Правоохранительные органы в период НЭПа
Среди первых в числе правоохранительных органов можно выделить прокуратуру, деятельность которой регулировалась Положением «О прокурорском надзоре», утвержденным ПВС СССР 28 мая 1922 г.
Статус прокуратуры: отдел наркомата юстиции, прокуратура не была независимой, местные прокуроры были подотчетны местным исполкомам.
Собственно прокуратура СССР была образована 17 декабря 1933 г. по Положению «О Прокуратуре СССР». Положение утвердило систему прокуратуры СССР и союзных республик:
1) прокурор СССР, его заместители – высшее должностное лицо прокуратуры, ему подотчетны все иные прокуроры, назначался ЦИК СССР;
2) прокуроры республик – высшие должностные лица прокуратуры республики, наркомы юстиции;
3) местные прокуроры (городов, районов) – подчинены прокурору республики, назначались на должность также прокурором республики.
Компетенция прокуратуры:
1) надзор за законностью действий всех органов власти, организаций и частных лиц (общий надзор);
2) надзор за органами дознания, следствия, ГПУ;
3) поддержание обвинения в суде;
4) надзор за местами лишения свободы.
Полномочия прокуроров:
1) внесение представления об отмене незаконных актов;
2) внесение протестов в вышестоящие органы на незаконные действия органов власти и незаконные приговоры судов в кассационном м надзорном порядке;
3) возбуждение уголовных дел;
4) давать указания и разъяснения органам дознания и следствия;
5) утверждение обвинительных заключений;
6) освобождение незаконно содержащихся под стражей.
Положение «Об Объединенном государственном политическом управлении» Президиума ЦИК 15 ноября 1923 г. – основа образования СОГПУ. На местах формировались местные органы СОГПУ.
ОГПУ – конституционный орган на правах народного комиссариата.
Компетенция ОГПУ: борьба с контрреволюционными выступлениями, вредительскими организациями, бандитизмом.
Полномочия ОГПУ:
1) оперативно-розыскная деятельность;
2) расследование уголовных дел в пределах своей компетенции;
3) применение репрессий.
ОГПУ было одним из судебных органов (Судебная коллегия), не являющихся судами.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. ликвидировало народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. Теперь (25 мая 1931 г.) действовало Положение «О рабоче-крестьянской милиции».
Милиция была административно-исполнительным органом советской власти.
Основной задачей милиции являлась охрана революционного порядка и общественной безопасности.
Компетенция милиции:
1) проведение в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти в пределах своей компетенции;
2) борьба с преступностью и расследование уголовных дел;
3) защита и охрана государственного и общественного имущества;
4) обеспечение личной безопасности и имущества граждан.
Система рабоче-крестьянской милиции:
1) главные управления милиции союзных республик – главные органы милиции (они формировались при СНК республик);
2) управления милиции: краевые, областные, автономных республик, районные и городские – местные органы. При милиции формировались добровольные общества, которыми руководила милиция.
В зависимости от компетенции органы милиции подразделялись на: общие; ведомственные.
Конституция СССР 1924 г
Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.
Планы союзного объединения:
1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к конфедерации;
2) Сталин напротив: союзу будет проще противостоять врагам, если государство будет унитарным.
Конституция 1924 г. констатировала факт создания нового союзного Советского государства и включала 2 раздела:
1) Декларация об образовании СССР;
2) Договор об образовании СССР, подписанный вначале РФ, Украиной, Белоруссией, Закавказской республикой, а позднее к нему присоединились Узбекистан и Туркменистан.
Принципы объединения советских республик в единое государство (по Декларации):
1) добровольность;
2) равноправие;
3) сохранение суверенности республик и право их свободного выхода из СССР; право республик на обязательное их согласие в случае изменения их территорий.
Договор содержал основные положения организации власти и устройства СССР, образующие 11 глав: о предметах ведения верховной власти органов власти СССР, о съезде Советов, о Центральном исполнительном комитете, о Верховном Суде СССР и др.
Система высших органов власти по Договору:
1) высший орган власти СССР – съезд Советов СССР (временный; в период между его съездами высший орган власти СССР – ЦИК);
2) ЦИК СССР (формировался из Союзного Совета, избранного съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, формируемого из представителей союзных и автономных республик и представителей автономных областей; Президиум ЦИК в период между съездами обладал полномочиями высшего законодательного и исполнительного органа власти СССР);
3) Совет Народных Комиссаров СССР – исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР (формировался ЦИК СССР, в его состав входили Председатель СНК, его заместители и 10 наркомов; в структуре СНК формировались наркоматы, которые осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями государственного управления);
4) наркоматы (5 из них – общесоюзные: иностранных дел, военных, морских, внешней торговли, путей сообщения, почты и телеграфов; и 5 – объединенные: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ).
Предметы исключительного ведения СССР по Договору об образовании СССР:
1) международные отношения и внешняя торговля;
2) решение вопросов войны и мира;
3) руководство вооруженными силами;
4) общее руководство и планирование экономики и бюджета;
5) разработка основ законодательства для всех республик.
Компетенция союзных республик:
1) внутренние дела;
2) сельское хозяйство;
3) образование;
4) юстиция;
5) социальное обеспечение и здравоохранение.
Выделяются 2 редакции декларации и договора:
1) СССР – конфедеративное государство;
2) СССР – федеративное государство.
СССР – федерация суверенных равноправных республик (формально). (Реально) СССР – унитарное государство с центром в Москве.
Сталин внес изменения в Договор об образовании СССР:
1) сохранилось право выхода союзных республик, но согласия других республик теперь не требовалось, т. е. был уничтожен механизм выхода;
2) вопрос о расширении СССР был передан в ведение СССР.