Сущность художественного творчества.
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Сущность худ. творчества изучается эстетикой(наука о сущности и законах искусства.). В античном мире : в служении некоему божеству, идеалу, воплотившему в себе единство «добра» и «красоты».В ср. века: в возбуждении и воспитании рел. Чувств. В 19-20 вв. - бурное развитие ест. и точных наук, развитие неск-ких теорий о сущности тв. д. Напр, Шиллер: унаследованное от животных естественное стремление к игре лежит в основе всякого художественного творчеств; Бенедетто Кроче: основа искусства – интуиция, язык чувств – сущность т. д.; творчество – синтез чувства и образа; Этьен Сурьо: умение упорядочить в закономенрных формах реальный хаос окр. мира – задача художника.
Социальная философия
№81.Социальное бытиё (С.Б.).
С.Б. - есть своеобразная реальность. Ее основная черта - взаимодействие между индивидами и социальными группами и между самими группами. В этом своем качестве социология - самостоятельная, особая наука, право на существование, которой дано особым характером ее предмета - социального бытия. Социальные взаимодействияносят чрезвычайно сложный характер. В социальной жизни действуют многочисленные и многообразные факторы разного порядка, начиная от факторов чисто механических, биологических, психологических, собственно социальных и кончая факторами духовными. Всякая попытка вывести социальную жизнь из какого-либо одного фактора представляет собой предвзятость, приводящую к грубому насилию над социальными явлениями. Научная социология может основывать свои построения лишь на множестве факторов, причем учет их должен сопровождаться стремлением понять социальную жизнь, прежде всего из нее самой, из факторов собственно социальных, т.е. из социальных актов и их проводников. В социальном бытии для субъектов чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую, социальную деятельность. При планировании возможна такая регуляция действий одного субъекта планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно социальной. Носителем ее будет выступать уже не отдельный субъект, а та или иная социальная группа. Общество может сформироваться на основе уже того обстоятельства, что всякий индивид определенным образом относится к благу, объединяющему всех. При этом выражение "общее благо" следует понимать очень широко: может быть образовано общество разбойников и воров, которые собрались вместе для совместного обогащения. Наблюдение за изолированным человеческим индивидуумом как таковым, не учитывающее социального измерения его бытия, было бы абстрактным. Бытие человеческой личности – это бытие в мире, ее жизнь – это жизнь в обществе. И это не внешние отношения, которые навязаны существующему в себе и для себя; это бытие, включенное в более крупное целое, присуще конституции самой человеческой личности.
№82. СОЦИАЛЬНАЯ Ф-ИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. ИХ ЦЕЛИ., МЕТОДЫ, ВОЗМОЖНОСТИ.
Соц. Ф-ия изучает общество, но не конкретное общество, а его сущность, что есть социальное бытие. Социология исследует общество с точки зрения взаимоотношений между людьми, те процессы и явления, к. возникают под воздействием взаимоотношений между конкретными людьми; занимается конкретным обществом, теми законами, к. возникают в об-ве и пок. Оно развивается. Теоретическая социология изучает явления, к. возникают мд конкретными людьми с точки зрения сущего, что есть смысл, значение этого явления. Практическая социология изучает предметы, явления с точки зрения должного, каковы они должны быть на самом деле: социальная аналитика иучает структуру явления, его основные формы статически, т.е. какими они являются в данный момент; соц механика занимается проблемами, к. обуславливают факторы поведения в данной ситуации «Почему»; социальная генетика основные тенденции развития социальной жизни, рассматривает определенные перспективы. Теор соц-ия формирует законы, а практ является прикладной наукой. Задачи Практ соц- и (Конт): знать, чтобы предвидеть, предвидеть чтобы мочь. Позволяет чел управлять соц силами, бороться с теми бедствиями, к. носят соц характер. Конт: «Изменить общество надо не извне, а внутри чел-ка». Соц. Ф-ия . I связан с именем Аристотеля, II с Гобсом, III Конт, Спенсер, Дюркгейм. I Аристотель: тождество чел и общества; знание об обществе давали ответ на то, что есть сущность чел. II Гобс разводит 2 понятия чел и общество, сущность общества отличается от сущности человека. 2 состояния в развитии чел.: 1. естественное, он обладает правами, как жизнь, реализация своих интересов, ни морали, ни гос, ни общества не существует. «Человек человеку волк»., тогда возникает конфликт. На определенном этапе люди осознают, что такое состояние приведет к самоуничтожению, осознают необходимость для объединения, люди решили, что защитить самих себя можно, если создать группу людей, но при этом они должны отдать права на свободу взамен гарантии собственной безопасности. 2-е общественное, в этот момент и возникает общество. Он возникает тогда, когда чел оценивает разумом сложившуюся ситуацию и предпринимает определенные меры. Этой концепцией подчеркнул разумную природу человека. Общество формируется в тот момент, когда чел осознает его необходимость. III этап – социальная философия общество отличается от человека и развивается по определенным законам. Спенсер: общесто отличается от чел и развивается по определенным законам. Впервые комплексный анализ общества , как целостной сложной системы, к. развивается по определенным законам - Маркс и Энгельс.
