Распространение эпикурейского атомизма в Англии XVII в.
Понятие «эпикуреец»1 в XVII в. охватывало последователей нескольких, подчас весьма различавшихся мировоззрений. В расхожем смысле эпикурейцами называли светских вольнодумцев-насмешников, сочетавших богемный образ жизни с философско-поэтическими рассуждениями о мире как скопище атомов. Этот «салонный эпикуреизм» в строгом смысле слова был не эпикуреизмом, а философией гедонизма. Далее эпикурейцами называли также тех, кто, ни в малейшей степени не являясь гедонистом, отвергал вслед за Эпикуром учение о бессмертии души. К такого рода эпикурейцам относили, например, одного из деятелей пуританского движения Ричарда Овертона, знаменитого «безбожника-материалиста» Томаса Гоббса и др. Сюда же причисляли и тех, кто вслед за Эпикуром признавал материальный мир, состоящий из атомов и пустоты, самодостаточным и не требующим для своего существования вмешательства бога. И наконец, эпикурейцами могли называть тех, кто соединял Эпикура с положениями христианской доктрины, к ним относили Гассенди, Чарлтона, Бойля и других мыслителей. Наибольшее значение для развития атомистической концепции и, что наиболее важно, для ее социального признания имела деятельность именно этой группы «эпикурейцев».
Что именно в эпических принципах Эпикура было созвучным протестантской (особенно кальвинистской) этике и что сделало возможным энтузиастам эпикуровской физики в Англии XVII в. обосновать перед обществом ее социальную, прежде всего этико-религиозную, полезность? Вот то, чем этика Эпикура оказалась притягательной для протестанта:
1) требованием мужества, полной личной ответственности за свою жизнь, самоконтроля, сознательного строительства своей жизни в согласии с индивидуально осознанным смыслом жизни;
2) отрицанием авторитетов, апелляцией к разуму, с помощью которого осуществляется постоянный анализ своих потребностей с целью выделения из них необходимого естественного минимума и отсечения мнимых, искусственных потребностей (стремление к роскоши, корыстолюбие, тщеславие), другими словами — требованием освобождения от привязанности к «идолам» мнимых удовольствий и достижения внутренней уравновешенности и спокойствия духа;
3) практической направленностью, пренебрежением к абстрактному философствованию, фигурам аристотелевской диалектики, пренебрежением культом красоты;
• Эпикуру - последователь мкуреизма, человек, выше всего ставяший личное удовольствие и чувственные наслаждения.
9 Культурология
4) представлением о разумном, договорном характере общественных связей — теорией общественного договора между самостоятельными индивидами.
Эпикуреизм рисовал аскетически трезвую картину мира, более всего соответствовавшую мироощущению англичанина конца XVI — начала XVII в. — ощущению «распада связи времен» (Шекспир), распада прекрасного «старого доброго» Космоса на атомы, отчужденности человека от человека. Как писал известный поэт-метафизик и англиканский священник Джордж Герберт:
Жизнь — торжище, дом пыток, ад. Здесь все товар...
Созвучность этических идеалов эпикуреизма мировоззренческим ориентациям протестантизма явилась мощным стимулом общественного интереса и к эпикурейской метафизике, и к физике атомов и пустоты.
В конце XVI — начале XVII в. в Англии возникают кружки «любителей атомистики». Одним из первых явился Нортамберленд-ский кружок. Его лидером стал Т. Хэриот, астроном, математик и физик; в него входили математики и физики У. Уарнер, К. Хилл и Н. Тополи, а также философы и поэты Дж.Донн и К. Марло. Покровителем группы был граф Генри Перси. К данному кругу некоторое время примыкал Бэкон. Членов кружка объединяло общее мироощущение распада некогда органически целостного Космоса, выраженное в стихах Дж. Донна:
И в сфере звезд, и в облике планет
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится,
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
В 1630-е годы в Англии формируется Ньюкаслский кружок, сыгравший важную роль в социализации эпикурейского атомизма. В него входили Томас Гоббс, известный экономист Уильям Петти, математик и священник Дж. Пелль. Покровителем группы был Уильям Кэвендиш, будущий герцог Ньюкасла. Активное участие в деятельности группы принимала жена У. Кэвендиша Маргарет Кэвендиш. Ее перу принадлежали поэмы в духе Лукреция Кара, в которых излагался эпикурейский атомизм. Период существования группы охватывает 1630— 1650-е годы; в 1640-х годах многие участники данного кружка находились в изгнании в Париже, где общались с Р.Декартом, П.Гассенди и другими философами-механицистами1. Нью-
Механицист — последователь механицизма — механистического материализма — философского метода, который сводит все качественное многообразие форм движения материи к механическому движению, а все сложные закономерности развития — к законам механики.
