Памятник Тимирязеву работы С. Меркурова (на площади Никитские ворота);
Русская культура 20 века
Культура серебряного века
Серебряный век — период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. К началу 20 века начинается возрождения города Петербурга, что связано со многими планами развития русской культуры (массовая культура, литература, архитектура). Наверное стоит начать с такого символичного издания, которое начинает выходить на рубеже веков, которое отражало все культурные аспекты, это был журнал «Мир искусства». По преимуществу многие его авторы были выпускники Императорского университета, в основном юристы. Кто были эти люди? Это знаменитый Александр Бенуа, который был известен своими трудами по искусству. Дягилев, безусловно фамилия известная, Вальтер Мувель, Дмитрий Философ. Необычный формат, необычный шрифт журнала, заставки и т.п. Особой чертой журнала становится качественная публикация, в провинциальных музеях начала 20 века часто висят репродукции известных картин, журналов, газет и т.д. Шрифт, который использовался в этом журнале был найден Дягилевым в Институте искусства. Культуру поддерживали такие люди, как Савва Морозов, который разбогател на строительстве железных дорог. Одной из задач журнала Мир искусства было возрождение Петербурга, в 1902 году появилась статья Бенуа «Живописный Петербург». И дальше эта статья становится популярной, появляются новые статьи и выставки, поддерживающие возрождение культуры города. К юбилею Петербурга была выставка литографий.
Музыка и кино.Далее, Мир искусства связан с деятельностью такой благотворительной организации как община святой Евгении, обладала довольно качественной типографии. В массовом образе выпущены цветные карточки, в выпуске которых принимали участие художники из Петербурга и всей России. Что касается музыкальной культуры, надо сказать о балетном искусстве. Поскольку начало 20 века – это массовое влечение к балету, чему способствовали артисты балета с мировой известностью и высокоталантливые режиссеры, например, режиссёр Михаил Фокин. Если говорить о балете, можно вспомнить несколько других артистов балета, например, Матильда Кшесинская, Алла Павлова. Помимо этого надо сказать о вечерах современной музыки – музыкальный филиал «Мира искусства», они были популярны и проходили на многих площадках Петербургу. Если говорить о кинематографе, конечно, это явление массовой культуры на протяжении всего 20 века. В 1896 году в Петербурге состоялся первый киносеанс, с чего началось развитие кинематографа в России (в саду Аквариум). Массовая культура Петербурга 20 века увы уже не сохранилась до наших дней – это выступление артистов и показ первых фильмов в парках, в ресторанах, на вокзалах. Довольно быстро появляются сети стационарных кинематографических ателье, в 1908 году был снят первый российский фильм «Стенька Разин и княжна» (режиссер В.Романов). К следующему году вышло более 10 картин, каждая не более 10-15 минут по продолжительности. К 1917 году насчитывалось более 500 кинолент, пусть даже и короткометражных. Если говорить об актёрах кино, то надо вспомнить знаменитую актрису Веру Холодную (изнемождённая, бледная с серыми глазами). Её известности добавила и таинственная смерть на юге России. Иван Мажухин был чрезвычайно популярным актёром, любимцем женщин и в дальнейшем выбивает судьбу эмигранта.
Литература. Ещё одно составляющее русской культуры этой эпохи, то надо поговорить о таком источнике как газетно-журнальный бум. Тогда появляется еженедельная газета «Копейка», она должна была массово распространяться из-за низкой цены. Газета была весьма либеральная, но тем не менее широко разошлась. Очень много в этих газетах уделялось места пропаганде отечественной культуре, особенно литературе. Говоря об издательском деле, надо упомянуть Суворинский издательский дом. Соломон Пропер, австрийский подданный, который появился в начале 20 века в России и за 30 рублей купил газету «Русские известия», и раскрутил её до небывалых высот. Эта газета стала прародительницей разнообразных приложений в ведомостях. Приложения касались мод, народного здравия, проблем искусства и литературы. Наиболее широкую известность получило издание «Огонек», тираж в 1910 году составлял 20000 экземпляров. Ещё одна особенность русской культуры – появление женщин в издательском и литературном деле, так как появлялась потребность в переводчицах, укладчицах, редакторах и т.д. Появляется женская аудитория и начинают выпускать женские журналы «Женщина», «Женский листок» и т.д. Были отдельные рублики Женщины и страны мира, Женщины и кулинария, Женщины и искусство и т.п.