№83. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Термин носитель исторического процесса не достаточно раскрывается личность, т.к. носителем процесса является и животное, чел отличается от животных тем, что он изменяет себя в ходе развития и изменяет окружающий мир, т.е. животные несут в себе свою историю, а люди делают изменения, усовершенствования, следовательно чел – это субъект исторического процесса. Соц субъект – конкретно историческая социальная группа, к. в своих интересах делает историю с др. соц группами. Возникает ?. Что является тем общим, что превращает людей в соц субъект. Этим является понятие человека, как родового существа ( сосредоточения в нем всех сущностных человеческих свойств, качеств). Эти силы позволили человеку сотворить историю: сознательность, социальность, инструментальность, универсальность (может быть кем угодно и находиться на различных ступенях иерархической лестницы), свободное творческое революционно-критическая преобразуемость(что человек хочет, то он говорит и делает), эстетический конструктивизм(мода, эстетика). Схематично выработаны социальные стандарты человека: исторически 1-ый стандарт: индивид осредненный возникает в условиях первобытной коллективности, сейчас в тоталитарных обществах. В подобный стандарт хорошо укладываются посредственные индивиды, его легко заменить другим человеком. Благодаря взаимозаменяемости сохраняется первобытная коллективность. 2ой стандарт индивид обладающий, сформировался на базе частной собственности, оценивает что он имеет, чем обладает, обладание – общественные отношения, при к. появляется индивид обладающий. Большинство людей. 3ий стандарт индивид нестандартный всесторонний, неповторимый. Развитие собственных способностей.
№84. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (С.Р.).
С.Р. –современное общество, формирование к. осуществилось при переходе от средневековья к новому времени. С.Р. включает в себя элементы и компоненты: история, общество, человек. Эти элементы связаны мд собой в определенной зависимости, каждый из элементов имеет свой методологический принцип. Принцип детерминизма основополагающий принцип в истории. Все явления, события, процессы происходят не случайно, а имеют определенную причину. Основной принцип общества – принцип тотальности общество, несмотря на противоречивость везде и всегда распространяет свое влияние. Основополагающий принцип человечества – принцип интенциональности человек, являясь разумным биологическим существом, отличается от животных духовностью. Человек живет, постоянно задумываясь о том, что есть он, что есть окружающий мир, зачем он существует, что есть добро и зло. Что определяет сущность С.Р.? 4 точки зрения: номиналистическая С.Р. это сумма ее свойств; реалистическая С.Р. несколько больше, чем сумма свойств этой реальности( Дюркгейм6 сущность С.Р. заключается в коллективных представлениях, они образуют специфические категории соц фактов: мода, язык, религия); психологическая С.Р. целое, к. состоит из психических фактов и представлений. Это совокупность мыслей, импульсов, стремлений. Образуются механизмы, благодаря котрым и существует С.Р.; фикционистская С.Р. воспринимается как фикция, иллюзия, к. существует в сознании и представлении людей. Возможно ли управлять реальностью? 1. можно в виде контроля над всеми и вся (тоталитарное гос – во), 2. невозможно, все катаклизмы возникают из-за того, что С.Р. управляется. либеральный подход, 3. по мягкому варианту – «дирижер – оркестр». Каждый музыкант ведет свою партию, но все они управляются дирижером. Демократия. Основные тенденции, к. воздействуют на С.Р. 1) сложность взаимоотношений мд людьми, 2) расширение и углубление свободного индивидуального действия, усиление индивидуального начала в общественном развитии,3) переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
№85. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ШПЕНГЛЕР И ТОЙНБИ).
