КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ в 90-е годы XX - НАЧАЛЕ XXI в.
Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях новой политической системы и социально-экономических отношений. Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась имущественная дифференциация населения. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции а сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.
Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.
Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27—28% от общего числа вузов, в них обучались 8—12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.
Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир». Именно на МКС в течение 14 месяцев работал советский космонавт В.В. Поляков.
С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алфёров, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук — философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны. Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.
Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в литературной жизни 90-х годов была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в литературе Вен. Ерофеева, В. Пьецуха, В. Пелевина
и др. Получила развитие так называемая новая проза. Выразителями ее различных направлений — фантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма — являлись писатели Л. Бородин, В. Бутромов, А. Курчаткин, А. Москвина. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З. К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.
Происходившие в культуре постсоветского периода перемены коснулись мира музеев, хранящих бесценные исторические и художественные коллекции. В Москве был открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Открывались музеи, позволяющие непредвзято взглянуть на многие события прошлого, например, Музей российских благотворителей (Москва). В тоже время были ликвидированы некоторые музеи, игравшие заметную роль в советском государстве: Центральный музей В.И. Ленина и его филиалы, музеи революционных деятелей.
Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Санкт-Петербурге, Новгороде Великом, Устюге и других российских городах. Реставрировались музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялуторовске, усадьбы А.К. Толстого и Ф.И. Тютчева в Брянской области. Широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве. Был реставрирован Гостиный Двор — памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX вв., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. Завершились работы по реставрации построенного в середине XIX в. Большого Кремлевского дворца — резиденции российского Президента. В короткие сроки был восстановлен храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и разрушенный в 1931 г. Для проведения реставрационных работ привлекались средства частных инвесторов. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская православная церковь.
В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.
На рубеже XX — XXI вв. наметилось оживление во всех сферах культурной жизни. Было широко отмечено 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Регулярно проводились Московские международные кинофестивали, Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского, расширялся культурный обмен с другими странами. Участились зарубежные поездки ведущих театральных коллективов и отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.
Многообразие направлений и жанров художественной культуры не перечеркнуло значения и ценности многих художественных произведений советского времени. В творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.
Приложение 1