каслскому атомическому кружку был близок некоторое время У.Чарлтон; с его членами (Дж. Пеллем, У. Петти, М. Кэвендиш)
был знаком Р. Бойль.
О сильном интересе к эпикурейскому учению в Англии 40 — 60-х годов говорит публикация целого ряда сочинений эпикурейского толка. В 1643 г. выходит в свет небольшая книга известного левеллера1 Р.Овертона «Смертность человека», в которой в духе идей Эпикура отвергается церковное учение о бессмертии человеческой души. В Англии активно читаются опубликованные во Франции в 1647 г. и в Англии в 1660 г. сочинения Гассенди «О жизни и смерти Эпикура» и «Свод философии Эпикура». В 50-е годы У.Чарлтон публикует целый ряд «эпикурейских» трактатов: «Эпикур и его мораль», «Эпикуро-гассендо-чарлтонианская физиология» и др. В эти же годы выходит в свет первый английский перевод поэмы Лукреция Кара «О природе вещей», сделанный Дж.Эвелином — будущим деятелем Королевского общества. В 1655—1660 годы Т.Стенли публикует «Историю философии», последний том которой подробно освещает философию греческих атомистов. В 60-е годы появляется серия блестящих «атомических»
трактатов Р. Бойля.
Одним из следствий пристального интереса к этике Эпикура и знакомства образованной публики с эпикурейскими сочинениями явилось привлечение внимания к постулату эпикурейской физики о том, что в пустоте атомы движутся с равной скоростью безотносительно к различию в весе и объеме. Атомы, утверждал Эпикур в письме к Геродоту, «движутся с равной быстротой, когда они несутся через пустоту, если им ничто не противодействует. Ибо ни тяжелые атомы не будут нестись быстрее малых и легких, когда, конечно, ничто не встречается им; ни малые [не будут нестись быстрее] больших». Эту мысль Эпикура Лукреций Кар изложил в «сладкозвучных стихах»:
Должно поэтому все, проносясь в пустоте без препятствий, Равную скорость иметь, несмотря на различие в весе. Значит, нельзя и телам тяжелее на легкие сверху Падать никак и рождать при падении этом удары. Популярность в XVII в. эпикурейской натурфилософии атомов и пустоты породила волну экспериментирования с «торричеллиевой пустотой»2, с поведением предметов в вакууме. В этой связи интересно следующее признание Гассенди, связанное с экспериментом падения тел в вакууме: «Эпикур, которому, может быть,
1 Левеллер — радикально-демократическая мелкобуржуазная группировка в
период Английской буржуазной революции XVII в.; добивались установления
республики, введения всеобщего избирательного права.
2 Торричеллиева пустота — безвоздушное пространство над свободной поверх
ностью жидкости в герметически закрытом сверху сосуде.
этот эксперимент никогда не приходил в голову, додумался, однако, трактуя об атомах, до такого выхода, до которого мы только недавно дошли путем опыта. Именно в полном соответствии с реальным фактом одинаковой скорости движения тел при падении сверху вниз, несмотря на громадное различие их по своему весу и массе, Эпикур установил, что все атомы, хотя бы они по своей величине и весу представляли огромную разницу, тем не менее в своем движении имеют, один сравнительно с другим, одинаковую скорость».
