Ницше. Человек и сверхчеловек
Демократия XXI века.
Глобализация — не единственная перспектива человечества (экономическая глобализация может даже ослабнуть). В дальнейшем продолжится смещение власти и управления с национального на транснациональный, виртуальный и местный уровни. Реальный контроль над ресурсами будет переходить к двум уровням власти — наднациональному и локальному. Возрастут полномочия глобальных институтов (возможно, под флагом реформированной ООН) и союзов (Евросоюз и подобные наднациональные объединения в других частях света, включая Северную Евразию).
Демократия получит в этих условиях новые ниши для развития.
Современная бюрократическая партийность все заметнее превращается в архаизм.
Картина будущего : в XXI будут существовать разные варианты новой общественной системы. Какой вариант выберет наша страна — зависит от способности общества развивать модель демократии, основанной на реальном самоуправлении.
24. Понятие и сущность политического лидерства
Политический лидер – это наиболее авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях. Политический лидер стимулирует своей деятельностью ход политического процесса, способен менять его направленность и оказывать определяющее воздействие на политические события, жизнь в целом.
Характерные черты политического лидерства:
- острый ум, политическая интуиция;
- организаторский талант, ораторские способности;
- политическая воля, готовность брать на себя ответственность
- популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии;
- наличие яркой политической программы, отвечающей интересам больших политических групп.
Рональд Рейган: сила в его политическом чутье, интуиции.
Маргарет Тетчер. твердым, решительным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Человек огромной работоспособности.
Гельмут Коль. Умеет налаживать хороший контакт с “молчаливым большинством” в стране. Идет на компромиссы, маневрирует.
Функции политических лидеров.
Аналитическая функция: (анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий).
Функция разработки программы действий.
Новаторская функция : новые, конструктивные идеи социального устройства общества.
Коммуникативная функция служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп.
Организаторская функция : мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь.
Координационная функция : координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений.
Интегративная функция : поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия.
25. Представление о лидере и лидерстве в истории общественно-политической мысли
Первые попытки у Платона: правителями могут быть только философы. Аристотель: лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем, по его мнению, право властвовать получает тот, кто превосходит других разумом.
Фома Аквинский (средневековье): лучшим политическим лидером мог быть только монарх.
Н.Макиавелли (эпоха Возрождения):
1. Власть лидера коренится на поддержке его сторонниками.
2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них.
3. Лидер должен обладать волей к выживанию.
4. Правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
"Валюнтаристской теории лидерства" (Т.Карлейль, Р.Эмерсон): история - результат творчества выдающихся личностей.
Ф.Ницше о сверхчеловеке - высшем биологическом типе - человеке-лидере.
Марксизм: лидеры всегда появляются в обществе, если оно того требует, и таких людей всегда можно заменить другими при необходимости.
26. Современные теории политического лидерства
Теория черт лидера: у лидера есть качества, наличие которых и способствует выдвижению человека на лидирующие позиции. (инициативность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, острый ум, компетентность, большим интеллектом и др.)
Теория черт игнорирует последователей.
Теория определяющейся роли последователей: Лидер в сущности здесь не более чем инструмент группы, выразитель ее интересов. Люди готовы следовать за теми, кого считают способными отстаивать их интересы, удовлетворять их потребности.
Особенно ярко определяющая роль последователей проявляется во время выборов, когда голоса избирателей становятся ориентиром для претендентов на роль политических лидеров
Ситуативная теория: последователи -- центральный, доминирующий компонент процесса лидерства. Лидер - продукт определенной ситуации, подчеркивая относительность черт, присущих ему, и предполагая, что качественно отличающиеся обстоятельства могут востребовать качественно различных лидеров Вместе с тем ситуативная теория недооценивает активность лидера, делает его инструментом обстоятельств, упускает из виду то, что лидер и сам может оказывать влияние на события и изменять ситуацию.
Синтетическая теория лидерства: представление о политическом лидерстве как целостном явлении должно строится на основе анализа всей совокупности факторов, влияющих на его характер и содержание
- изучение личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа выдвижения;
- анализа окружения лидера, его последователей и оппонентов;
- рассмотрения отношений между лидером и сторонниками;
- анализа результатов взаимодействия лидера и его приверженцев в конкретных ситуациях.
