Проблемы совершенствования правовой базы противодействия экстремизму

Уголовное законодательство представляет собой достаточно развитую систему норм, устанавливающих ответственность за пре- ступные проявления экстремизма. Однако, несмотря на то, что уго- ловно-правовые нормы, направленные на борьбу с экстремизмом, неоднократно подвергались изменениям и дополнениям, анализ действующего законодательства позволяет предположить, что в них имеется ряд недостатков99.

В первую очередь это касается возраста, с которого наступает уго- ловная ответственность по некоторым делам. Как показывает право применительная практика, виновные в преступлениях, предусмотрен- ных ст. ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ уходят от ответственности по причине не достижения возраста уголовной ответственности. Статья 20 общей части УК РФ не относит преступления, предусмотренные вы- шеуказанными статьям к категории преступлений, за которые уголов- ной ответственности подлежат лица, не достигшие 16 летнего возрас- та. Тем не менее, достаточно частым прецедентом в следственной и судебной практике является расследование дел об организации экс- тремистского сообщества и участия в нем именно несовершеннолет- них лиц, не достигших возраста уголовной ответственности.

Еще одним фактором, негативно воздействующим на правопри- менительную практику, являются определенные сложности в рас- следовании таких дел. Правоохранительные органы в процессе рас- следования преступлений стараются опираться на материальную составляющую деяния. Если совершено убийство, то применяются положения п. «л» ч. 2 ст. 105. Положения же статей регламентирующих запрет деятельности экстремистских организаций и предусматрива- ющих ответственность за их организацию и участие в них зачастую игнорируются, в виду сложности в доказательствах таких фактов. Следует сказать, что первый приговор по ст. 282.1 УК РФ был вынесен лишь в 2005 г., спустя три года после ее введения. Более того, долгое время наличие преступлений экстремистской направленности, как таковые, правоохранительными органами игнорировались. Сложилась практика квалификации преступлений экстремист- ской направленности как совершенных из хулиганских побуждений.

К примеру, квалифицирующий признак «совершенное на почве наци- ональной или расовой вражды или розни» был внесен еще в 1993 г. в УК РСФСР, первый же случай вынесения приговора за убийство со- вершенное по мотиву национальной ненависти был вынесен только в конце 2003 г. Такая тенденция, к сожалению, не означает, что за 10 лет не было совершено ни одного убийства на почве национальной нена- висти, статистика подтверждает обратное.

Существенные трудности для правового регулирования противо- действия экстремизму создает ряд действующих законов. Закон 1991 г. «О средствах массовой информации» не содержит реальных методов воздействия на СМИ, нарушающие требования настоящего Закона о недопустимости злоупотребления свободой массовой ин- формации.

В соответствии со ст. 12 указанного Закона, периодические печат- ные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров освобожда- ются от регистрации. Не указывая выходных данных малотиражного издания либо указывая вымышленные данные, производители имеют реальную возможность избежать ответственности за их использова- ние для совершения правонарушений. В то же время деятельность средств массовой информации, допускающих правонарушения, мо- жет быть прекращена или приостановлена только учредителем либо судом в порядке гражданского судопроизводства, а изъятие, унич- тожение тиража или его части допускается не иначе как по вступив- шему в законную силу решению суда. Данное положение исключает возможность оперативного реагирования на факты производства

и распространения информационной продукции, способствующей разжиганию национальной, расовой и религиозной вражды100. Остается неурегулированным вопрос контроля и привлечения к ответственности лиц и организаций за размещение экстремистских материалов на сайтах в компьютерной сети Интернет. Согласно ст. 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятель- ности» запрещается использование сетей общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Однако Интернет в законодательном порядке не является средством массовой инфор- мации. Нужно отметить, что Интернет является первоисточником распространения экстремистских настроений, в то время как теле- визионные или печатные издания стараются соблюдать некие этиче- ские нормы, освещая проблемы экстремизма101.

Следует также отметить, что закон описывает общую модель раз- решенного или запрещенного. Если прокурор, судья следователь, работник органа юстиции не расположены видеть общественную опасность экстремизма в конкретном случае, никакие формулировки законов не помогают102.

В числе проблем, требующих законодательного решения, также можно выделить:

– введение в ряд преступных деяний дополнительного квали- фицирующего признака – совершение по экстремистским мотивам, на почве идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды;

– повышение ответственности распространителей материалов экстремистской направленности в сети Интернет и владельцев ин- формационных ресурсов сети;

– принятие правовых норм направленных на пресечение дея- тельности интернет-сайтов, пропагандирующих насильственный экс- тремизм;

– дополнение Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетиро- ваниях» в части установления обязанности представления образцов планируемых к распространению информационных материалов;

– законодательное раскрытие содержания понятий «экстре- мизм» и «международный экстремизм»;

– четкое формулирование механизма осуществления надзора за соответствием деятельности религиозных объединений действу- ющему законодательству и контроль соблюдения уставных целей та- кими организациями (объединениями);

– правовое закрепление нормы, запрещающей создание под другим названием партий и объединений, деятельность которых была запрещена в связи с осуществлением ими экстремистской дея- тельности.

