СУДЕБНИК 1497 года (извлечение)

Судебник Ивана III был составлен дьяком Гусевым и в 1497 году утвержден великим князем и боярской думою. В его основу была положена «Русская Правда». Создание Судебника было обусловлено объединением земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и необходимостью выработки единых юридических норм и правил судопроизводства.

В 1497 году, в сентябре месяце, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и боярами о суде, как судить боярам и окольничим.

1. Судить суд боярам и окольничим. А на суде быть у бояр и окольничих дьякам. А частных вознаграждений (взяток) боярам, и окольничим, и дьякам от суда и от содействия в разрешении дела не брать; также и любому судье частного вознаграждения (взятки) от суда не брать никому. А судом не мстить, не дружить никому.

2. А кто придет к боярину с жалобой, и ему жалующихся от себя не отсылать, а давать всем приходящим с жалобами управу во всем, кому надлежит. А кого из жалующихся боярину самому нельзя удовлетворить (его просьбу), и то дело сказать великому князю или к тому его жалующегося послать, которому таких людей приказано ведать <…>

9. А убийцу господина (крестьянина, убившего своего владельца) и изменника (заговорщика), святотатца, и вора, совершившего убийство, и бунтовщика (разгласителя секретных сведений), и поджигателя города с целью сдачи его врагу - заведомого преступника (из числа перечисленных) лишить жизни, казнить его смертною казнью.

10. О ворах. Если какого-либо вора задержат в каком-либо воровстве в первый раз (кроме кражи в церкви и кражи, сопровождающейся убийством), а в иной краже в прежней (совершенной ранее) улики (доказательства) на него не будет, то его казнить торговою казнью, бить кнутом, да взыскав на нем сумму иска, и судье его наказать продажей (штрафом). Если же не окажется у того татя имущества, чем можно было бы заплатить сумму иска, то бив его кнутом, да выдать головою истцу в его (истца) убытка для продажи в рабство, а судье ничего на нем (воре) не взыскивать.

11. Если задержат вора вторично в краже, то казнить его смертною казнью, а сумму иска заплатить из его имущества, а остаток его имущества отдать судье. А не окажется у того вора имущества, равного убытку истца, то его истцу для возмещения убытков последнего не выдавать для продажи в рабство, а казнить его смертною казнью <…>

18. Об отпускной грамоте. Если кто-либо предъявит отпускную без доклада боярам и без подписи дьяка, или из городов без доклада наместнику, держащего кормление с правом боярского суда, то подобная отпускная не признается отпускной, за исключением только такой отпускной, которую владелец холопа или рабы напишет собственноручно. В этом случае отпускная грамота признается имеющей силу и без доклада <…>

56. Если холопа возьмет в плен татарское войско, а он убежит из плена, то он получает свободу и не является больше холопом прежнему господину.

57. О крестьянском отказе. А крестьянам отказываться переходить из волости в волость, из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожилое за дворы крестьяне пусть платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина за двор. Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то пусть он заплатит пожилое за четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то пусть он заплатит пожилое за полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то пусть он заплатит пожилое за три четверти двора; если поживет четыре года, то пусть он заплатит пожилое за весь двор <…>

60. Если какой-либо человек умрет без духовной грамоты (завещания) и у него не останется сыновей, то все его движимое имущество и земли переходят дочери, если не будет у него дочери, то взять движимое и недвижимое имущество ближайшему родственнику.

61. Об изгородях. А между сел и деревень (владельцам смежных владений) городить изгороди пополам; а через чью изгородь будет совершена потрава поля, тому владельцу чья изгородь и платить штраф за потраву. А где имеются луга, удаленные от сел или от деревень, там владельцу лугов не городить изгородей, всю же изгородь пусть городит тот, чья пахотная земля смежная с чужими лугами.

66. О полной грамоте. По полной грамоте (грамоте о самопродаже в холопство) человек становится холопом. По тиунству и по ключу по сельскому (по должности сельского тиуна и ключника) человек становится холопом независимо от того - оформлена ли грамота о холопстве с докладом или без доклада боярину и наместнику с правом боярского суда, вместе с женою и с теми детьми, которые будут жить у одного господина; а те его холопа дети, которые будут жить у другого господина или сами по себе, те не холопы. А по городскому ключу (должности городского ключника) человек не становится холопом. По холопке, на которой человек женится, он становится холопом, по холопу, за которого женщина выйдет замуж, она становится холопкой; по грамоте о выдаче приданого человек считается холопом, по духовной грамоте (завещанию) человек считается холопом <…>

Памятники русского права. Выпуск третий. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1955. С.357-374.

Наши рекомендации