27. Типология (классификация) политического лидерства
Признаки (основания) | Типы | |
по способу утверждения лидерства в группах и организациях | ■ формальные (назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям) ■ неформальные (естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей) |
по способу легитимации власти лидера в обществе | ■ традиционные (основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению: вожди племен, монархи ) ■ рационально-легальные (на основе законов и в рамках законов, современным демократическим обществам) ■ харизматические (вера в необыкновенные, выдающиеся качества вождя) |
по стилю руководства | ■ авторитарные ((приказное) управление людьми) ■ либеральные (отстраненность руководителя от управления; свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек) ■ демократические (тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных) |
по имиджу и ролевому назначению лидера | ■ лидер-знаменосец (идейный вдохновитель, вождь народных масс: М. Ганди, В. И. Ленин, А. Гитлер) ■ лидер-служитель (обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников, тип лидерства характерен для периода «застоя»: Л. И. Брежнев, К. У. Черненко) ■ лидер-торговец (окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества: Рейган) ■ лидер-пожарный (проявляет себя в кризисных ситуациях) |
по тактике достижения поставленных целей | ■ консерваторы (сохранения общества в его современном виде: Николай 1) ■ реформаторы (к радикальному преобразованию общества через проведение широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур: Петр I, Мартин Лютер Кинг) ■ революционеры (цель прихода к иной общественной системе: Маркс) |
Политические руководители делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т. д.
Ницше. Человек и сверхчеловек
Мир -- беспорядок и сплошную случайность, потому что в основе его лежит не разум, а воля, в нем отсутствуют какие-либо нормы, правила или законы. Жить и действовать в нем можно как угодно. Никто ничем не связан и не ограничен, никто никому ничего не должен, ничем не обязан и поэтому волен делать все, что ему заблагорассудится. Человек должен иметь волю к силе, могуществу, как волю к полноценной, мощной, яростной жизни. В этом пункте заключается главное отличие идей Ницше от взглядов Шопенгауэра. Если Шопенгауэр считал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей только страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, наоборот, говорил, что воля к жизни (или к власти) – это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предлагал Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу Жизнь, полная приключений и опасностей, борьбы и напряжения, азарта и риска, отваги и мужества, ярости и агрессии, страданий и стойкости, закаляет человека, увеличивает его волю, делает его сильным и независимым, гордым и самодостаточным. Он никого не будет ни о чем просить, никого не станет бояться, но превратится в господина собственной судьбы и сможет властвовать над другими; он сделает все, что захочет, возьмет у жизни все, что ему потребуется. Конечно же, ни угрызений совести, ни раскаяний он не сможет испытать. Чувства вины и сострадания ему чужды.
Идеал Фридриха Ницше – сверхчеловек , он сам себе Бог. Удел малочисленной расы господ– господство над всеми остальными, а основное ремесло, конечно же, война.
Аристократической концепции НИцше: высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в подневольном труде громадного большинства для освобождения немногочисленного привилегированного класса от физического труда и нужд борьбы за существование.
Касты у Ницше:
1) гениальные люди – немногие;
2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики – стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона);
3) прочая масса посредственных людей. "Порядок каст, ранговый порядок, – утверждал он, – лишь формулирует высший закон самой жизни; разобщение трех типов нужно для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможными высшие и наивысшие типы".
Устойчивость высокой культуры и содействующего ей типа государства, по утверждению Ницше, ценнее свободы.
Ницше различает два основных типа государственности – аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства.
Ницше стремился к тому, чтобы стандарты макиавеллистской политики, уже освобожденной от морали, вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации – в виде принципов "великой политики добродетели".
10. Трактовка отношений элиты и массы в теориях психоанализа (концепции З. Фрейда, Э. Фромма, Г. Лассуэлла, А. Адлера и др.)
Фрейд: стратификационную схему: вождь – элита – массы.
Из многих разнообразных человеческих общностей Фрейд особенно выделял два опорных типа: толпа и масса.
Согласно представлениям Фрейда, исключительную роль в организации и существовании массы играют разнообразные формы проявления либидо, которые «составляют сущность массовой души».
