Основания правосистематизирующей практики
Это фактические и юридические обстоятельства, требующие упорядочения правовых актов по определенной схеме (хронологической, предметной и т.п.).
Следует выделять нормативно-правовые и фактические основания юридической систематизации.
Фактические основания в свою очередь необходимо разграничивать на две группы:
1. обстоятельства, которые «подталкивают» процесс систематизации, служат поводом или причиной подготовки кодификационных и иных актов. Правовая систематизация необходима также в случае накопления большого объема правовых актов, их устаревания, противоречивости и пробельности, что создает значительные трудности в работе правотворческих, правоприменительных и иных органов.
2. основания, которые выступают в качестве критериев систематизации правовых актов (хронологический, предметный и иные критерии).
При официальной систематизации одних только фактических оснований для упорядочения правовых актов недостаточно. Компетентные на то органы и должностные лица обязаны в данном случае издать закон или иной нормативный правовой акт, которые служат легальной, официальной основой для организации и проведения этой работы. Так, 14 февраля 1998 г. Президент РФ издал указ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации, которым обязал Министерство юстиции РФ и Главное государственно-правовое управление Президента РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти приступить к систематизации действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, законодательных и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающих действовать на территории России, в целях включения их в Свод законов РФ и формирования его нормативного корпуса.
41.Типы, виды и подвиды правосистематизирующей практики.
Существует четыре типа правовой систематизации: а) практику учета правовых актов, б) их консолидации, в) инкорпорации, г) кодификации. Каждый из этих типов практики, во-первых, характеризуется специфическими субъектами и участниками, действиями и операциями, юридической техникой, тактикой и стратегией, результатами и процессуальной формой; во-вторых, состоит из отдельных видов и подвидов юридической систематизации:
А) Юридический учет - это разновидность правовой систематизации, связанная с нахождением соответствующих правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных), их регистрацией и расположением в определенном порядке по конкретным основаниям (дате издания, предметному признаку и др.) в журналах, карточках.
Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативные правовые, интерпретационные, судебные, нотариальные. В качестве субъектов выступают государственные и негосударственные учреждения и организации, правотворческие и правоприменительные органы, ученые и практические работники, частные лица.
1) Журнальный учет используется при небольшом объеме правового материала. Он предполагает регистрацию и группировку правовых актов в специальных журналах в зависимости от вида актов (законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ), дате их издания, юридической силе и иным критериям, указанным выше.
2) Картотечный учет предполагает систематизацию правовых актов с помощью разного рода карточек, расположенных в определенном порядке. На карточке указывается орган, издавший акт, вид акта, его наименование, дата принятия, а также реквизиты, связанные с дополнениями и изменениями данного акта.
3) Автоматизированный учет правовых актов осуществляется на основе использования современной компьютерной техники и информационно-поисковых правовых систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант - Плюс».
4) Ведение контрольных текстов действующих правовых актов предполагает хранение в том или ином учреждении официальных изданий нормативных актов (ГК РФ, УК РФ, Собраний законодательства РФ и др.), актов толкования (Вестников Конституционного Суда РФ, Бюллетеней Верховного Суда РФ) и других правовых актов, внесения в их тексты отметок о дополнении, изменении или отмены этих актов (отдельных их частей и пунктов) с указанием конкретных документов, на основании которых данные отметки производятся.
Б) Консолидация представляет собой укрупнение множества правовых актов, принятых по одному или нескольким смежным вопросам в единый новый правовой акт. Консолидация относится к официальному типу юридической систематизации. Ее субъектами являются уполномоченные на то органы и должностные лица. Поэтому акт консолидации обязателен для адресатов.
Объектом консолидации могут быть не только нормативно-правовые акты, о чем пишут в учебниках практически все авторы, но и интерпретационные акты. Например, постановление №1 Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», объединило постановление Пленума Верховного Суда РФ № 15 от 22 декабря 1992 г., постановления Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 27 июня 1975 г. и № 10 от 22 сентября 1989 г.
В) Инкорпорация - это объединение правовых актов в хронологическом, предметном или ином порядке без существенного изменения содержания данных актов. Примерами могут служить издания сборников «Жилищное законодательство», «Охота».
