Проблема этногенеза восточных славян.
Феодализм, феодальное общество (синонимы – аграрное; традиционное; доиндустриальное общество) - стадия развития общественных отношений, (согласно теории К. Маркса об общественно-экономических формациях), при которых взаимоотношения между господствующим и эксплуатируемым классами выстраиваются на основе отношения собственности на землю.
Отличительные признаки феодального общества:
- В феодальном обществе основная ценность – земля, обладание землей дает власть. Тот, кому принадлежит земля, обладает и властью. Поскольку государственная власть не может быть чьим-то частным делом, то земля не продается и не покупается, а дается за службу (военную или гражданскую).
- Владение землей является привилегией людей несущих службу, причем права на землю обусловлены выполнением определенных обязанностей.
- Землевладельцы-феодалы образуют не только привилегированное, но и иерархически организованное сословие (т.е. соблюдается порядок многоступенчатого подчинения – феодальная лестница).
По мнению большинства историков, на Руси к XI в. окончательно ещё не сложились ни общественные, ни экономические основы развитого феодального общества, так как в нем сочетались пережитки родового строя и новые феодальные черты. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю. В руках князя находилась власть административная и судебная (не было разделения этих функций). Его обязанностью было поддержание внешней безопасности и защита земли от нападения врагов. Князь вёл внешнюю политику, заключал договоры с другими государствами. Власть князя была наследственная.
Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к вотчинным. Но в отличие от Западной Европы на Руси этот процесс шёл гораздо медленнее.
В IX веке формируется система эксплуатации лично свободного населения военнослужилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани «полюдье». При княжеском дворе жила его дружина. С её помощью князь правил государством. С ней советовался, решал государственные и военные вопросы, с её помощью собирал дань с населения (деньгами и натурой). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство. Население выполняло ряд других повинностей: военную, транспортную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов. Все главные вопросы князь решал с Советом бояр. Существовал особый суд князя. В отдельных частях Руси правили местные князья, подвластные великому киевскому князю. Киевский князь стремился заменить их своими ставленниками. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань (областные управители, назначаемые князем, назывались «посадниками»). Вначале дань взималась во время «полюдья» периодических объездов князя с дружиной подвластных земель. Затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах, были определены места сбора и размер дани.
В Х в. возникает вотчинное землевладение киевских князей. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки, служилой знати, бояр и христианской церкви. В XI - первой половине XII вв. вотчинное землевладение растёт, но его роль в сравнении с государственно-феодальными формами остаётся второстепенной. Большинство крестьян продолжают быть зависимыми непосредственно от государственной власти и эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей.
Вооружённые силы древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин подчинённых ему князей и бояр и народного ополчения (воев). Численность войска доходила до 60-80 тыс. человек. Использовались на Руси и войска наёмников: печенегов, половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов - норманнов, но их роль была незначительна.
Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из дерева и обшитых по бортам досками. Русские суда плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям.
Таким образом, большинство исследователей склоняются к выводу о том, что свод законов «Русская правда» закрепил основы раннефеодальной монархии во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани
1. Не завершился процесс феодализации земель.
2. Не сложились два основных класса феодального общества: феодалов и зависимых крестьян (социальная структура была ещё сложной).
3. Не определился размер и качество феодальной ренты (дани - полюдья).
4. В государстве еще весьма сильны были остатки (традиции) первобытно общинного строя (сохранение вече, решения которого были обязательны для всех, включая и великого князя).
Социальная структура древнерусского государства. Киевская Русь не была статичным государством. На протяжении всей его истории (конец IX – I четверть XII века), его политическая и социальная структуры претерпевали качественные изменения. Политическую элиту общества представлял собой правящий род Рюриковичей: глава рода – Великий князь, а также наследники престола, родственники княжеского дома – Удельные князья. Важное значение в государственной системе имела родоплеменная знать («нарочитая чадь»), сохранившая свое привилегированное положение еще с родоплеменных отношений. Ее роль особенно была значима в отдаленных от Киева землях в качестве посадников, воевод, тысяцких. К привилегированному слою относились и представители Старшей дружины: бояре, воеводы.
Достаточно высокий статус в государстве имели и воины Младшей дружины: отроки, гриди, «дети боярские», являвшиеся основной военной силой, в мирное время составлявшие администрацию князя: данники, мечники, вирники, подъездные, мытники, тиуны, огнищане.
Свободное население представляли: купцы, купцы-гости (имеющие право международной торговли), мелкие торговцы, ремесленники – жители посада.
Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - «людин», отсюда - «простолюдин»).
Экономическую и социальную основу общества в Древней Руси составляла земледельческая община - вервь. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штраф - виру, владела землей, которую распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли.
Категорию зависимых от князя людей составляли смерды. Скорее всего, это люди, работающие в княжеских селах. Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. (Термин «крестьяне» появится на Руси лишь в XIV в.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а общинника - 40 гривен.
Наряду со свободным населением в древнерусском обществе существовали и рабы. В «Русской Правде» рабы упоминаются под разными названиями - челядь, холопы. К XII в. относится появление двух видов холопства: обельного (полного) и неполного (необельного).
