Структура курсовой и дипломной работы
Курсовые и дипломные работы включают в себя:
· Титульный лист
· Оглавление
· Введение
· Основную часть (несколько глав, разделенных на параграфы)
· Заключение
· Список использованных источников и литературы
· Приложения (таблицы, базы данных, иллюстрации, фотографии, карты, схемы и т. д.)
Титульный лист (см. правила оформления титульного листа) содержит необходимые сведения об учебном заведении, где выполнена работа, об авторе работы, научном руководителе, точное название темы, год выполнения работы. Нумерация страниц считается с титульного листа, но на нем цифра не ставится.
Оглавление помещается вслед за титульным листом. Все заголовки и подзаголовки должны быть написаны в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Следует помнить, что как в оглавлении, так и в самом тексте работы введение, заключение и список литературы не нумеруются. Нумерация целесообразна только в основной части. Против каждого пункта оглавления проставляются соответствующие страницы.
Существует большое количество вариантов оформления оглавления. Однако далеко не все они уместны для использования в дипломной, а тем более в курсовой работе. Наиболее оптимальным вариантом оглавления для работ подобного типа является следующий:
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I. Основы британской эмиграционной политики в 60-е – начале 80-х годов XIX века………………………….…………………………………………..10
§1. Имперская идея Великобритании и эмиграция………………….……...20
§2. Экономический кризис 70-х годов XIX века и миграционные процессы в Британской империи в оценке современников….……………………………...30
Глава II. Проблема эмиграции и власть…………….……….………………40
§1. Эмиграционная политика колоний и метрополии: в поисках баланса интересов……………………………………………………………………………50
§2. Эмиграция и имперский парламент…………………………….………..60
Заключение……………………………………………………………….……70
Приложения...…………………………………………………………………75
Источники и литература……………………………………………………..80
ВВЕДЕНИЕ
Введение должно в краткой форме представлять вашу работу. Оно должно повысить интерес его потенциальных читателей и рассказать им, что, как предполагается, они должны вынести из прочтения работы. Введение содержит следующие структурные элементы:
Актуальность темы определяет важность выбранной темы для современной науки, развития общества в целом и современных международных отношений в частности. Обоснованностью обращения студента к теме может считаться недостаточная ее изученность, наличие пробелов в изучении отдельных вопросов, публикация новых или принципиально иная трактовка ранее известных документов, изменения в динамике тех или иных процессов в международных отношениях, общественная потребность в разработке проблемы и др.
Обзор литературы делается по основным исследованиям по теме. Он не должен представлять собой перечисление отдельных работ, а должен быть построен по тематическому или хронологическому признаку. Главная задача обзора литературы: показать, как изучалась данная проблема, почему она вызывала интерес или наоборот изучалась недостаточно. В обзоре выделяются основные концепции, точки зрения на проблему, раскрываются методологические установки автора монографии или статьи, характеризуется ее источниковая база. Важно отметить наличие дискуссионных оценок и дать свое отношение к ним. Не претендуйте на полный охват всей литературы по вашей теме. Эту задачу не всегда удается выполнить даже в исследованиях более высокого уровня. Отдельных изданий может не оказаться не только в вашем городе, но и в стране вообще. Ваша задача в другом. Если вы построили свой обзор по проблемному признаку, то должны стремиться выделить основные магистральные направления исследований по теме. Если в основу обзора положена хронология, то для каждого периода вы должны обозначить центральные, веховые работы и дать общую характеристику работ в данный период.
В заключительной части обзора литературы подводится итог изучения проблемы и в этом свете формулируются цель и задачи дипломной или курсовой работы.
Цель работы определяется ее конечным результатом – чего хотел достичь автор в данном исследовании. Как правило, при формулировке цели всегда следует отталкиваться от названия работы. Например, если работа называется «Индо-пакистанская проблема в к. XX – н. XIX вв.», то цель данной работы можно обозначить как «изучение проблемы взаимоотношений Индии и Пакистана в к. XX – н. XIX вв.».
Далее формулируются задачи работы. Они представляют собой 3-5 позиций, которые должны соответствовать содержанию дипломной или курсовой работы, т.е. главам или параграфам исследования. Цели работы должны показывать то новое, что вносит автор в своем исследовании по данной теме.
Во введении обязательно указываются объект и предмет исследования. Эти две позиции очень важно различать и не в коем случае не путать между собой.