Родоначальник Ш. В основу подхода положил 2 понятия: культура и цивилизация. Работа «закат Европы», отвергнута идея социального прогресса. Культура – сложившийся в веках исторический индивид, выступает как самостоятельный организм, к. имеет определенную ценность. Цивилизация – последний этап развития культуры. Культура имеет определенные стадии развития, пройдя жизненно важные циклы, омертвевает и превращается в цивилизацию. Цивилизация – нисходящая линия развития, культура – взлет. Новая культура развивается, умирает, возникает цивилизация, говорить об идее прогресса невозможно. Существовало 8 культур, они достигли пика развития: античность, зап. Европа, арабская, Египет, Вавилон, Индия, Китай, Маи, это завершенные культуры, полностью осуществили свои возможности. эти культуры существовали в разные времена, единого ист процесса нет. Культура проходит свои жизненные циклы: докультурное этнографическое состояние возникают зачатки новых культур, собственно культурный – формирование и развитие духовных ценностей, цивилизация – состояние культуры дряхлеет, творческий потенциал угасает, превращается в цивилизацию. Причины возникновения великих цивилизаций: космические тела и Бог. 1Впервые в мир зап Фии попытался изобразить исторический процесс, как теорию культурных циклов. 2Выступает против единого исторического процесса, культуры разобщены во времени и истории. 3Отрицает поступательность исторического процесса. Стремился показать параллельность одновременно становящийся характер исторического процесса. Дальнейшее развитие в Фии ТОЙНБИ «Постижение истории». Его не устраивала схематичность научного процесса. Исторический процесс – это цикличность развития отдельных цивилизаций. Основополагающее понятие – локальная цивилизация. Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Они подразделяются на первичные, зародились из примитивных обществ, вторичные порождены перв, третичные – первичными. Из перв минойской цивилизации рождается втор эллинская , из нее посредствам хр религии возникает современная западно-христианская и восточно-христианская цивилизации. Основные ступени развития: возникновение, рост, надлом – начало упадка, перв разложение, к. заканчивается гибелью. Надлом в цивилизации начинается не в материальной, а в духовной сфере, психологическая неспособность творческого меньшинства найти сил для преодоления противоречий, возникших в обществе. Отрицает объективные закономерности исторического процесса, основополагающая движущая сила – порыв, к. наполнен божественным предначертанием. Цель чел стремиться к святости. Человечество не может рассматриваться разрозненно, представляется как единое древо жизни. Всемирное историческое развитие – движение от локальной цивилизации к конечной всеобщности.
№86. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ (С.О.) И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.
С.О. – объединение людей, связанных мд собой определенными взаимоотношениями. Животные объединены в сообщества, но т.к. мд людьми имеются отношения, то мы можем установить связи взаимоотношения мд людьми, т.е. являемся членами С.О. 3 компонента С.О.: социальное созидание- чел всегда и везде является создателем С.О., эта черта присуща чел от Бога (религиозная) или по природе(нерелигиозная); соц принадлежность – создавая общность, чел обязательно к ней принадлежит, социальная идентификация указывает, что создавая и принадлежа к общности чел отождествляет себя с ней, если что-то не устраивает индивида или общность, они вместе существовать не могут. Типология С.О.: 1 гр. – общности, в к. индивиды связаны внешними признаками, например люди, живущие в одной местности; 2. группа общностей, в к. индивиды связаны определенной идентичностью поведения, сознания, жизнедеятельности; 3. общности, к базируются на социально-ориентированной жизнедеятельности людей. Они одинаково действуют, думают, одинаковые мотивы, установки. (полит партии). Виды С.О.: Класс – общность, к. складывается на базе экономических интересов, эк отношений, собственности. Народ – общность, объективной основой которой является совокупная созидательная деятельность людей. Нация – общность, к. имеет свое бытие одновременно в 2-х средах, нация сущностна и эмпирична. Национальность есть индивидуальное бытие, вне к. невозможно существование человека. Чел входит в человечество через национальную индивидуальность. Человечество включает индивидов, к. жили в далеком прошлом, к. живут сейчас, те люди, к. будут жить в будущем.
№87. ПОНЯТИЕ МАССЫ В КОНЦЕПЦИИ ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА.
