Лекция 6 Энергетическая безопасность

Энергетическая безопасность -это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Обеспечение энергетической безопасности предполагает выявление и систематизацию угроз для энергетики и энергоснабжения региона, предупреждение возникновение критических и чрезвычайных ситуаций, как в самом ТЭК, так и у потребителей его продукции. Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, экологической и технологической допустимостью. Ресурсная достаточность определяет физические возможности бездефицитного обеспечения энергоресурсами национальной экономики и населения, экономическая доступность - рентабельность такого обеспечения при соответствующей конъюнктуре цен, экологическая и технологическая допустимость - возможность добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках существующих на каждом этапе технологий и экологических ограничений, определяющих безопасность функционирования энергетических объектов.

Угрозы (вызовы) энергетической безопасности- события кратковременного или долговременного характера, которые могут дестабилизировать работу энергокомплекса, ограничить или нарушить энергообеспечение, привести к авариям и другим негативным последствиям для энергетики, экономики и общества.

На состояние энергетической безопасности влияет широкий круг факторов, касающихся ресурсной и производственной базы энергетики, уровень развития экономики и качество межхозяйственных связей.

Выделяются следующие ее аспекты8:

• функциональные свойства систем энергетики, как системы повышенной опасности;

• защищенность энергетических интересов от внутренних и внешних угроз.

Если первое направление обеспечивается техническими регламентами и правилами, то второе регулируется управляющими воздействиями органами власти федерации и региона.

Для выявления тенденций и формирования прогноза состояния необходимо провести учет, анализ и оценку угроз: (смотрите таблицу ниже)


Угрозы энергетической безопасности Предполагаемые последствия
1. Экономические угрозы.
1.1. Острый дефицит инвестиционных ресурсов, недофинансирование проектных, строительно-монтажных работ, работ по реконструкции, техническому перевооружению предприятий ТЭК и обеспечивающих его отраслей. - Физический и моральный износ оборудования, вывод его из работы или опасное продление его эксплуатации. - Отставание ввода новых мощностей, опережение роста спроса, снижение резервов, - Рост аварийности оборудования и недоотпусков энергии потребителям, в том числе и особо ответственным. - Рост объемов аварийно-восстановительных и ремонтных работ. - Увеличение потребления энергоресурсов от внешних поставщиков. - Увеличение доли неоптимальных, аварийновынужденных решений
1.2. Диспропорции цен на ТЭР в результате неэффективности тарифной политики, низкой производительности труда и неэффективного использования природных ресурсов. - Отсутствие рыночных отношений и конкуренции в производстве. Недополучение энергоресурсов, необходимость перехода на другие топлива, снижение производственного эффекта, повышение цен на продукцию, инфляция.
1.3. Рост неплатежей и задолженностей за поставляемые энергоресурсы. - Цепная финансовая дестабилизация, задержки выплаты зарплаты и другие социальные проблемы. - Информационная «война», порождающая социальную напряженность. - Недополучение налоговых и иных платежей в бюджеты разных уровней.
1.4. Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов. - Перерасход энергетических ресурсов и финансовых средств за их потребление.
   