Человек, по Фрейду, в основе своей биологическое существо и вся его деятельность направлена и организована внутренним возбуждением на удовлетворение своих инстинктов. Чтобы сосуществовать в обществе, личность должна заменять принцип удовольствия на принцип реальности, что в последствии может привести к неудовлетворённости и расстройству психики.
Фромм: неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.
… неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов[5].
Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделённым совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.
11. Становление классической элитологии. Взгляды Г. Моска на «правящий класс» и тенденции в его развитии
Моска: «Во всех обществах, возникают два класса людей — класс, который правит, и класс, которым правят. Правящий класс выполняет все политические функции, монополизирует власть. Второй класс управляется и контролируется первым.
Правящий класс существует при любой форме правления.
Главным критерием отбора -- «способностью управлять». Идеалом для Моски является совмещение в обществе аристократических и демократических тенденций, их равновесие, которое может быть достигнуто путем рассредоточения власти, недопущения ее монополизации в руках какой-либо одной группы.
Человек, стоящий во главе государства, определенно не в состоянии был бы управлять без поддержки со стороны многочисленного класса, не мог бы заставить уважать его приказы и их выполнять. Этот человек определенно не может ссориться с данным классом или вообще покончить с ним. Если бы это было возможно, то ему пришлось бы сразу же создавать другой класс. В то же время, утверждая, что неудовлетворенность масс может привести к свержению правящего класса, неизбежно должно было бы существовать другое организованное меньшинство внутри самих масс для выполнения функций правящего класса. В противном случае вся организация и вся социальная структура будет разрушена.
Представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитаются в том обществе, где они живут.
В примитивных обществах, находившихся еще на ранней стадии развития, военная доблесть – это качество, которое быстро обеспечивает доступ в правящий, или политический класс.
Превосходство военного сословия над мирным большинством обусловлено перемещением рас и народов, связано с захватом со стороны агрессивной группы относительно мирной части общества
Продолжительное руководство военной организацией и гражданским обществом развило у правящего класса искусство управления. В таких условиях возникают аристократии функционеров, подобно римскому сенату, венецианским нобилям и английской аристократии. Однако даже если сейчас искусство управления престижно для классов, долго выполнявших политические функции, оно не служило никогда общепринятым критерием привлечения на государственную службу людей, далеких от нее по своему социальному положению.
В некоторых странах мы находим наследственные привилегированные касты. В таких случаях правящий класс явно ограничен числом семейств, и рождение является единственным критерием, определяющим принадлежность к нему.
12. В. Парето и понятие «элита». Теория циркуляции элит
Парето: элита -- люди, «занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества». У них незаурядными качествами, обеспечивающие им власть.18 Подход Парето имеет внутренние противоречия. С одной стороны, люди, обладающие высокими профессиональными индексами, могут никак не сообщаться между собой. В то же время Парето понимает элиту именно как замкнутую группу, оказывающую влияние на массы. Такая группа будет неизбежно обладать высокой организованностью вследствие уровня компетентности своих членов, и ее авторитет будет признаваться большинством вследствие признания им способностей каждого из членов группы.
Парето выводит теорию циркуляции элит, которая сводится к рассмотрению политической жизни общества в виде постоянной смены элитных группировок, каждая из которых переживает периоды становления, расцвета и упадка, после чего сменяется, мирным или насильственным путем, другой группировкой — «контрэлитой». Все многообразие правящих элитных группировок Парето сводит к двум основным типам: спекулянтов и рантье, или «львов» и «лис» .19 Спекулянты — люди «обычно возбужденные, готовые к принятию новшеств, готовые к экономическому действию; они любят опасные экономические авантюры и их ищут… При их упорной настойчивости и остром инстинкте комбинаций они преодолевают все препятствия. Их взгляды всегда соответствуют наибольшей выгоде момента». Рантье — напротив, люди «в основном замкнутые, осторожные, неуверенные, избегающие всякой авантюры… Ими весьма легко могут управлять и так же легко обирать те, кто умело использует свойственные им инстинкты…». То, представители какого типа — спекулянтов или рантье занимают элитные позиции, определяется потребностями общества в данной исторической ситуации. Результатом циркуляции элит является их динамическое равновесие, необходимое для общественного прогресса.
