Психологические аспекты возникновения стереотипов.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Философский факультет
Кафедра религиоведения
направления подготовки 033300.62 "Религиоведение"
КУРСОВАЯ РАБОТА
История возникновения предрассудков и стереотипов, связанных с исламом в современном обществе
Студент III курса
Группа 1892
"___"_________ 2012г. Т. Р. Семенов
Научный руководитель
ассистент
"___"_________ 2012г. М. Р. Мухаметханова
Казань - 2012
Содержание курсовой работы:
I. Введение................................................................................................3
II. Основная часть:
1. Определение стереотипа и предрассудка;…………………………..…..4
2. Психологические аспекты возникновения стереотипов;………………4
3. Особенности этнических и религиозных стереотипов…………………6
4. Изложение основных стереотипов и предрассудков об Исламе;……...8
5. История возникновения стереотипов:
а) стереотипы, появившиеся одновременно с Исламом,…………9
б) стереотипы, возникшие в Средневековье,……………………..12
в) стереотипы, родившиеся в Новое время,………………………18
г) стереотипы, сложившиеся в ХХ столетии……………………..29
III. Заключение…………………………………………………………………44
Введение.
Целью моего исследования является изучение истории развития представлений европейцев об исламе. Также я наблюдал за постепенным формированием взглядов европейцев на мусульманскую религию и ближневосточное общество в целом. Основной ценностью данной работы является объединение многочисленной и разнообразной информации с целью достижения наиболее полного и всестороннего рассмотрения проблемы, вынесенной в заголовок курсовой работы. Особую важность этой работе придает ее актуальный в современном обществе характер. В работе были использованы также личные исследования ее автора, проведенные для наиболее точной формулировки стереотипов и предрассудков, существующих в современном российском обществе.
Я посчитал необходимым пояснить с точки зрения психологии сущность феномена стереотипа для уточнения направления самой работы в целом и вынести эту психологическую проблему в первую часть моей работы. Затем следуют непосредственно эмпирические наблюдения, а собственно основную массу исследования занимает прослеживание истории возникновения и развития стереотипов в сознании европейского общества с VII по ХХI век. В заключение курсовой работы вынесены проблемные вопросы, актуальные для современности. В целом курсовая работа содержит в себе тесное переплетение религиоведческих, культурологических, политологических, социологических, психологических, антропологических проблем и вопросов. В работе был использован широкий круг источников: от классических трудов, связанных с вышеуказанной проблемой, до опросов и исследований, проведенных самим автором.
Определение стереотипа и предрассудка.
Стереотип – схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившийся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; социальная часть установки, нередко синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками.[1]
Предрассудок – мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы, особенно живучи расовые и национальные предубеждения.[2]
Психологические аспекты возникновения стереотипов.
Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются процессы субъективной интерпретации индивидом мира, которая в повседневной жизни далеко не всегда основывается на научном знании. На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида таких процессов. Во-первых, стереотипизация как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства. Во-вторых, социальная каузальная атрибуция, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений.
Стереотипы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта – и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.[3] Впервые термин «социальный стереотип» был употреблен в 1922 году У. Липпманом, американским журналистом и политологом, при анализе влияния имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Он считал, что стереотипы, во-первых, экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море информации и помогают сохранить высокую самооценку.
Необходимо четко определить разницу между стереотипом как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. Объективно полезной функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Также стереотипизация является средством когнитивной экономии, обеспечивающей индивидов максимумом информации при минимальном когнитивном усилии. Стереотипы не являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие – более точные и индивидуализированные – представления. Наш мир неправдоподобно сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Исходя из этого, стереотипизацию они рассматривают как средство постижения социального значения информации. В качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, чаще всего оценочную в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной групповой идентичности. Иными словами, детерминанты содержательной стороны стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков этнические стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межэтнических отношений, основанных на господстве и подчинении.