КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ в 90-е годы XX - НАЧАЛЕ XXI в.

Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях но­вой политической системы и социально-экономических отношений. Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась имущественная дифференциация населения. Частное предпринима­тельство занимало все более прочные позиции а сфере культуры. Пе­рестала существовать централизованная система управления культур­ной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литера­туры и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Фе­дерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразова­тельных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицирован­ной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дис­циплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочис­ленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27—28% от общего числа вузов, в них обучались 8—12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соот­ветствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку спе­циалистов в области менеджмента. Увеличивалось число выпускни­ков, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела проти­воречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподава­тельских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ря­де случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечествен­ная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) испыты­вала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных ис­следований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая мате­риально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за ру­бежом В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвова­ли в разработке новых, в том числе междуна­родных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х го­дов на околоземной орбите действовала меж­дународная космическая станция «Мир». Именно на МКС в течение 14 месяцев рабо­тал советский космонавт В.В. Поляков.

С конца 90-х годов положение дел в на­уке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направлен­ные на нужды всех ее отраслей. Началась мо­дернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались го­сударственные премии Российской Федерации за выдающиеся рабо­ты в области науки и техники. Достижения отечественной науки по­лучили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отече­ственные ученые Ж.С. Алфёров, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук — фи­лософии, истории. Так, исследова­тели получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны. Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничто­жение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной куль­тур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологичес­кий плюрализм и демократизация общества спо­собствовали распространению разнообразных те­чений и стилей в литературе и искусстве.

Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались В.П. Астафьев, В.И. Бе­лов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в лите­ратурной жизни 90-х годов была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произве­дений представителей постмодернизма в литера­туре Вен. Ерофеева, В. Пьецуха, В. Пелевина

и др. Получила развитие так называемая новая проза. Выразителями ее различных направлений — фантастического реализма, отстранен­ной прозы, новейшего реализма — являлись писатели Л. Бородин, В. Бутромов, А. Курчаткин, А. Москвина. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Де­нисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фо­менко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З. К. Церетели). Худо­жественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремле­ние мыслить символами, метафорами, использование элементов ми­стики, ироническое отношение к действительности.

Происходившие в культуре постсоветского периода перемены кос­нулись мира музеев, хранящих бесценные исторические и художест­венные коллекции. В Москве был открыт Центральный музей Вели­кой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Открывались музеи, позволяющие непредвзято взглянуть на многие события прошлого, например, Музей российских благотворителей (Москва). В тоже вре­мя были ликвидированы некоторые музеи, игравшие заметную роль в советском государстве: Центральный музей В.И. Ленина и его фи­лиалы, музеи революционных деятелей.

Одной из особенностей культурного строительства являлись раз­вернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восста­новлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Санкт-Петербурге, Нов­городе Великом, Устюге и других российских городах. Реставрирова­лись музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялуторов­ске, усадьбы А.К. Толстого и Ф.И. Тютчева в Брянской области. Широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве. Был реставрирован Гостиный Двор — памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX вв., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. Завер­шились работы по реставрации построенного в середине XIX в. Боль­шого Кремлевского дворца — резиденции российского Президента. В короткие сроки был восстановлен храм Христа Спасителя, возведен­ный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и раз­рушенный в 1931 г. Для проведения реставрационных работ привлека­лись средства частных инвесторов. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская православная церковь.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строи­тельства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и бан­ковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

На рубеже XX — XXI вв. наметилось оживление во всех сферах культурной жизни. Было широко отмечено 200-летие со дня рожде­ния А.С. Пушкина. Регулярно проводились Московские междуна­родные кинофестивали, Международный музыкальный конкурс име­ни П.И. Чайковского, расширялся культурный обмен с другими странами. Участились зарубежные поездки ведущих театральных кол­лективов и отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику вы­ставки зарубежных художников.

Многообразие направлений и жанров художественной культуры не перечеркнуло значения и ценности многих художественных про­изведений советского времени. В творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумно­жены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Приложение 1

Наши рекомендации