Объект исследования – это
Предмет исследования – это
Например, если вы изучаете проблему мирового порядка во внешнеполитических взглядах Генри Киссинджера, то объектом вашего исследования будут являться внешнеполитические взгляды Генри Киссинджера, а предметом – комплекс воззрений Киссинджера на проблему мирового порядка, базовые понятия, с помощью которых Киссинджер интерпретирует проблему порядка в международных отношениях, основные категории, используемые Киссинджером для объяснения моделей мирового порядка и т. д.
Хронологические рамки темы определяют начальную и конечную даты работы. Каждую из дат необходимо обосновать. Если в определении хронологии имеются какие-либо отклонения от существующих типов периодизации, это должно быть объяснено.
Географические рамки объясняют выбор в качестве объекта исследования данного региона или страны.
Характеризуя методологическую основу работы необходимо обозначить основные методы исследования, которые вы применяли в ходе изучения проблемы.
Отдельной характеристики требует источниковая база исследования. Обзор источников составляется на основе тех данных, которые собраны в процессе работы над ними. Все использованные источники разделите на группы в соответствии с их типом (документы, статистические данные, мемуары, публицистика, периодика и т. д.). Затем дайте подробное описание каждого типа источника.
При характеристике опубликованных источников нужно привести данные о характере публикации (тематическая, посвященная хронологическому периоду, отдельные документы, фрагменты документов с комментариями). Особе внимание следует обратить на новизну публикаций и их полноту.
Эпистолярные, мемуарные и другие чисто нарративные источники требуют характеристики их авторов (политические и идейные воззрения, аспекты деятельности и др.). Последнее необходимо в связи с определением степени достоверности источника, подхода к освещению событий и т. п.
Подробно описывается методика обработки массовых и статистических источников, обосновывается репрезентативность выборок и т. п.
В заключении обзора оценивается информационная ценность каждого вида и всего комплекса привлеченных источников в целом.
Научная новизна работы должна показать ваш вклад как исследователя в разработку пробуемы.
Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предлагаются автором в практику, т. е. область практического применения вашей работы.
Апробация – формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов, выводов в публикациях и выступлениях, в процессе прохождения практики.
При работе над введением обязательно обращайтесь за помощью к научному руководителю. Общий объем введения должен составлять приблизительно 1/5 часть всей работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть курсового или дипломного проекта – это своеобразное «ядро» исследования, его «экспериментальная площадка». Именно в основной части работы всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. Главы работы целесообразно разделить на более мелкие по своему объему структурные части – разделы, пункты или параграфы – четко обозначив, тем самым, вопросы, исследуемые в рамках каждой главы. Количество разделов или глав, их содержание, определяются студентом совместно с научным руководителем.
Каждый параграф должен раскрывать тот или иной аспект заявленной темы и должен завершаться краткими (1-2 абзаца) выводами (резюме). Каждая глава должна завершаться выводами, обобщающими на более высоком уровне резюме всех входящих в нее параграфов. Все структурные части работы должны быть сопоставимы друг с другом по своему объему. Все параграфы должны быть приблизительно равны между собой по общему объему листов, а каждая глава должна содержать одинаковое количество параграфов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении курсовой или дипломной работы должны содержаться основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе. Основные результаты и выводы, подводящие итог выполненной работе, следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано, избегая обилия общих слов и бездоказательных утверждений. Заключение, как правило, не должно превышать 3-4 страниц.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются практические рекомендации по изученной проблеме. Выводы в заключении не должны повторять текста выводов в конце глав. Основа заключения должна быть связана с той частью введения, где указываются цели и задачи исследования. Т.е. каждая из задач, поставленных во введении должна найти свое отражение в заключении: решена она или нет, с каким результатом и почему именно к такому результату пришел исследователь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованных источников и литературы составляется в соответствии с очень строгими требованиями стандарта. В нем обязательно дается полное библиографическое описание каждого использованного издания (см. правила библиографического описания).
Первый раздел списка – «Источники». Если источников небольшое количество, их достаточно просто перечислить в алфавитном порядке. Если их достаточно большое количество, имеет смысл разделить их на подгруппы (опубликованные официальные документы и материалы, мемуарная литература и публицистика, статистические сборники, пресса и периодические издания). Нумерация в списке источников сквозная.
В следующем разделе списка «Справочная литература» по алфавиту располагают сведения об использованной справочной литературе.
