Лекция 7. Региональная энергетическая политика
Региональная энергетическая политика, сочетая естественное стремление регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями (электрической и тепловой энергией, моторным и бытовым топливом) с сохранением органического единства ТЭК России и федеральных энергетических систем. Основные приоритеты региональной энергетической политико-правовое разграничение экономической компетенции (полномочий) между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации; развитие законодательства субъектов Федерации в сфере энергообеспечения и недропользования, учитывающего права населения субъектов РФ с одновременным приведением принятых региональных законов в полное соответствие с федеральными законами; создание условий для опережающего развития энергетики восточных регионов России с расширением их транзитных функций по обслуживанию внутрироссийских и международных энергетических связей; комплексное использование местных источников топлива и энергии; модернизация и рационализация теплового хозяйства и теплоснабжения потребителей.
Региональная энергетическая политика основана на сочетании принципа реализации конституционных полномочий субъектов, обладающих всей полнотой государственной власти по предметам, не отнесенным к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ, с принципом соблюдения единства экономического пространства России и недопущения ограничений на экономическую интеграцию регионов.
Целями государственной региональной энергетической политики на федеральном уровне являются создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры, оптимизация территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.
Проведение региональной энергетической политики на территории такой страны, как Россия (с различными природно-климатическими и социально-экономическими условиями), должно учитывать специфику регионов страны и осуществляться во в соответствии с решением стратегических общегосударственных задач перспективного развития экономики и энергетики.
Таким образом, возможно представить комплекс реализации региональной энергетической политики в сочетании трёх основных направлений:
Политика развития экономики | – модернизация энергетической инфраструктуры и формирование основ для устойчивого развития муниципальных районов; |
Политика повышения энергоэффективности | – модернизация объектов топливно-энергетического комплекса; – использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа; – территориальная ориентация энергетической инфраструктуры; |
Политика обеспечения энергетической безопасности региона за счет местных возобновляемых видов топлива | – перевод котельных на местные виды топлива; – поддержка развития предприятий производителей местных видов топлива; – увеличение доли местных видов топлива в энергетическом балансе на основе развития лесопромышленного комплекса; – модернизация коммунальной энергетики; – формирования кластера, включающего в себя добычу, переработку, систему транспортировки и хранения, потребления местных видов топлива, а также производство оборудования |
Энергетический комплекс Республики Татарстан – основа для развития практически всех отраслей экономики в регионе. Энергетика Татарстана в необходимом объеме обеспечивает потребности в электрической и тепловой энергии региона, расположенных на его территории крупных объектов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и машиностроительной отраслей промышленности.
По показателям 2015 года данными отраслями обеспечивается порядка 70% промышленного производства республики, формируется около 70% прибыли, на предприятиях топливно-энергетического комплекса трудятся более 130 тыс. человек, то есть 40% от общего числа занятых в промышленности республики. (ТЭК – флагман татарстанской экономики. Занимает 50% промышленного объема республики, дает 75% прибыли региона. В отрасли занято 60% работающего населения республики – из речи министра промышленности и торговли РТ Зарипова Р.Х. в 2015 году).
Энергетика Татарстана в необходимом объеме обеспечивает потребности республики в электрической и тепловой энергии, является энергетической базой расположенных в регионе крупных объектов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и машиностроительной отраслей промышленности.
Согласно Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года, утверждённой Законом Республики Татарстан (№ 41-ЗРТ) от 17 июня 2015 года «Об утверждении стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года» предполагается, что к 2030 году в Татарстане будет добываться 33 057 тыс. тонн нефти в год, эксплутационное бурение составит 701 тыс. метров в год, поисково-разведочное бурение – 55 тыс. метров в год. К 2020 году глубина переработки нефти достигнет 95%, объем переработки нефти увеличится к 2020 году до 21,4 млн. тонн.
По прогнозам Минпромторга РТ:
Потребление электрической энергии к 2020 году увеличится на 9,1%;
к 2025 году — на 15,8%,
а к итоговому по стратегии 2030-му — на 23,2%.
А производство электроэнергии к 2030 г. должно вырасти на 61,6% и достичь 34 744 млн.
Энергоемкость ВРП снизится на 58%.
Сегодня создана целевая структура энергосистемы Республики Татарстан, которая соответствует нормам действующего федерального законодательства. В настоящее время в этой энергосистеме функционируют в качестве самостоятельных бизнес-единиц:
– производители электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки «Татэнерго», «ТГК-16», «Нижнекамская ТЭЦ» и «ТГК Уруссинская ГРЭС», имеющие статус субъектов оптового рынка электроэнергии и мощности;
– электросетевые предприятия, в числе которых самое крупное по протяженности электрических сетей, составу основного оборудования и объему передаваемой электрической энергии (мощности) – «Сетевая компания»;
– гарантирующий поставщик на территории республики –«Татэнергосбыт».
С 1 июля 2008 года на базе ЗАО «РДУ Татэнерго» образован филиал ОАО «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление ЕЭС» Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Татарстан, в функции которого входит оперативно-диспетчерское управление режимами работы региональной энергосистемы.
В республике функционируют 9 тепловых электростанций (7 ТЭЦ и 2 ГРЭС ), 1 гидроэлектростанция. Установленная электрическая мощность – 6836 МВ т, тепловая мощность – 14 553 Г кал/ч. Выработка электроэнергии в 2012 году составила около 24 млрд кВт.ч, отпуск тепловой энергии – 32 млн Гкал.
В настоящее время износ и моральное старение генерирующих мощностей и объектов энергетики на фоне массового строительства новых генерирующих мощностей в соответствии с программами по выполнению договоров о предоставлении мощности за пределами республики приводят к снижению конкурентоспособности ее энергетических компаний на оптовом рынке электроэнергии и мощности и дальнейшему выводу из эксплуатации старых станций. Так, к 2019 году предполагается вывод генерирующего оборудования на станциях в Республике Татарстан суммарной мощностью порядка 2,8 МВт. Поэтому для надежного снабжения всех потребителей региона электрической и тепловой энергией, а также для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития энергетической отрасли первостепенное значение имеет модернизация производственных объектов энергосистемы. В целях повышения надежности энергоснабжения потребителей, обеспечения энергетической безопасности и самодостаточности Республики Татарстан, обновления генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства предприятиями энергокомплекса начат ряд проектов по вводу новых мощностей и реконструкции существующих.