Наследник престола Енравота, старший сын хана Омуртага, из-за симпатий к христианам был лишен трона. Позднее он был осужден и казнен уже после смерти Омуртага, став первым болгарским мучеником.

831-836 Маламир — канасубиги (царь) Болгарии (831—836), самый младший сын хана Омуртага.

У Омуртага было трое сыновей — Енравота (Боян), Звиница и Маламир. Он лишил трона самого старшего сына - Енравоту, из-за его христианской веры. Средний сын Звиница умер при жизни Омуртага. Таким образом трон достался самому младшему сыну - несовершеннолетнему Маламиру. Фактически страной правит регентом боил-кавкан Исбул.

Во время правления Маламира продолжаются гонения на христиан. Был казнен самый старший сын Омуртага — Енравота, ставший первым болгарским мучеником.

В 836 г. Маламир умирает и престол переходит к его племяннику Пресиану, сыну Звиницы.

836-852 Пресиан (болг. Пресиян; умер в 852) — хан Болгарии с 836 по 852 год, сын Звиницы, старшего брата хана Маламира.

Пресиан унаследовал престол Болгарии после смерти своего дяди Маламира в 836 году.

В 837 году смоляне (славянское племя в Македонии) восстали против византийского верховенства, заключив союз с болгарским ханом Пресианом. В результате очередной болгаро-византийской войны Болгария приобрела Македонию и Южную Албанию, получив выход к Эгейскому и Адриатическому морям. Таким образом, военные действия хана Пресиана разделили Византию на три отрезанные друг от друга части: Северную Албанию, Элладу и прилежащие территории около Константинополя, вместе с Малой Азией.

В результате успешных военных действий маркграфа Восточной марки Радбода, франкам в 838 году удалось восстановить свой контроль над Посавьем, которое болгары захватили при хане Омуртаге.

В 839 году болгары напали на сербов, но потерпели поражение. Вероятно, конфликт был спровоцирован византийской дипломатией.

Хан Пресиан скончался в 852 году. Новым правителем Болгарии стал его сын Борис I.

852-889 Борис I (Другой вариант имени Богорис, в крещении Михаил) (1-я пол. IX в.—2 мая 907) — правитель Болгарии с 852 по 889 год, после крещения в 864 году официальный титул — князь. Сын хана Пресиана.

Ввёл христианство в качестве государственной религии в 865 году, при крещении принял имя в честь византийского императора Михаила III. В 866 году подавил восстание языческой знати. Почитается православным святым в ранге равноапостольного.

В 854 году Великоморавский князь Ростислав убедил Бориса помочь ему против Восточнофранкского королевства. В это время хорваты начинают войну против Болгарии. Оба народа до этого сосуществовали мирно, на основании этого предполагается, что хорватам заплатил Людовик, чтобы они напали на Болгарию и отвлекли внимание Бориса от его союза с Великой Моравией. В результате хан Борис был вынужден уступить. В результате военных действий в 855 году мир между болгарами и восточными франками был восстановлен, и Ростислав был вынужден бороться против Людовика в одиночку.

Неудача постигла его и в борьбе с Византией в 855—856 годах. Болгария потеряла области Загора и Филиппополь. Не помог в борьбе с Византией и союз с Людовиком Немецким, снова последовало поражение. Во второй раз Византия потребовала в обмен на мир не земли, а крещение хана.

После смерти правителя Рашки Властимира в 860 году, государство было разделено между его сыновьями. Борис, желая воспользоваться смутой вторгся в Рашку, но был побежден ещё раз. Сербы захватили его сына Владимира Расате и двенадцать бояр, в итоге Борис был вынужден подписать мир.

В 867, воспользовавшись смутой в Византии, болгары захватывают город Охрид.

В военном деле у Бориса дела обстояли не лучшим образом, болгарские войска терпели поражения, а в стране случился голод. Болгарская царевна попала в плен в Византии, а наследник престола Владимир Расате попал в плен в Сербии. Пленённый, ученый греческий монах по имени Феодор Куфара стал советником царя.

Во время правления императрицы Византии блаженной Феодоры, Борис решил разорвать мир и объявил ей, что двинется войной на Византию. На это Феодора ответила ему знаменитыми словами:Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира.

После такого ответа Борис предпочёл сохранить мир. Феодора же сообщила ему, что готова за любой выкуп вернуть Феодора Куфара. Борис согласился на это, потребовав взамен вернуть его сестру. Сестра Бориса была воспитана при византийском императорском дворе, крещена и оказалась глубоко верующим человеком. Она стала продолжать дело Феодора Куфары.

В то время монах по имени Мефодий написал картину «Страшного Суда» в одном из любимых домов царя. Борис хотел заказать картину на любимую им тематику охоты, однако монах отклонил просьбу и настоял, что тему выберет по своему усмотрению. Борис согласился, но с условием, чтобы картина вводила зрителей в страх и изумление. Это условие Мефодий исполнил: при виде законченной картины Бориса охватил страх перед Богом. Как утверждает летописец, это и стало окончательным аргументом в пользу принятия крещения.

После ряда военных неудач в походах против Византии Борис принял решение в начале 860-х годов о принятии христианства своим народом и сам около 865 года был крещён под именем Михаила — в честь сына императрицы Феодоры. Продолжатель Феофана отмечает личную роль Феодоры в деле христианизации Болгарии, хотя, следуя агиографической традиции, основную причину крещения видит в избавлении болгар с помощью Бога от сильного голода. Причины принятия христианства были глубже. Во-первых, языческая религия мешала Болгарии во внешней политике, потому что все страны, с которыми Болгария заключала договоры, были христианскими — а разница в религиях очень часто использовалась как предлог для нарушения уже заключенных договоров. Во вторых, христианство давало возможность устранить разницу между болгарами и славянами, что сравнительно скоро привело к формированию единого этноса. Политическое признание Болгарии другими европейскими государствами, и утверждение единой власти внутри страны, были подлинными причинами принятия христианства.

Из-за разногласий с патриархом Фотием, Борис І подчинил болгарскую церковь папе Николаю I. В 870 году после четырёхлетней унии с Римской церковью вернулся под омофор нового константинопольского патриарха Игнатия, который предоставил Болгарской епархии широкую автономию.

Наши рекомендации