Объявляя принцип выдвижения правящего класса универсальным принципом человеческой истории, Парето оценивает его негативно, полагая, что при любом политическом режиме правящий класс причиняет бедствия всей нации. Особенно резко Парето относится к демократии: при ней правящий класс точно так же, как и при других режимах, узурпирует власть, но делает это цинично, прикрываясь лозунгами свободы и равноправия. Поэтому демократия, согласно Парето, — миф, сентиментальная идеология. Общество всегда управлялось и будет управляться элитами, преследующими свои корыстные интересы, не соответствующие интересам народа. Демократия — это «наиболее пустое из всех пустых понятий». Существующие демократические режимы на самом деле —«плутодемократические», при них властью владеет элита «спекулянтов», поддерживающая свою власть пропагандой, политическими комбинациями и маневрированием. Любая попытка установить «истинно демократический режим» оборачивается установлением авторитаризма со стороны тех. кто наиболее активно проповедовал демократические идеалы
13. Взгляды Р. Михельса на элиту. «Железный закон олигархических тенденций»
Сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций»: развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами, требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит образование правящей элиты. Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.
Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений.
Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.
14. Макиавеллистская концепция элит
Четыре принципа Н. Макиавелли, которые повлияли на развитие современного социального управления:
1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;
2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;
3) лидер должен обладать волей к выживанию;
4) лидер — всегда образец мудрости и справедливости для сторонников.
* Правитель должен сообразовывать свои действия с законами необходимости и образом поведения подчиненных. Сила на его стороне, если он учитывает психологию людей, знает их особенности, достоинства и недостатки. Аморальность зависит не от социального происхождения, а продиктована участием в борьбе за власть.
* Победителей не судят.
* Успех в продвижении наверх зависит от наличных средств (денег, связей и т. д.).
*Если власть чаще стремятся захватить, то свободу — не потерять. При этом человек может смириться с утратой власти или чести, смириться даже с потерей политической свободы, но он никогда не смирится с утратой имущества.
* Чтобы не попасть в неудобное положение, правителю лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми.
* Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим, ибо поведением людей руководят два главных мотива — страх и любовь.
Страх прочнее и тверже, а любовь очень тонка.
* Существует всего два способа достижения цели — закон и насилие. Правитель должен уметь пользоваться обоими способами.
* Руководитель не должен быть щедрым
* Предусмотрительный правитель не должен выполнять все свои обещания.
* Вознаграждай постепенно, наказывай залпом.
* Мудрый лидер соединяет в себе качества льва и свойства лисицы.
* Люди, стремятся к одной цели — славе и богатству.
* Политику нельзя судить с нравственных позиций.
Существуют три хорошие формы правления (монархия, аристократия и народное правление) и три плохие (тирания, олигархия и анархия).
15. Ценностная теория элит
Задача - приспособить теорию элиты к реальной жизни современного демократического общества:
элита -элемент общества, обладающий наиболее высокими способностями высокими нравственными устремлениями.
господствующее положение элиты выгодно всему обществу
Элита - следствие не борьбы, а естественного отбора наиболее ценных представителей.
Демократия обеспечивает равные стартовые возможности для всех.
Элитность необходима для функционирования демократии.
Отрицают наличие политической элиты как единой господствующей группы. Каждая из социальных групп выделяет свою собственную элиту.
С помощью различных механизмов можно удерживать элиты под влиянием масс.
подотчетность элит массам
Доступ к элите открывает не только богатство, но личные способности, знания, активность, организаторские способности и т.п.
16. Концепция демократического элитизма (Макс Вебер, Йозеф Шумпетер)
Демократический элитизм Теория Макса Вебера
Прямая демократия не может служить средством каждодневного управления крупным государством, применима только в небольших структурах, когда выполняемые задачи просты и четко сформулированы.
Эксперты должны осуществлять свою работу на постоянной основе; к участию в выборах на должности, требующие наличия определенных знаний и навыков, не должны допускаться люди, имеющие слабое представление о требуемых навыках и не владеющие нужной информацией. Должности официальных представителей более высокого уровня, ответственных за разработку общеполитических решений, могут быть выборными, однако наряду с этим должен существовать довольно большой слой функционеров, на которых возложена основная тяжесть управления страной.