Негативные издержки радикальной смены социального строя в России пришлись на период социализации нынешнего поколения российской молодежи и создали благоприятную почву для распро- странения экстремизма в молодежной среде. Количество и чис- ленность радикально и экстремистки настроенных объединений молодежи увеличивается, растет и количество преступлений, по- рожденных социальной враждой; увеличивается опасность появ- ления в скором будущем организованного молодежного движения, объединяющего экстремистов разных политических пристрастий, приемлющих в качестве формы политической борьбы методы наси- лия и террора.

Состояние и перспективы законодательного обеспечения проти- водействия экстремизму в молодежной среде неоднократно стано- вились темой для обсуждения на парламентских слушаниях в Совете Федерации. По словам главы верхней палаты Федерального Собра- ния РФ С. Миронова, современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксено- фобия, национализм и фашизм.

Причем, одной из самых уязвимых для экстремизма социальных групп выступает молодежь. «Сегодня молодежный экстремизм вы- ражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодеж- ных объединений противоправного характера. Экстремисты нетер- пимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим со- циальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей»103.

По данным представленным председателем Совета Федерации,

в стране действуют около 150 неформальных молодежных организа- ций. И это не просто клубы по интересам, «тусовки», а организации с жесткой иерархией, дисциплиной, идеологией и вождями, в которые

входят до 10 тысяч человек. Они разрознены, но эксперты утверж- дают, что вероятность их сплочения при появлении единого лидера весьма высока104.

В законодательном обеспечении борьбы с экстремизмом в моло- дежной среде, по мнению главы верхней палаты парламента, можно условно выделить два основных направления. Первое нацелено на пресечение экстремистской деятельности, второе – на профилактику экстремизма, устранение условий, подталкивающих к нему, на обе- спечение гармоничного включения молодежи в нормальную жизнь общества.

Еще не вполне урегулирована в правовом поле борьба с экстре- мизмом в молодежной среде. Хотя отдельные решения уже намеча- ют общий курс необходимых в этой области действий. Так админи- страцией Санкт-Петербурга 7 июля 2003 г. принято распоряжение

№ 1669-ра «О Координационном совете по организации профилак- тической и воспитательной работы по недопущению экстремизма и национализма в молодежной среде».

Представляется необходимым внесение изменений и дополнений

в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодей- ствии экстремистской деятельности», направленных на выделение деяний, связанных с распространением экстремистской литературы

и вовлечением молодежи в экстремистские организации, в отдель- ные составы тяжких преступлений, а также на установление четких критериев определения как самого экстремизма, так и экстремист- ского характера материалов.

Правительству Российской Федерации необходимо разработать

и принять Стратегию государственной молодежной политики, в ко- торой должны содержаться меры, направленные на искоренение причин, вызывающих экстремистские проявления в молодежной среде.

Также необходимо обратить внимание еще на одну сторону про- блемы экстремизма. Ведь помимо прямого, если можно так выра- зиться, «физического», воздействия на общество и государство сам факт возникновения и развития такого явления, как экстремизм, вы- зывает психологический дискомфорт в общественном сознании на- родов, традиционно исповедующих ислам. Поэтому, как представ- ляется, крайне важна консолидированная позиция представителей культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций

в противостоянии экстремистским проявлениям. При этом средства массовой информации должны, не драматизируя ситуацию, предо- ставлять взвешенную и объективную информацию и способствовать единению здоровых сил общества.

На федеральном и региональном уровнях необходима разработка

и реализация комплексных целевых программ развития патриотизма

и толерантности, ориентированных, прежде всего на молодежь. Подводя итог можно отметить, что существующее на сегодняш- ний день в РФ законодательство о борьбе с экстремизмом основы- вается на нормах Конституции и международного права. В основе существующего комплекса нормативно-правовых документов лежит Закон «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия ей, устанавливает ответственность за подобные деяния. Все меры нормативно-правового воздействия на различные проявления экс- тремизма условно можно разделить на профилактические или пред- упреждающие меры, которые заключают в себе нормативные акты о недопущении распространения экстремизма, запрещении создания организации, сообществ, групп и т.п. в которых существуют зачатки экстремизма, и меры, принимаемые при установлении фактов про- явления экстремистской деятельности105.

Тем не менее, действующее законодательство все еще не по- зволяет эффективно противодействовать экстремизму во всех его формах проявления и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Дальнейшая работа в борьбе с проявлениями экстремизма и, в част- ности конкретные законодательные решения должны быть направле- ны в первую очередь на устранение условий, способствующих экстре- мистским проявлениям. В связи с этим важную роль призван сыграть федеральный закон, направленный на регламентацию вопросов про- филактики правонарушений экстремистской направленности.

ГЛАВА III. ТЕРРОРИЗМ НА ЮГЕ РОССИИ:

Наши рекомендации