Однако все это — лишь небольшой эпизод начавшегося широкого движения за социализацию эпикурейского атомизма. Зададимся вопросом, что, собственно, означает фраза «социальное признание атомизма»? Историк идей не увидит здесь проблемы. И действительно, в плане чистой истории идей здесь нет ничего особенного: одни идеи уходят с исторической сцены, другие занимают их место. Но для социального историка науки социализация эпикурейского атомизма в XVII в. есть проблема: для того чтобы атомизм Эпикура из «кружкового» мировоззрения превратился в XVII в. в социально признанную концепцию, он должен был быть увязанным с доктринами господствующих институтов, главным из которых в Англии XVII в. являлась англиканская церковь. А это не простой процесс. За отсутствие подобной «увязки», например за отрицание божественности одной из ипостасей Троицы — Сына, в Англии вплоть до 1813 г. полагалась смертная казнь. Поэтому «языческий» атомизм, чтобы стать социально приемлемым, должен был пройти церковную «цензуру».
Вот то, чем эпикуреизм в его исходном варианте был неприемлем для христианской доктрины вообще:
1) признанием эпикурейской физикой вечности материи и объяснением происхождения мира из случайного движения атомов, противоречащими догмату о сотворенности мира единым Творцом в согласии с разумным планом;
2) признанием эпикурейской философией материальности и смертности души, которое противоречило догмату бессмертия имматериальной души человека;
3) атомистической этикой Эпикура, противоположной католическому идеалу соборности;
4) невозможностью объяснить с помощью атомистической физики основные христианские таинства, в первую очередь пресуществление.
Христианство в отличие от неоплатонизма признавало воплощение Логоса в человеческом теле, а также таинство пресуществления (превращения тела и крови Христа в хлеб и вино). Это предъявляло к христианскому пониманию материального тела вполне определенные требования: материя должна мыслиться обладающей такими качествами, которые позволили бы ей воспри-
пять божественную форму — Логос. Из всего античного интеллектуального наследия в наибольшей степени этим требованиям удовлетворяла физика «субстанциальных качеств» Аристотеля и в наименьшей — атомизм Демокрита и Эпикура. Это обстоятельство сыграл0 важную роль в социальном «принятии» Средневековьем именно аристотелевской физики в качестве основы для концепции природы. Фома Аквинский осуществил синтез аристотелевской физики субстанциальных качеств с католической догматикой и
трактовкой таинств.
Объяснение Фомой таинств пресуществления в терминах аристотелевской физики сообщило последней ореол сакральности; альтернативные физические системы античности, несовместимые с аристотелизмом, этим актом были поставлены «вне закона». На атомистические системы Демокрита и особенно Эпикура католицизмом был наложен своеобразный социальный запрет. Фома, отвергая идею атомизма о случайности возникновения мира, писал: «Самый порядок, существующий в вещах, которые так сотворены богом, обнаруживает единство мироздания... По этой причине могли полагать множество миров те, кто в качестве мировой причины полагал не какую-либо упорядочивающую мудрость, но случай; так, Демокрит утверждал, что из сталкивания атомов возник и этот, и другие бесчисленные миры».
Данте в соответствии с установившейся иерархией оценок античных философов располагает Аристотеля в самое привилегированное место ада (в светлую часть «лимба», окружающего круги ада) первым в ряду античных философов. Рядом с Аристотелем он располагает Сократа, за ним Платона, а уж после — атомиста Демокрита. Атомиста же Эпикура, отрицавшего бессмертие души, Данте «выселяет» далеко — в огненный гроб шестого
круга ада.
Изменение характера общественного бытия, социальная ато-мизация, овеществление общественных отношений в эпоху разложения феодализма приводят к переоценке античного философского наследия. Возникшая тяга к эпикурейской атомистике, удовлетворяющей новому мироощущению человека XVII в., вызвала потребность в социальной «реабилитации» учения, третировавшегося (в отличие, например, от стоицизма) на всем протяжении Средних веков. Эта кампания по «очистке» эпикурейского учения от языческой скверны, процедура его христианизации была начата Гассенди, продолжена Чарлтоном, Бойлем и другими мыслителями; Ньютон же пользовался плодами этих усилий. И в борьбе за «социализацию» доселе социально не признававшегося учения ярко заявило о себе различие идеологических контекстов, созданное Реформацией: католицизма и протестантизма. Если последний позволил провести социализацию эпикурейского атомизма до «победного конца», то первый создал для социализации ато-
мизма (и механицизма вообще) существенные трудности. О них и пойдет речь.