Общество – подвижное единство меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделена ничем. Масса – это средний человек, подразумевается совпадение целей, мыслей, образа жизни. Масса – всякий и каждый, кто ощущает себя таким же как все, но он не удручен, а доволен собственной неотличимостью для создания меньшинства надо чтобы каждый отпал от толпы. Внутри любого класса есть собственные массы и меньшинства. Масса снимает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой как все рискует стать отверженным. Обстоятельства и решения – главные слагающие жизни. Обстоятельства – возможности, они нам заданы и навязаны. Жить – вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. Сегодня в обществе преобладает масса, она решает. При всеобщем голосовании массы не решали, а присоединялись к решению того или другого меньшинства. Прямое правление масс – всемогуще и призрачно, масса – те, кто плывет по течению, лишены ориентиров, массовый человек не созидает. Головокружительный рост масс в 19 в. означает все новые и новые толпы, к. извергаются на поверхность истории, но они не успевают пропитаться культурой. Школы вдохнули в массу современные жизненные навыки, силу и спесь современного прогресса, но забыли о воспитании, о духе. Жизнь представлялась новому человеку (20 века), лишенной преград. Прежде для рядового человека жизнь была тяжелой участью – и материально, и житейски. В середине 19 века человек не видит никаких социальных барьеров. Не существует ни каст, ни привилегий. Средний чел усваивает как истину, что все люди узаконено равны. 3 начала сделали возможным этот новый мир: 1либеральная демократия, 2 экспериментальная наука, 3 промышленность. Видя мир великолепно устроенным, человек заурядный полагает его делом рук самой природы и не понимает, что дело это требует усилий людей незаурядных. Психологический рисунок массового человека это 2 черты: беспрепятственный рост жизненных запросов, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Избалованный ребенок. Больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего его истоки. Массовый человек ощущает себя совершенному него самые неукоснительные представления о том что творится в мире, он разучился слушать. У него нет устоев, на которые можно опереться, т.е. нет культуры. Массовый человек втянутый в обсуждение теряется, инстинктивно противится высшей инстанции и необходимости уважать то, что выходит за его пределы. Он лишен способности представить. Масса давит на государственную власть, топчет малейшие оппозиционные ростки. Масса при всей ее однородной скученности не желает уживаться ни с кем кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертельно. В 20 веке заурядность прежде подвластная решила властвовать. Массе свойственно врожденное ощущение легкости, обильной жизни, лишенной тяжких ограничений, чувство собственного превосходства и всесилия, она принимает себя такой какой она есть, и считает свой умственный и нравственный уровень более чем достаточный. Не поддаваться внешнему влиянию, не подвергать сомнению свои взгляды, не считаться ни с кем, свойственно постоянное желание господствовать, вмешиваться во все, навязывать свою убогую бесцеремонность. Существо, к. в наши дни проникло всюду и всюду выказало свою варварскую суть – баловень истории. Баловень – это наследник, к. держится исключительно наследства, а наследство – цивилизация. Т.о. избыточные блага сами собой уродуют жизнедеятельность и производят на свет такие ущербные натуры как баловень, т.е. самый вездесущий и законченный тип – современного массового человека.
№88. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ (Л) В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.
Л. многоплановое, многоуровневое образование. Понятие Л. связано с социализацией – формирование личности. Сущность Л. заключается в осознании человеком самого себя, как источника активности. Л. в своем развитии проходит несколько уровней. 1- чел недостаточно, у адекватно осознает свои истинные побуждения, т.е. он не очень точно знает что он желает, не учитывает качество и степень воздействия на окружающую среду. Получается в итоге неудовлетворительный результат, возникает проблема, отрицательное психологическое состояние. Если подросток может преодолеть трудности, то он переходит на более высокий уровень 2. – чел осознает свои цели и мотивы деятельности, сам формирует ситуацию и представляет что может быть в результате тех действий, к. он пытается совершить. Чел – хозяин собственной жизни и обстановки, в к. он находится. 3 – Л.- субъект собственной жизни, но этот человек пытается свою жизненную линию сопоставить с мировым масштабом, свои противоречия пытается решить, изменяя окружающий мир. (Вожди, лидеры, реформаторы). Л. может или влиять на общество и изменять его, или общество воздействует на чел, изменяет его, лишает уникальности и своеобразия. Массовое общество приводит к стандартизации личности, сильнейшее воздействие общества на человека не дает ему стать центром собственной творческой активности, требует от чел подчинения. Процесс чрезмерной социализации «омассование человека», из уникального состояния превращается в деградированную личность, разрушение человеческой самостоятельности.
№89. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВА (ПРИНЦИП ТИПОЛОГИИ).
