Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Проблема этногенеза восточных славян.
Учебно-методическое пособие
по изучению курса
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
2-е изд., переработанное и дополненное
Для студентов всех специальностей
Таганрог 2004
Составители: В.В. Бурьков, А.В Байлов, Е.В. Папченко.
Отечественная история: Методическое пособие; Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.172 с.
В методическом пособии даны рекомендации по изучению основных тем курса отечественной истории. В пособии имеются программа курса отечественной истории, разработанная в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, методические рекомендации, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы, хронологическая таблица, варианты контрольных тестов, а также краткий словарь исторических понятий и терминов.
Рецензент
|
ВВЕДЕНИЕ
Данное методическое пособие предназначено для студентов в целях организации самостоятельного изучения отечественной истории, работы над историческими источниками и исследованиями.
В пособии основное внимание сконцентрировано на изучении ключевых аспектов отечественной истории, перечне основных знаний и понятий, которыми необходимо овладеть. Определяющими положениями в пособии являются: многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность истории нашего Отечества; внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего, в раскрытии персоналий; акцент на сравнение процессов, происходящих в истории нашей страны, с аналогичными явлениями в других странах.
Пособие содержит методические рекомендации по изучению основных тем курса, различные задания, контрольные вопросы, предназначенные для выполнения после тщательного изучения соответствующей литературы, рекомендованной к каждой теме. Данное пособие призвано помочь: самостоятельно проверить свои знания, качество запоминания фактического материала (имен, дат, событий, терминов, названий и т.д.); определять причины и следствия исторических событии в различных сферах общественной жизни, делать обобщающие выводы; овладеть методом сравнительно-исторического анализа фактов, явлений; определять «плюсы» и «минусы» исторических явлений, давать их оценки, характеризовать исторических деятелей. Необходимо обратить внимание на дискуссии по ключевым проблемам истории России. Важно стремиться выделять главное в содержании, раскрывать причинно-следственные связи и закономерности развития общества с учётом конкретно-исторических условий данного периода времени. Рассматривая тот или иной период истории, постарайтесь выявить возможность разнообразия реальных путей развития и в то же время попытаться понять, почему история «выбрала» именно этот путь, а все иные остались нереализованными.
В пособии имеется программа курса, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы, хронологическая таблица, варианты контрольных тестов, краткий словарь исторических понятий и терминов, составленные В.В. Бурьковым.
Программа курса
Введение.
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России.
Тема 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ.
Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Проблема этногенеза восточных славян.
Общая характеристика этапов развития древнего человека на территории нашей страны. Скифы и греческие колонии в Северном Причерноморье. Индоевропейская языковая общность. Общеславянский европейский поток. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. История восточных славян – часть европейской истории, выделение восточного славянства. Географическое положение восточного славянства. Близость степи, следствия этого для жизни славян в древности. Соседи восточных славян. Авары, Болгарское царство, Тюркский и Хазарский каганаты. Расселение восточных славян по Восточно-Европейской равнине. Хозяйство восточных славян. Общее и особенное в формировании народов. Родоплеменные отношения. Язычество древних славян, его особенности. Складывание племенных союзов.
Киевская Русь.
Формирование государственного объединения «Русь» во главе с княжеством полян. Норманская теория, её роль в русской истории. Происхождение слова «Русь». Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Победа «Севера» над «Югом». Создание державы с центром в Киеве. Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Переход от полюдья к цивилизованному сбору дани. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси. «Восточная» и «балканская» политика Святослава. Оборона Руси от печенегов. Личность Владимира Святославича. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Дипломатическая борьба вокруг крещения. Историческое значение крещения Руси.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Строительство нового Киева и других русских городов. Успехи в борьбе с кочевниками. Династические связи Ярославого дома. Приход к власти Владимира Мономаха. Последние годы единой державы. Особенности формирования феодальных отношений на Руси. Формирование правовой системы. «Русская правда», «Устав» Владимира Мономаха как юридические памятники раннефеодальной эпохи. Русская культура в XI – первой трети XII в. Становление древнерусской материальной культуры. Добыча и обработка железа. Изготовление тонких эмалей и изящных ювелирных украшений. Летописание. «Повесть временных лет». Устное народное творчество. Архитектура.