В 1909 году огромную популярность снискал роман Анастасии Вербицкой «Лучи счастья». Переходя к литературе, нужно говорить конечно, что начало 20 века – это новый исторический этап, и появляется массовый интерес к стихам, хотя прошлые два века популярностью обладала проза. По стране создавались молодёжные структуры им. А.А.Блока, в Петербурге Блок жил и творил, а также проводил творческие вечера. Символизм имел географическую разделённость, петербургские и московские символисты. Для петербургских литераторов было важным обсуждением вопросов религии и философии, важно вообще отметить такие мероприятия, как философско-религиозные собрания. Идея эта появляется у Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, главное – создать общество для свободного обсуждения церкви и культуры. Многие люди были в одном обществе «Мир искусства» и общество философско-религиозного собрания, и здесь можно вспомнить Карташева, Успенского, деятели церкви и другие. Когда в 1903 году были закрыты подобные собрания, клуб по религии и философии продолжил свою работу на квартиру Мережковских.
Женская поэзия: Анна Ахматова (Петербург) и Марина Цветаева (Москва). Ахматова была подвержена т.н. «культу Блока», иными словами начался роман между Ахматовой и Блоком, но в тоже время здесь появляется фигура Николая Гумилёва, который стал мужем Анны Андреевны. В 1909 году в редакцию «Аполлона» приходит письмо со старинным гербом, вскрыв конверт Маковский обнаружил стихи и сопроводительное письмо. Стихи очень понравились Маковскому, он написал ответ на французском неизвестной даме и просил о встрече. После первого письма начинается своеобразная переписка. Автором этих стихов была Елизавета Дмитриева, которая преподавала историю в одной из петербургских гимназий. «Башня» Вячеслава Иванова – литературный клуб на квартире Иванова на углу Таврической улицы в доме, который заканчивался башней. Здесь собиралась вся петербургская элита, у него были в гостях Блок, Мережсковский, Мандельштам, Кузьмин и другие. С Ахматовой связана история про кабачок «Бродячей собаки», которое открылось 1 января 1912 года и было закрыто в 1915 году в период Первой мировой войны. Это становится культовым местом как для петербургских деятелей искусства, так и для приезжим. Месторасположение «Подвала бродячей собаки» в здании на Итальянской улице, в подвале существует этот клуб. Там был особый ритуал посвящения, всех деятелей искусства пускали бесплатно, а т.н. «фармацевтов» брали только в три раза больше обычного. Здесь выступал Саша Черный, Владимир Маяковский, Бальмонт и многие другие. Закрытие «Бродячей собаки» связано с выступлением Маяковского со стихотворение «Вам». В 1914 году в клубе выступала Тамара Карсавина, прямо среди зрителей в окружении живых цветов танцевала талантливая балерина. В Петербурге Михаила Кузьмина считали великим поэтом, он открыто вёл гомосексуальные темы и т.п. вещи. Всеволод Мейерхольд стал очень известным режиссёром в годы до мировой войны и уже в советский период. Он поставил пьесу «Балаганчик», а в 1917 году спектакль «Маскарад», как раз в годы революционных событий и анархии в Петрограде. Вся эстетика спектакля говорила о революции.
Живопись и искусство.Конец XIX - начало XX века - важный период в развитии русского искусства, совпавший с тремя революциями - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и революцией 1917 года, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий. В то время еще плодотворно работали ведущие мастера реализма - И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Е. Маковский. В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например, Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930 гг.), творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян. Его картины правдивы и просты, ранние - лиричны («По реке Оке», 1890; «Обратный», 1896), в поздних, ярко живописных, живет буйная жизнерадостность («Девушка с кувшином», 1927; все три в ГТГ). В 1890-е годы Архипов написал картину “Прачки”, рассказывающую об изнурительном женском труде.
К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин (1858-1908) и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной «На миру» (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. В его изображениях шахтеров, угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит старый мир. Но в искусстве этого периода обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать в жизни, прежде всего, ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзажи. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев и М.В. Нестеров.
Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера («Московская улица XVII века», 1896, ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений («Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», 1901, ГТГ). Другой крупный художник этого времени - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни. В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины («На горах», 1896, Музей русского искусства, Киев; «Великий постриг», 1897-1898, ГРМ). К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича Степанова (1858-1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвящены русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией – «Журавли летят» (1891), «Лоси» (1889; обе в ГТГ), «Волки» (1910, частное собрание, Москва).
Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин - обитательниц староусадебных парков - и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись («Водоем», 1902, ГТГ). Дарование К.А. Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декорационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колорическом богатстве его живописи («У балкона», 1888-1889; «Зимой», 1894 - обе в ГТГ).
«Мир искусства» во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, оказало большое влияние на художественную жизнь страны. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали художественный журнал «Мир искусства», устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Мирискусники, как называли художников «Мира искусства», стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Их деятельность способствовали широкому распространению в русском обществе художественной культуры. Но вместе с тем она имела и свои минусы. Мирискусники искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники. В конце 19 века формируется творчество выдающихся русских художников Ильи Репина (1844-1930) Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), Михаила Александровича Врубеля (1896-1902). В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи. Один из наиболее прославленных русских художников этого периода Илья Репин добился славы и почестей своими картинами на библейские сюжеты и из жизни рабочих.
Образования, наука и просвещение. Россия обладала обширной и разветвленной системой образования:
- начальная ступень (церковно-приходские школы, народные училища);
- средняя (классические гимназии, реальные и коммерческие училища);
- высшая (университеты, институты)
1905 год – II Дума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании. В гимназиях ослабили классическое направление и отводилось больше времени преподавания естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишняя узкая специализация в реальных училищах. Коммерческие училища поддерживались буржуазией и было совместное обучение девушек и юношей. С 1860-х гг. студенческие беспорядки становятся обычным явлением. 1899 год – «Временные правила», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки. 1911 год – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов. Исход профессуры в знак протеста – Н.Д. Зелинский, П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев и др. Российская наука выходит на передовые рубежи. Физиолог И.П. Павлов, разработавший принципиальную методику исследования живых организмов. 1904 год - За открытия в области пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. И.И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. В.И. Вернадский и его учения заложили основы новых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. 1904 год – при участии Н.Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт. Труды К.Э. Циолковского заложили основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики. Революционная обстановка в России сопровождалась интересом к политике, гуманитарным наукам: истории, философии, экономике и праву. В.С. Соловьев – основоположник религиозной философии. Также проблемам поиска путей на религиозных началах посвятили себя: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Л. Франк. Появляются работы связанные с историческими исследованиями: «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А.А. Корнилова, «История молодой России» М.О. Гершензона. Серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М.И. Туган-Барановский и П.Б. Струве. Издание лекционного курса по истории В.О. Ключевского в начале XX века. Русские языковеды Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Н.В. Крушевский разработали вопросы для зарождающейся лингвистики. В литературоведении А.Н. Веселовский создатель сравнительно – исторической школы.
Архитектура.Русская архитектура переживает последний – короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерна. Создатели учитывали новые конструкции и материалы и в то же время эстетически их осмыслить, придать зданиям художественную выразительность. Архитекторы: Ф.И. Лидваль – здание Азовско-Донского банка, А.В. Щусев – Казанский вокзал, Ф.О. Шехтель – Ярославский вокзал и типографии газеты «Утро России». В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель. Известнейшая его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Свое развитие неоклассицизм получает в работах Владимира Алексеевича Щуко. Его первый практический успех в неоклассике — постройка в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 г. Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине.
В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице). Любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В.И. Мотылёвым по рисунку С.И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916-е годы. В этом стиле также построен Государственный Универмаг (ГУМ) в Москве, Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге, Федоровский городок в Царском Селе.