Значительный вклад в методологию членения исторического процесса внес Маркс. Его метод основан на анализе общества как целостного организма, развитие которого также закономерно, как и развитие природы. Исторический процесс у Маркса изображен как смена качественно определенных типов общества. Он выделил единый общественный тип и назвал его - общественно-экономическая формация. История по Марксу - это смена общественно-экономических формаций. Исследование истории с точки зрения общественно-экономической формации получило название формационный подход. Наряду с формационным подходом, который определяет исторические типы общества первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический/ существует ряд других подходов. Цивилизационным подход основан на интерпретации соотношения понятий "цивилизация" и "культура". Цивилизация- это конкретно - исторические ступени культурного развития, связанные с теми или иными крупными факторами жизни общества. Цивилизация складывается помимо воли, сознания людей как форма деятельности человека. Цивилизационный подход считается одним из современных методов изучения исторического процесса. Приверженцами цивилизационного подхода являются Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Стадийный подход основан на изучении общества с точки зрения развития стадий. Большой вклад в развитие стадийного подхода внесли Ростоу, Парсонс.
№90. ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ К СОЦИАЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ.
По Марксу основная движущая сила ист развития потребность. Потребность – нужда в чем-то, к. обусловлена противоречием мд наличным и необходимым состоянием человека. Всегда имеет свой предмет, т.е. то , что потребляемо, желаемо. Самая главная потребность – потребность в продолжении человеческого рода. Она двойственна, т.к. она включает потребность в продолжении собственной и чужой жизни. 1 – естественное стремление к рождению детей, 2 – чел не может существовать один, ему нужно социальное окружение. Потребноти всегда имеют свой предмет: Элементы 1. потребное будущее, то к чему чел стремиться 2. непосредственно внешний предмет потребности, конкретность желания, 3. собтвенно потребность состояние желания. Отребности могут быть материальными: биологические и социальные; духовные простые складываются на уровне оющетвенного сознания, сложные на уровне теоретического и художественного сознания. Наиболее сложные духовные потребности в научном и худ творчестве, т.е. если чел испытывает потребности в научн и худ тв-ве он обладает высокой духовностью. Реализовать свои потребности через труд по М.
№91. ТЕОРИЯ СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА У РОСТОУ.
Основоположник стадийного подхода Р. критерием разделения общества на определенные стадии выступает уровень развития механики. Стадии всего экономического процесса – стадии экономического роста. I исторический период огромен, целые тысячелетия, II подготовки сдвига– мануфактурный период 2 века, III сдвига – эпоха промышленной революции 50 лет, IV индустриальное общ-во, Vпостиндустриальное – сейчас. негативные моменты: непропорциональность развития стадий, не смог показать каким образом переход от одной к другой стадии.
№92. РОЛЬ ТЕХНИКИ В СОВР ЦИВИЛИЗАЦИИ.
+ роль: увеличение уровня жизни, используется философами, Ростоу стадийный подход исторического развития. – роль: глобальные проблемы.
№93. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Глобальные проблемы: проблема экологии, сохранения мира, освоения космоса и Мирового океана, продовольственная проблема, проблема народонаселения, проблема преодоления отсталости, проблема сырья, распространение болезней и, прежде всего СПИДа. Особенности глобальных проблем: Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира; Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; Нуждаются в неотложных и эффективных решениях; Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов. Глобальные проблемы явились результатом: С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Экологическая проблема. Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами, кислотные дожди, озоновые дыры, нехватка кислорода, использование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку, экологически вредных предприятий, использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья, развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства влечет возрастающую нагрузку на природу, происходит даже изменение климата. Увеличивается количество СО2, глобальное потепление, в результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. вызовет необратимые процессы: таяние льдов, поднятие уровня мирового океана на один метр, затопление многих прибрежных районов. Проблема войны и мира: резко возросшей мощи оружия, накопление ядерного оружия. На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что тротиловый эквивалент превосходит 10 т. ТЕРРОРИЗМ Неравномерно растет население. Его прирост в развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Болезни: СПИД, сердечно сосудистые, туберкулез.
№94. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
Глобальность, демократизация,. Прогресс, нечто новое отрицающее старое, вовлечение более широких масс в управление общества, соц реальность84; интенсификация.