По мнению Вебера, воплощение идеи массового гражданства, тесно связанной с идеей участия в общедемократических процессах, в огромной степени увеличивает необходимость наличия бюрократического аппарата. Например, обеспечение благосостояния, здравоохранения и образования требует наличия крупных административных систем, действующих на постоянной основе. Как отмечает Вебер, “очевидно, что крупное современное государство полностью зависит от бюрократии. Чем крупнее государство и чем большим могуществом оно обладает, тем очевиднее эта зависимость...”).
Представительная многопартийная демократия помогает защитить общество как от произвола в принятии решений отдельными политическими лидерами, так и от давления бюрократического аппарата. Однако в осуществлении этих двух функций демократические институты оказались менее эффективны, чем на это надеялись многие сторонники демократии.
“Правление народа” возможно только в очень ограниченном смысле. Для того, чтобы добиться власти, партии должны быть организованы на какой-либо систематической основе, то есть они должны быть бюрократизированы. Развиваются партийные аппараты, представляющие собой угрозу независимости парламентов и конгрессов как органов, обсуждающих и формулирующих политику. Если партия, обладающая большинством, непосредственно диктует своим членам, какие решения принимать, и если ею самой руководят постоянные функционеры, то в этом случае достигнутый уровень демократии будет весьма невысок.
Вебер считает, что для того, чтобы демократические системы действовали эффективно, необходимо выполнение двух условий. Во-первых, должны существовать партии, представляющие различные взгляды и выражающие различные интересы. Если политика соперничающих партий более или менее близка, то избиратель не может сделать эффективный выбор. Вебер не согласен с утверждением, что однопартийная система может быть хоть в каком-то смысле демократичной. Во-вторых, должны существовать политические лидеры, обладающие живым воображением и способные противостоять давлению со стороны бюрократии. Вебер особо подчеркивает важность лидерства в демократии. Именно поэтому предпочитаемая им система носит название “демократического элитизма”. Элитарные структуры будут эффективно представлять интересы людей, делая это разумно и инициативно. Парламенты и конгрессы являются теми органами, где могут вырасти политические лидеры, способные противостоять влиянию бюрократии и сохранять поддержку масс. Вебер считает многопартийную демократию более действенной скорее благодаря качеству руководства, которое она может обеспечить, а не из-за возможности участия в политическом процессе широких слоев населения.
Идеи Йозефа Шумпетера
Шумпетер разделяет взгляды Вебера по поводу границ участия масс в политической жизни. Демократия - это правление политиков, а не народа. Политики — это “торговцы голосами избирателей”, так же как брокеры — торговцы акциями на фондовой бирже. Чтобы заручиться поддержкой избирателей, политические деятели должны хотя бы в минимальной степени отвечать требованиям и интересам своего электората. Только при наличии соперничества в ходе приобретения голосов избирателей можно избежать установления деспотического режима правления. Как и Вебер, Шумпетер верит в то, что механизмы политической демократии должны быть отделены от экономической жизни. Как рынок, на котором действует конкуренция, обеспечивает возможность выбора потребителю, так и система конкурирующих партий обеспечивает некоторую возможность политического выбора.
17. Теория плюрализма (множественности) элит
Отдельные граждане практически не могут оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Но тенденции концентрации власти в руках правительственных чиновников противостоит наличие многочисленных групп интересов. Существование конкуренции между интересами различных групп или фракций является жизненно важным условием демократии, поскольку власть при этом делится между группами, не давая возможности какой-либо одной группе или классу приобрести исключительное влияние.
На политику правительства в условиях демократии оказывают влияние постоянно идущие переговоры между различными группировками — представителями деловых кругов, профсоюзов, этнических групп, организаций по охране окружающей среды, религиозных групп и т.д. Демократический порядок — это порядок, при котором существует баланс конкурирующих интересов, каждый из которых оказывает воздействие на политику, но не подавляет действующие механизмы управления. Это же верно и в отношении выборов, так как для того, чтобы получить достаточно широкую поддержку и войти в правительство, партии должны откликаться на интересы различных групп. Сторонники плюралистических теорий считают США самым плюралистическим и потому наиболее демократичным из всех индустриальных обществ. Соперничество между разнообразными группами интересов существует не только на национальном уровне, но также и на уровне отдельных штатов и местных властей.
