россией об окончательном разделе Речи Посполитой. К России отошла западная часть Беларуси (города Гродно, Новогрудок, Брест-Литовск), за исключением Белостокской области, которая до 1807 г. находилась под властью Пруссии, большая часть литовских земель и Курляндия. К Австрии отошла часть Люблинского воеводства, Подлясского, Сандомирского, Брест-Литовкого. К Пруссии отошла остальная часть польских земель. 25 ноября 1795 г. от престола отрекся последний король Станислав Август Понятовский. Некогда могучее государство перестало существовать.
14. Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах.
После присоединения Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земли было распространено административно-территориальное деление на губернии и уезды. В соответствии с реформой 1802 г. на территории Беларуси создавалось пять губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Виленская и Гродненская. В 1807 г. по условиям Тильзитского мира к России отошли Белосточчина (с 1843 г. в составе Гродненской губернии). Самодержавие, учитывая пограничное расположение Беларуси, а также напряженное политическое и социальное положение, создало здесь генерал-губернаторства: Белорусское (1772 – 1856 гг.), в которое вошли Витебская и Могилевская губернии, Литовское (Виленское) (1794 – 1912 гг.), в которое входили Минская, Гродненская и Виленская губернии. Губернии делились на уезды (примерно по 20-30 тыс. населения в каждом). Генерал – губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями. Один из них – граф Чернышев – свое всевластие подчеркивал даже специальным троном. Власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-политический аппарат.
Население белорусских земель на протяжении месяца после опубликования указа правительства о включении в состав России приводилось к присяге. Те, кто отказывался присягнуть, должны были в трехмесячный срок выехать за границу, распродав недвижимое имущество. Основным действующим законодательным документом в области гражданского права оставался Статут Великого княжества Литовского 1588г., так как царские власти не решались проигнорировать коренные отличия государственно-правового положения населения белорусских земель. Местные жители (шляхта) имели возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении краем занимали ставленники имперского центра.
В отношении к разным социальным группам общества новая власть проводила разную политику. Шляхте, присягнувшей царскому правительству, давались все права российского дворянства. Но правительство ликвидировало самостоятельность магнатов, лишило их права иметь свои войска, крепости, ограничила самоуправство шляхты. В целях укрепления своей социальной базы в присоединенных к России землях царизм проводил здесь политику насаждения русского землевладения. Царское правительство раздавало имения с крестьянами русским помещикам, крупным военным чинам и чиновникам. Отдавались староства и королевские экономии, секвестрированные имения магнатов и шляхты, которые выехали за рубеж, и владения некоторых ликвидированных монастырей. Крупнейшими владельцами стали князь Г.А. Потемкин, который получил Кричевское староство с 14274 крепостными, граф П.А. Румянцев-Задунайский, который стал собственником 11195 крепостных в Гомельском старостве, А.В. Суворов получил 7тыс. крестьян в Кобринской волости Брестской экономии и др. Всего на территории Беларуси Екатерина II и Павел I пожаловали в наследственное владение 200 тыс. ревизских (мужских) душ, как крепостных, так и бывших государственных крестьян.
На белорусские города было распространено положение «Жалованной грамоты городам» 1785 г. Действием магдебургского права было отменено. Для руководства хозяйственной деятельностью городов из представителей городских сословий избиралась дума. Купечество получило право на гильдейскую организацию. Многочисленное еврейское население указом 1794 г. попало под действие закона о черте оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний. С 1795 г. сельских евреев было приказано переселить в города. С 1827 г. вместо денежного налога на евреев была распространена воинская повинность. 19 декабря 1844 г. вышел указ о ликвидации органов общинной автономии кагалов и подчинении евреев общим городским и уездным властям. Переступить эту черту разрешалось тем евреям, которые имели высшее образование, переходили в другую веру, ремесленникам, купцам первой гильдии.
Положение крестьян Беларуси почти не изменилось. На них была распространена российская налоговая система, которая сменяла подымный (хозяйственный) на подушный налог. Вначале, учитывая слабую платежеспособность и необходимость приспособления крестьян к новой налоговой системе, они получили льготы по уплате подушных налогов. Из политических соображений и хозяйственной необходимости с 1797 г. на протяжении 10 лет во всех губерниях Беларуси подушный налог с крестьян собирался в размере наполовину меньшим, чем в русских губерниях. В дальнейшем крестьянство Беларуси было поставлено в одинаковые условия с крестьянами других губерний России.
В конфессиональной сфере власти придерживались, в основном, обещаний, данных во время разделов Речи Посполитой. Правда, были приняты меры, которые препятствовали католическому и унитарному духовенству склонять в свою веру православных. Во время борьбы с восстанием во главе с Костюшко Екатерина II посчитала необходимым укрепить позиции православия переводом туда униатов (указ 22 апреля 1794 г.). В православие перешло 1,5 млн. человек. При преемнике Екатерины II многие из “воссоединенных” перешли в унию. Католическая церковь утратила свое господствующее положение в Беларуси, хотя в соответствии с дарственной грамотой Екатерины II 1774 г. учреждалась Белорусская католическая епархия. Земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись.
Присоединение к России создало условия для включения территории Беларуси в общероссийскую государственную систему, оказало воздействие на все отрасли экономики, стало во многом определяющим для дальнейшей хозяйственной специализации. Создавались новые мануфактуры (полотняные, парусиновые, канатные, суконные и др.), в Кричеве была заложена судоверфь, строившая суда для Черноморского флота. В сельском хозяйстве происходило увеличение посевных площадей, в том числе под технические культуры. Сбыт сельскохозяйственных продуктов стимулировался отменой пошлин на их продажу, ликвидацией внутренних таможен. Расширились торговые связи с русскими городами. Активизация торговли способствовала реконструкции старых и строительству новых дорог. Включение белорусских земель в Российскую империю вело к искоренению на присоединенных землях традиций средневековой государственности, хотя расширяло и укрепляло крепостное право. Было положено начало переориентации экономической, политической и культурной жизни Беларуси на Восток.