№95. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
С-ф-ая антропология представляет собой сложный процесс постижения человеком самого себя, но с точки зрения того, что он является членом обществ. Область знаний, к. изучает феномены внутренней жизни человека, возникает под воздействием социальной жизни, .не претендует на изучение чел тотально, обращает внимание на особенности человека. Категории: индивидуальность его свобода, творчество игра, риск, свободный выбор ответственность, смысл жизни. Изучает человека, к. можно определить, как чел творящий, но этот чел не только сотворил мир, но и несет ответственность за то что им создано в соц реальности. Принципы: 1 антропологической ориентации общества. Общество так или иначе воплощает в себе интересы и ценности человека, общество служит человеку. 2. волнообразность обществ жизни – общество, созданное для решения человеческих проблем отчуждается, но на каком то этапе возвращается к человеку. 3. возрастающих масштабов воздействия общества – давление на чел то увеличивается, то уменьшается 4. сохранения нерастворенности чел в обществе – общество постоянно пытается растворить в себе человека, но он пытается сохранить себя как субъект.
№96. ИДЕЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОГРЕССА (О.П.).
Идея прогресса нечто новое, идея новизны. Понятие прогресс шире понятия новизны. О.П. это не только новизна, но и воспроизведение, наследование, простое освоение жизнестойких элементов, т.е. некая повторяемость.; устранение явно устаревшего; создание принципиально нового. Ряд философов признавали О.П.: Гегель, Маркс, Прогресс – восхождение от низшего к высшему. Ряд философов считали прогресс абсурдом: Шпенглер, Тойнби. Считали, что развитие идет циклично, все повторяется, прогресс невозможен.
№97. КАТЕГОРИЯ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В МАРКСИЗМЕ.
Общество, как и природа развивается по объективным законам, Внимание акцентируется на экономике, т.к. основной силой исторического развития является потребность, но любая потребность сопряжена с трудовой деятельностью. Анализ общества начинается с экономической сферы. На каждом отрезке экономического развития имеется определенный способ производства, состоит из производственный сил и производственных отношений. Производственная сила: чел, орудия труда, результат и предмет труда. Производственные отношения возникают у людей по поводу производства. Производственные силы имеют больший темп, чем производственные отношения. Когда производственные силы соответствуют производственным отношениям, то гармония, но если увеличение производственных сил не сопровождается увеличением производственных отношений возникает противоречие – диссонанс, разрешение: реформы или революция. Изменение производственных отношений ведет к изменению способа производства. По Марксу развитие исторического процесса – формационный подход. 1ая стадия - первобытнообщинная, соответствует первобытнообщинному сп пр-ва, заменена рабовладельческим, первобытнообщинный строй превращается в рабовладельческий, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена одной формации другой, развитие идет от более низких стадий к высоким.
№98. СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ. Смотри 97.
№99. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Проследим как изменяется образ человека в философии: у Сократа чел – нравственное существо, главное у чел – это душа, она понимается как разум, как мыслящая активность, именно она позволяет человеку жить по законам морали, надо заботиться о душе, познай самого себя; у Аристотеля – чел общественное животное, главное его свойство общение, положение человека определяется его собственностью, по природе или раб, или господин, в средневековье господствующей формой общественного сознания была религия, совершенствование человека предусматривает его обращение к богу, вера превосходит разум, высшая моральная ценность – любовь к Богу, высшее благо – познание Бога (Августин, Фома Аквинский); в центре внимания философии Возрождения оказывается человек, главным предметом философского исследования является человеческое бытие, антропоцентристское мышление, формировании идеала человека, включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции, возросла ценность отдельного своеобразие и уникальность человека сформировала такое понятие личности, которое включало в себя не только способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим разграничением, но и нести ответственность за свои поступки; иррационализм Ницше – в центре его фии - воля к власти – это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Сверхчеловек – это сильная личность, свободная от морали, смирения, покорности, открыто тянущейся к злу как единственной созидательной силе; современная философия Фрейдом, Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие. Главным среди влечений является сексуальное влечение ЛИБИДО. Бессознательное у Фрейда имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. В бессознательное входят: "Я"- это область сознательного; "сверх - Я" - это совокупность, перенесенных вовнутрь психики индивида социально-значимых идеальных принципов, регуляторов; "оно" - это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного. Культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. Согласно этой концепции, сознательное "я"/эго/ выступает как поде борьбы, с одной стороны, сферы бессознательно-биологических влечений и желаний /"оно" - ид/, а с другой, -требований общества и условий культуры /"сверх - я" - супер - эго/; у экзистенцианалистов гл проблема – отчуждение чел от общества, смысл фии заключается в том, чтобы помочь чел , охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить собственное я. Хайдигер смысл бытия понимал, как чел существование, Камю – абсурдность человека, она находит выражение в бунте, в к. чел пытается найти выход из сложившегося положения., Сартр – человек делает сам себя, обретает свою сущность, уже существуя.