Религия. В 1901—1903 годах в Санкт-Петербурге проходили «религиозно-философские собрания» представителей светской интеллигенции и духовенства под председательством епископа Ямбургского Сергия (Страгородского); окончательно вызревает мысль о необходимости созыва поместного собора и реорганизации высшего церковного управления. По Высочайшему Указу правительство во главе с графом Сергея Витте в декабре 1904 года начало разработку законопроекта Об укреплении начал веротерпимости, изданного Высочайшим Манифестом 17 апреля 1905 года. Следствием изменившегося законодательства стала ситуация, когда Православная Церковь, лишившись своих прежних государственно-правовых привилегий, фактически оказалась в роли дискриминируемого исповедания, так как продолжала пребывать под прямым государственным контролем. Попытки первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) найти пути для исправления ненормального положения торпедировались Победоносцевым. В конце данного периода возник ряд радикальных националистических и монархических, так называемых «черносотенных» организаций, опирающихся в своей идеологии на русское православие: «Русское собрание», «Союз Русского Народа», «Русская монархическая партия», «Союз Михаила Архангела» и другие. В монархическом движении участвовали представители чёрного и белого духовенства, занимая руководящие посты в некоторых организациях до 1913 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, запрещавший духовенству заниматься партийной политической деятельностью.
Русская культура 1917 года и интеллигенция.
Образование и наука. По культуре Гражданской войны будет отдельная лекция, а сейчас образование, культура, наука и искусство в годы Февральской и Октябрьской революции. Вхождение России в Первую мировую войну не выявило отторжения у русской интеллигенции (около 1 млн. человек) и российского общества. Война внесла коррективы в деятельность научных учреждений, в 1915 году была создана комиссия в РАН А.П. Карпинского, который возглавлял геологический отдел, так как любая война требует ресурсов. Началась геологическая разведка с привязкой к местности, АН была мобилизована для военных дел. Создана комиссия по спасению памятников культуры от разрушений войны, в которую вошли многие учёные гуманитарных специальностей. Карпинский стал фактический исполняющим обязанности главы АН, возглавлял разработки, связанные с военными действиями. Взгляды Карпинского, как и многих других членов АН постепенно менялись, от патриотического поддержание правительства до полного окончания войны. Февральская революция обеспечила приход к власти отечественной интеллигенции (Временное правительство – это правительство учёных кругов). 15 мая 1917 года Карпинский стал первым выборным Президентом РАН. Его председательство в 1917 году стало функционировать совещание ВУЗов. Февраль положил начало учебной реформы. В первую очередь учительство (преподавательство) в целом настаивало на ликвидации учительского совета, который был в каждой учебной организации. Учительство должно освободиться от излишества, советы были ликвидированы, вместо них были образованы комиссии, т.е. сами учителя сами определяли развитие гимназии, количество часов и т.д. 4 июля 1917 года Временным правительством был издан указ «Об упразднении учебно-окружных управлений». Учительство послереволюционного периода имело историю корпоративную (до этого было 4 съезда Всероссийского учительского союза). В апреле 1917 года был восстановлен этот союз, в него вошло более 570 тыс. учителей и работников науки. В этот период многие вопросы образования казались преждевременными, например, вопрос о переходе к упрощённой орфографии. Между тем, если рассматривать другие отрасли, то в науке произошло много изменений. Историки тоже много мечтали, например, чтобы архивы были открыты для исследователи. Архивное дело того времени имело множество учреждений, поэтому российские историки стали инициаторами Союза российских архивных деятелей (17 марта 1917 года Петроград). С.Ф.Платонов не набрал необходимого количество для члена совета Союза, и не стал приходить на его заседания. Приход к власти большевиков разделил науку на несколько лагерей, большая часть восприняла это без энтузиазма, малая часть поддержала анархистов, часть поддержала большевиков (Блок, Петро-Водкин и другие). 29 октября СНК обратился с воззванию к народу России. 4 ноября 1917 года публикуется обращения к трудящимся сохранять памятники истории и культуры. 23 декабря 1918 года ВУС как антиправительственная организация была распущена. Реформа орфографии 1 января 1918 года – замена церковно-славянского алфавита более простым, введение всеобщего образования (создания единой трудовой школы) 30 сентября 1918 года. Начальное образование предусматривалось бесплатное обучение от 8 до 17 лет в школах первой и второй ступени с профессионализированными 8, 9, 10 классами. Реформа предусматривала увеличения количества школ, к концу Гражданской войны по сравнению с 1914 годом увеличилось в 2 раза. По всей России были организованы курсы ликвидации неграмотности. К концу войны 5,5 млн. солдат красной армии были демобилизованы, а многие образование даже начального не имеют, главная цель – искоренить неграмотность. На предприятиях вместо 8 часов работы, 2 часа уделялись на лекции по языку, литературе и ликвидации неграмотности. Что касается ВУЗов, то надо сразу отметить, что академики были более решительно по отношению к большевикам, были более политизированы и богатые. Изначально отторжение шло больше, чем со стороны учительства, например, Лаппо Данилевский. Провозглашается лозунг «Вся власть – Учредительному собранию». В марте 1918 года правительство переехало в Москву из Петрограда, началась эвакуация архивов в новую столицу из Петрограда.