Третий раздел – «Документы и материалы Интернет сайтов» - содержит перечень использованных вами в работе Интернет-ресурсов.
Затем в разделе «Исследования» по алфавиту перечисляется вся использованная научная литература. Нумерация Интернет-адресов, справочной и научной литературы может быть сквозной, но она не продолжает нумерацию списка источников, а начинается заново.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения облегчают восприятие основных положений работы с помощью таблиц, графиков, иллюстраций и т. п. приложения помещают в конце работы, перед списком источников и литературы. Приложения нумеруют, начиная каждое с новой страницы. В правом углу помещают слово «приложение».
Таблицы могут располагаться в тексте или в приложениях в зависимости от их объема и желания автора. Таблица обязательно имеет номер и сопровождается сноской с указанием использованных для ее составления источников.
НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ
В курсовых и дипломных работах делается много ссылок на использованные источники и литературу, а так же приводятся цитаты.
Цитаты желательно выписывать из первоисточников, а не из книг, журналов и т.п., где они приведены в трудах других авторов. Цитата должна полностью соответствовать подлиннику и сопровождаться сноской. Если текст сноски нуждается в каком-либо вашем авторском уточнении, то оно заключается в квадратные скобки и через тире ставятся ваши инициалы. Например: «Он [премьер-министр Великобритании – Н.Ж.] высказал некоторые негативные суждения о ходе интеграционных процессов в Европе». Если в тексте все же приходится использовать цитату из документа, приведенного в работе другого автора, то в сноске указывается Цит. по: и далее помещаются выходные данные издания с обязательным указанием использованных страниц. В случае непрямого цитирования, а использования факта, имени, цифры сноска должна начинаться указанием См.: или Подсчитано по:. Далее может быть перечислено несколько изданий с указанием страниц.
Автор вправе выбрать один из трех видов расположения сносок – постраничные, затекстовые или сноски на номер в списке литературы. Каждый принцип имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Постраничные сноски самые удобные для чтения работы, но они и самые трудоемкие, т. к. чтобы проверить правильность имеющихся сносок или добавить новые необходимо каждый раз просматривать всю работу от начала до конца.
Затекстовые сноски помещают в приложении. Они располагаются общим списком с разделением его на введение, главы и заключение. Эти сноски удобно печатать и проверять, но это значительно осложняет чтение работы, т. к. чтобы посмотреть содержание сноски необходимо каждый раз заглядывать в приложение.
Сноски на номер в списке источников и литературы позволяют экономить объем работы, избавляют от сложностей при оформлении повторных сносок на одно и тоже издание. Но, чтобы использовать этот принцип, автору сначала надо составить весь список источников и литературы со сплошной нумерацией всех разделов. Если нужное издание стоит в списке под номером 21, то сноска выглядит следующим образом [21, с. 58]. Этим типом сносок крайне неудобно пользоваться при чтении большой работы. Он скорее подходит для статьи.
Нумерация сносок в работе не должна являться сквозной. Сноски в каждом из разделов работы (введении и главах) нумеруются отдельно. Номера сносок обозначаются арабскими цифрами.
ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ СНОСОК
Первое обращение к изданию:
Гальперин А. Англо-японский союз. М., 1947. С. 306-308.
Второе подряд обращение к этому же изданию:
Там же. С. 45.
Второе обращение к этому же изданию, но уже после того, как вы обращались к работам других авторов:
Гальперин А. Указ. соч. С. 103.
Сноски на различные работы одного автора:
Ллойд Джордж Д. Военные мемуары. Т. 1-6. М., 1934-1937. Т. 4. С. 56.
Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 1-2. М., 1957. Т. 2. С. 298.
Ллойд Джордж Д. Военные мемуары. Т. 4. С. 146.
Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 2. С. 98.
Сноски на Интернет-ресурсы приводятся таким образом, чтобы набрав указанный адрес, читатель видел перед собой ту информацию, на которую вы ссылаетесь, а не просто главную страницу сайта, на котором она расположена:
23. http://www.gg.ca/gg/fgg/bios/01/connaught_e.asp
Сноска на газету или журнал:
34. Российская газета. 2006. 14 февраля.
41. Полис. 2007. № 12.
Однако если вам необходима сноска на конкретную статью в периодическом издании, то это оформляется так:
12. Мышкин Ю.И. Современные тенденции развития интеграции в рамках АСЕАН // Мировая политика и международные отношения. 2007. № 4. С. 24.