1.5. Слабость хозяйственных связей. - Недопоставки ресурсов, нарушения сроков поставки, качества энергоресурсов.
2. Технические угрозы.
2.1. Низкий технический уровень и качество оборудования, низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации, недопустимо высокий уровень износа оборудования. - Рост количества, объемов и последствий аварий и технологических нарушений и ремонтных затрат. - Рост объемов недоотпуска энергоресурсов и экономических последствий аварий и технологических нарушений. - Увеличение загрязнения окружающей среды. - Рост опасности для жизни людей (персонала и населения).
2.2. Угроза - отсутствие владельцев электрической и тепловой сетей и установок (бесхозные сети) - Отсутствие ответственных за техническое состояние объектов и увеличение количества отключений потребителями.
2.3. Нерациональное размещение производительных сил, приводящие к - управляемой концентрации производств повышенного риска. см. последствия 1.1. - Рост количества каскадных (цепных) аварий. - Рост последствий неэнергетических аварий.
2.4. Нарушение устойчивости электроснабжения от внешних источников ФОРЭМ. - Недоотпуск электроэнергии потребителям, в т.ч. ответственным. - веерное отключение потребителей.
2.5. Нарушение устойчивости теплоснабжения населения и предприятий от централизованных источников. - Резкий рост социальных проблем при низких температурах. - Рост числа заболеваний и обострение болезней. - Эвакуация жителей и охрана жилья
  -
2.6. Нарушение устойчивости топливоснабжения. - Снижение объемов выработки и отпуска электрической и тепловой энергии. - Переход на топливо низшего качества. - Снижение объема предоставляемых энергетических услуг.
2.7. Снижение технической безопасности ТЭК. - Перспектива лавинообразного выхода из строя энергетического оборудования, отработавшего свой ресурс.
2.8. Отсутствие развитого рынка топлива и энергии. - Дефицит электроэнергии при наличии внутренних топливных ресурсов. - Монополизм энергетического рынка. - Отсутствие резервов и взаимопомощи при авариях.
2.9. Снижение экологической безопасности. - Рост выбросов и загрязнений.
- 2.10. Стихийные бедствия - наводнения, ураганы, оползни, гололедные явления. - Рост аварийности оборудования. - Рост объемов недоотпуска.
- 3. Управленческо-правовые угрозы.
3.1. Неэффективность реализации экономической и энергетической политики, несовершенство законодательства. - Экономические последствия по п. 1.
3.2. Неэффективность энергосберегающей политики. Перерасход энергоресурсов. Перерасход бюджетных средств.
3.3. Низкий уровень правового обеспечения регулирования естественных монополий. - Перерасход ресурсов. - Криминализация энергетических бизнесов. - Монополизация энергетического рынка.
3.4. Чрезмерное вмешательство органов власти в управление энергетикой. - Угнетенный менеджмент энергоснабжающих организаций.
3.5 Несовершенная система мониторинга и системы объективной отчетности по обеспечению безопасности энергетической системы.   - Отставание роста показателей предприятий энергетики от планов и стратегий развития; - Рост аварийности вследствие недостатка профилактики; - Снижение эффективности предприятий энергетики;
4. Социально-политические угрозы
4.1. Забастовки и другие трудовые конфликты на предприятиях ТЭК. - Ограничение отпуска энергии.
4.2. Региональные политические конфликты, сопровождаемые диверсионно- террористическими актами на объектах ТЭК - Повреждение оборудования, ограничение отпуска энергии.
4.3. Действие общественных движений антиатомной, антиэнергетической направленности. - Блокирование принятия решений и осуществления обоснованных проектов на развитие энергетики.
4.4. Противоправные действия региональных органов власти и предприятий монополистов по ограничению свободы энергетического рынка. - Рост тарифов. - Ограничения отпуска энергоресурсов. - Замораживание инвестиций.
5. Природные угрозы
5.1 Стихийные бедствия; природные аномальные явления; аномальные явления повышенной солнечной радиационной активности - Повреждение оборудования, ограничение отпуска энергии.




Обеспечение национальной энергетической безопасности России потребуется принятия решений и одновременное движение по трем основным направлениям, включающим капиталоемкое наращивание добычи ресурсов и строительство новых объектов электрогенерации, расширение использования возобновляемых источников энергии и повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

На уровне государства соответствующие цели и задачи, предусматривающие масштабные структурные преобразования в экономике, определены в Энергетической стратегии России до 2030 года, разработанной под методологическим руководством Министерства энергетики России.

Согласно «Энергетической стратегии – 2030» на первом этапе должны быть активизированы геологоразведочные работы в традиционных местах добычи энергоресурсов, а также созданы все необходимые условия для освоения сырьевой базы в удаленных и труднодоступных районах страны.

На втором этапе осуществляется активное освоение минерально-сырьевой базы нефти и природного газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в шельфовых районах, в т.ч. в российском секторе Арктики, на полуострове Ямал, в Обской и Тазовской губе, на европейском Севере и в Прикаспийском регионе.

Кроме того, становится очевидным, что основным резервом снижения издержек производства, роста конкурентоспособности отечественных производителей, снижения экологических рисков и роста качества жизни в России является вовсе не рост производства энергоресурсов различного типа, а масштабный недоиспользуемый потенциал энергосбережения.

Потенциал энергосбережения в России – от 30 до 45% всего объема энергопотребления – и по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим со всеми другими факторами вместе взятыми.

Наши рекомендации