18. Леволиберальные теории элит. Марксизм и элитизм. Взгляды Ч.Р. Миллса
Леволиберальные теории элиты – антипод плюралистической теории. Миллс: США управляются не многими, а одной властвующей элитой.
1. Главный признак – не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Именно занятие ключевых позиций в экономике, политике и других институтах обеспечивает власть и тем самым конституирует элиту.
2. Групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты. Внутриправящей элиты существуют сложные иерархические отношения.
3. Глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако реальных шансов на это не много.
4. Рекрутирование элиты из своей собственной
4. Первейшая функция властвующей элиты в обществе – обеспечение своего собственного господства.
Марксизм и элитизм
В марксистском учении правомерность самого понятия “политическая элита” отрицалось.
Марксизм категорически отвергает теорию элиты и расизм. Сверходаренность правящей верхушки в классовых обществах прошлого проявлялась главным образом в форме господства, коварства и обмана, а ее господствующее положение объяснялось тем, что у элиты в руках были средства производства. Создателями материальных благ и подлинными творцами истории являются эксплуатируемые массы, лишенные средств производства.
Сверходаренность богатых есть умение управлять; власть принадлежит богатым, поскольку они собственники средств производства. Одновременно с этим господством возникла и система элитизма, усилиями которой большая часть человечества лишена культурных, общеобразовательных, политических и материальных земных благ. Это означает, что большая часть человечества лишена свободы, но благодаря этому остальная часть человечества обладает свободой в различной мере и в разных ее проявлениях.
Марксизм: блага, произведенные трудом эксплуатируемых масс, по праву принадлежат им и, если разрешить трудящимся пользоваться этими благами, они прекрасно смогут ими распорядиться. Марксизм полагает, что, получив в свое полное распоряжение средства производства, народные массы смогут преодолеть (а в странах социализма они уже в разной степени этого добились) то, что Маркс назвал «царством необходимости». На этой основе, удовлетворив нужды человечества, можно будет создать, по словам Маркса, «истинное царство свободы» Тогда будет построено коммунистическое общество, в котором будет существовать полнейшая свобода самовыражения индивида во всех областях человеческой деятельности, никогда не вступая в конфликт с самовыражением других индивидов.
На земле впервые возникнет общество, в котором широкие массы будут грамотными, культурными, уверенными в себе, здоровыми и доброжелательными, и это приведет к такому возрождению культуры и к такому расцвету человеческой одаренности, о которых люди никогда не смели и мечтать.
19. Типология (классификация) политических элит
Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам.
• По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита);
• по уровню компетенции: высшая, общегосударственная (федерального уровня), которая принимает значимые для всего государства решения; средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), которая выступает барометром общественного мнения; местная, муниципальная (городская, районная);
• по стилю, по формам и методам правления: элита-лис (мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обходного маневра и политического манипулирования) и элита-львов, которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму;
• по характеру выражаемых интересов: профессиональная, демографическая, этническая, религиозная;
• по результатам деятельности: элита конструктивная, псевдоэлита, антиэлита;
• по технологиям формирования: закрытая и открытая.
• по типу правления выделяют: тоталитарную, либеральную, доминантную, демократическую элиту.
Элиты не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связаны они и по форме, и по содержанию своей деятельности. Многие видные представители верхних эшелонов одновременно представляют и политическую, и экономическую, и военную, и религиозную, и даже спортивную элиты.
Политическая элита имеет и свою структуру. Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:
• «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;
• «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;
• «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;
• «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);
• «элиты в политике» – авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;
• «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;
• «связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.
Элита своей деятельностью улучшает и развивает мир, но живет и работает только в собственных интересах.
Псевдоэлита своей деятельностью не улучшает мир, а лишь поддерживает его стабильность, тем самым препятствуя его развитию (ведь развитие – всегда борьба и нестабильность), живет и работает только в собственных интересах.
Контрэлита активно сражается с элитой (или бюрократической псевдоэлитой) в интересах всего народа и страны, всегда имеет связанные с этим четкие цели. Контрэлита прежде всего – против кого-то, она часто деструктивна.
Псевдоконтрэлита активно сражается с элитой, чтобы самой занять «теплое место» элиты или псевдоэлиты.