Объектом инкорпорации являются не только нормативные, но и иные правовые акты (например, постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ). Главная особенность инкорпорации, которая отличает ее от консолидации и кодификации заключается в том, что содержание правового регулирования в данном случае остается неизменным. Субъектами инкорпорации могут быть любые органы и лица. Однако в зависимости от их полномочий она бывает официальной, официозной (полуофициальной) и неофициальной:
1) Официальной инкорпорация считается в тех случаях, когда она осуществляется компетентным на то органом либо по его поручению другими субъектами. В последнем случае компетентный орган должен официально утвердить либо иным образом одобрить подготовленный инкорпорированный акт. Примерами официальной инкорпорации могут служить Свод законов Юстиниана и Свод законов РСФСР (издан в 1986-1988 г.г.).
2) Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это упорядочение правовых актов по поручению уполномоченного на то органа другими субъектами без последующего утверждения (одобрения) полученного акта. Подобным образом были подготовлены Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР в 60-х годах, сборники постановлений Пленума Верховного Суда РФ по уголовным и гражданским делам (если они изданы по поручению Верховного Суда РФ).
3) Неофициальную инкорпорацию могут осуществлять любые государственные и негосударственные органы, отдельные юристы (ученые и практики), граждане. На такие сборники нельзя ссылаться как на формально-юридические источники права в процессе правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и судебной практики.
Г) Кодификация - это разновидность юридической практики (правосистематизирующего правотворчества), направленная на издание, радикальную переработку и упорядочение существующих правовых актов, результатом которой является издание единого, внутренне и внешне согласованного нормативного правового акта (Основ законодательства, кодексов и др.).
К основным признакам кодификации относятся следующие.
1) Это правосистематизирующее правотворчество, т.е. с одной стороны данная разновидность юридической практики представляет собой официальную юридическую систематизацию, а с другой - правотворческую практику, направленную на преобразование действующих, издание новых, отмену и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний.
2) Ее субъектами могут быть только компетентные государственные органы.
3) Объектами кодификации служат в подавляющем большинстве нормативные правовые акты. В качестве субсидиарных ее объектов могут выступать также правовые обычаи, судебные прецеденты, правоприменительные и интерпретационные акты.
4) Ее юридическим результатом является создание единого внутренне и внешне согласованного нормативного правового акта (конституции, кодекса, устава).
5) Подготовка кодифицированных актов означает определенную реформу в той или иной системе (подсистеме) права и правовой системе общества в целом. В данном случае происходит существенное изменение сферы правового регулирования, радикальная переработка структуры, содержания и формы нормативных правовых актов.
Необходимо различать отраслевую, внутриотраслевую и межотраслевую кодификацию. Отраслевая кодификация охватывает нормативные предписания, входящие в одну отрасль права (принятие, например, УК РФ, СК РФ); внутриотраслевая - одного или нескольких смежных институтов права внутри одной отрасли права (например, издание КоАП РФ). Предметом межотраслевой кодификации служат нормативно-правовые предписания нескольких отраслей права (например, подготовка Жилищного кодекса РФ).
Ведущим кодифицирующим актом, закрепляющим основы взаимодействия человека (личности) и государства, гражданского общества и государственного устройства, служащим нормативно-правовой базой для становления, совершенствования и упорядочения всех отраслей права является конституция (Конституция РФ).
Классическим кодифицированным актом считается кодекс. Они (кодексы) бывают отраслевыми (Уголовный кодекс РФ), внутриотраслевыми (Кодекс РФ об административных правонарушениях) и межотраслевыми (Таможенный кодекс РФ). Каждый их них фундаментально и подробно регулирует соответствующую сферу общественных отношений (природа тех или иных кодексов подробно изучается в соответствующих учебных дисциплинах).
В форме уставов группируются в России нормативно-правовые предписания, во-первых, определяющие статус, предметы ведения, полномочия и т.п. субъектов Федерации (республики, как мы уже отмечали, принимают в этом плане конституции), во-вторых, устанавливающие правовой статус определенных учреждений и организаций, их задачи и функции (например, Устав Центробанка РФ).
Положение представляет собой комплексный акт, устанавливающий компетенцию, задачи и функции, средства и методы деятельности определенного органа или группы родственных учреждений (например, Положение о Министерстве Внутренних Дел РФ).
42.Понятие и основные признаки правоотношений.