План монументальной пропаганды
Монументальная пропаганда (также ленинский план «монументальной пропаганды») — выдвинутая В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. Идея монументальной пропаганды Ленина восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанелла (1568—1639) «Город Солнца», в котором философ излагает свои мысли об устройстве идеального социалистического государства. В беседе с Луначарским Ленин вспоминал то место сочинения, где Кампанелла упоминает украшение стен города фресками: … которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, — продолжал Ленин, — что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же… Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой.
Основу плана составили два проекта:
· украшение зданий и «т.п. мест, где обыкновенно бывают афиши», большими революционными надписями;
· постановка памятников великим революционерам, в «чрезвычайно широком масштабе, — памятников временных, из гипса…».
Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т. п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будирующие умы и сознание масс. Начало осуществления плана монументальной пропаганды было положено декретом СНК РСФСР «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» (утвержден 14 апреля 1918 года). В числе установленных декретом мероприятий значилось снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг», и выработка проектов памятников Российской социалистической революции.
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2. Особой комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведующего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3. Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции.
4. Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и выставлены первые модели новых памятников на суд масс…
Отделом изобразительных искусств Наркомпроса был подготовлен список лиц, которым предполагалось поставить памятники. В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) — всего 69 имен. Кроме памятников отдельным лицам план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».
Скульпторы и их вклад в развитие идеи монументальной пропаганды.Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов. Об оптимистическом настрое среди скульпторов в связи с планом «монументальной пропаганды» свидетельствуют воспоминания старейшего русского скульптора Л. Шервуда: «… Я был не только обрадован, но и изумлен тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план «монументальной пропаганды» был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября».
В условиях экономического кризиса, вызванного проводимой большевиками политики военного коммунизма, для полноценной реализации «плана» не хватало материальных ресурсов. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс, бетон, дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он все же оставался трудным для обработки и очень непрочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С упрочением хозяйственного положения Советской России в 1922 году появляются памятники из прочных материалов, сохранившиеся длительный срок. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом. Необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды» может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития советской скульптурной школы бесспорно. О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина: «Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…». Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр.
Памятники и другие произведения архитектуры. К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный первой советской конституции, через полгода дополненный статуей свободы. По мнению некоторых исследователей монумент Советской Конституции — одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды». Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчистке площади. За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград — свыше 15. В настоящее время монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку (например, в организации массовых зрелищ). Первое произведение после принятия декрета — памятник Радищеву, архитектор Л.В. Шервуд, в Петрограде на Дворцовой площади. Открыт 22 сентября 1918 году. Отлив с этой статуи установлен в Москве на Триумфальной площади 6 октября 1918 года (не сохранился). Памятник Робеспьеру (Москва) был открыт 3 ноября 1918 года (не сохранился). 7 ноября 1918 года было открыто 19 памятников, в том числе: «Маркс», скульптор А.Т. Матвеев, Рельеф «Слава павшим в борьбе за мир и братство народов», скульптор С.Т. Коненков, 1918. Для Сенатской башни Московского кремля, сейчас в ГРМ, «Маркс и Энгельс», скульптор С. Мезенцов. На площади Революции (не сохранился). Памятник Достоевскому работы С. Меркурова (установлен первоначально на Цветном бульваре, сейчас — у больницы им. Достоевского). По сей день на улицах Москвы сохранились ранние памятники и рельефные работы, установленные с 1918—1923 гг. по плану «монументальной пропаганды» (многие были переведены в традиционные скульптурные материалы — бронза, гранит и т. д.):
1. «Мысль» работы С. Меркурова (также установлен первоначально на Цветном бульваре, теперь на Новодевичьем кладбище на могиле скульптора);
Памятник Тимирязеву работы С. Меркурова (на площади Никитские ворота);