Источником обельного холопства был не только плен. Холопом становился тот, кто поступал в услужение на должность тиуна (управляющего) или ключника. Терял свободу и человек, женившийся на рабе. Труд рабов применялся в княжеском и боярском хозяйстве, они «сажались» на землю, включались в служебные категории населения (например, рабы-ремесленники), из них формировалась и администрация в феодальных хозяйствах. Известно, что позднейший термин «дворянин», как и обозначаемая им социальная категория, тесно связана с понятием «двор», «дворня». Купцы использовали холопов для торговли, хотя и несли полную материальную ответственность за их операции.
Неполными (необельными) холопами «Русская правда» называет закупов. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой – либо ссуды - купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Появляются также рядовичи, т.е. лица, выполняющие в пользу феодала ряд (договор на какой-либо вид работы).
И, наконец, особую часть древнерусского общества составляли изгои,люди, потерявшие всякую связь с обществом.
Таким образом:Анализ социально-политических структур Древней Руси позволяет выделить три центра притяжения, которые в той или иной степени влияли на общественное развитие:
- государственная власть в лице князя с окружающими его мечниками, вирниками, «милостниками» и другими административными агентами;
- боярство в лице родовой и племенной знати, перешедшей на определенном этапе к эксплуатации своих сородичей и соплеменников, и верхушки княжеской дружины;
- городское народное самоуправление в лице «старцев градских» и вече.
В дальнейшем соотношение этих властных элементов на определенных исторических этапах станет определять тот или иной тип государственности.
Проблема этногенеза восточных славян.
Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Предков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вислы, Оки, Днепра и Дуная. Античные авторы наз. славян венедами, антами. Предполагаемая территория расселения предков славян доходила до Эльбы, на севере до Балтийского моря, на востоке до Оки. Из единой Европейской группы племен выдел вост. слав ветвь: русские, украинцы, белорусы. Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близ кие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви.
В конце 5в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселяясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.
• поляне, древляне основались на правом берегу Днепра и его притоках.
• северяне, радимичи и вятичи - на левом берегу Днепра.
• кривичи - в верховьях Волги и Зап. Двины.
Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т. п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.
Соседями восточных славян (конец IX в.) были:
1) на западе: балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.; западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (угры);2) на северо-востоке: угрофинские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;3) на Нижней Волге: хазары;4) на востоке: волжские болгары;5) на юге в Причерноморье: печенеги и другие тюркские племена. Расселяясь, восточные славяне вытесняли народы или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни. Удобство речных путей послужило тому, что между племенами поддерживались разносторонние связи и облегчено образование единого государства. В нач. I тыс. Славяне жили родовыми общинами. Однако достаточно высокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточного продукта привело к тому, что на смену родовой пришла соседская община, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.
С 6 в.- процесс расслоения родовых отношений. Проявление имущественного неравенства, развитие продуктообмена вели к образованию отдельных социальных групп. В 6-8 в, появляются первые объединения восточных славян. В начале 9 в. идет процесс складывания государственности. Сложной, разнообразной была религия восточных славян. В дохристианскую эпоху восточные славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов. Важнейшими их богами были: Перун - бог грома и молнии, войны; Сварог - бог огня; Даждьбог (он же Ярило, Хорос) - бог солнца и плодородия; Волос - бог богатства и плодородия; Стрибог - бог грозы и непогоды; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Верес бог, покровитель скотоводства; Семарк - бог подземного мира. У восточных славян имелись капища - места, где происходили моления и приносились жертвы идолам. Заметную роль в жизни славян играли кудесники-волхвы, веруны и т.п. Существовал культ предков. Останки умерших сжигались и над ними насыпали курганы. Сначала устраивали родовые усыпальницы, затем с разложением родового строя и появлением парной семьи над каждым захоронением стали возводиться отдельные курганы. Были свои языческие праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. В конце декабря колядовали - ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны - Масленица. В праздник Ивана Купалы проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли большой медовый каравай. Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложится счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной. Согласно «Повести временных лет» радимичи, вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы-гробы; сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания - военные состязания в память умершего и поминальные пиры - тризны.
В IX в. славяне начали хоронить умерших, не сжигая. Рядом с покойным клали пищу, орудия труда, оружие, украшения. Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.
С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у славян стало два имени. «Настоящее» - данное при крещении (еврейские или греческие имена), и мирское - «от сглаза»: языческая кличка, скандинавское или западнославянское имя. Причем в жизни человека звали именно «ненастоящим» именем. И многие не помнили, что князь Владимир Красное Солнышко был на самом деле Василием, Ярослав Мудрый - Юрием (Георгием), а Всеволода Большое Гнездо звали Дмитрием.
Славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур- репу, капусту, свеклу, морковь и др., занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону - суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже - деревянный плуг с железным наконечником - лемехом. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне - лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.
Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были охота, рыболовство и бортничество. Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в поле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались. В VIII-IX вв. на смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гончарного круга. Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже - появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам.
Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины к славянским князьям.
Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, конечно, греками (византийцами). Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности. С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия. Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.
В VI в. восточные славяне жили родовым строем. Главной ячейкой общества был род. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе. В VII-IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.
Постепенно происходит замена родовой общины на соседскую, территориальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а являлись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севере -«вервь».В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли — «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею - урожай. В племенной среде VII-начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» - вожди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укрепленными усадьбами. Зарождалась частная собственность. Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе - развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.
Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече - народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало. Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника - князя, который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Военно - дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр - вотчинников и подчинение им общинников.
К VIII-IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужья». Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях. В VI-IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.