КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 20-х - 30-е ГОДЫ

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управ­ления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передава­лось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом про­свещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руко­водящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съез­дах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государствен­ных органов большое место занимала работа, направленная на пре­одоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-по­литической борьбе отводилась общественным наукам, печати, лите­ратуре и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем марк­сизма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требо­валось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обо­стрении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюцион­ном вредительстве» были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжа­лась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного на­селения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превраще­ние СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской ме­стности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем обра­зовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжитель­ность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмот­ных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей куль­туры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подго­товки кадров была создана сеть производственного обучения: техни­ческие школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфа­ки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйст­венного развития потребовало увеличе­ния подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним спе­циальным — с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного созна­ния 30-х годов, отражавшейся на разви­тии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университе­тах. Другое постановление касалось подготов­ки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию науч­но-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Ин­ституты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизи­ки (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомно­го ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной осно­вой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-хи­мика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Алек­сандрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделе­ния Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств комму­нистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяс­нялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «бур­жуазными теориями» в сфере художественной жизни.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писа­телей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они про­водили свои съезды, имели печатные органы.

Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Фе­дерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из сво­их задач организация ставила содействие строительству социалисти­ческого общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф.В. Гладкова «Цемент» и Ф.И. Панферова «Барсуки», очерки К.Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестрой­ке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литератур­ные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюз­ный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы вы­ступил А.М. Горький. Вслед за общесо­юзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в не­которых союзных республиках. В чис­ле руководителей СП СССР в 30-е годы находились А.М. Горький и А.А. Фа­деев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественно­го творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важно­сти. Основным творческим методом литературы и искусства стано­вился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литера­туры, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д.Д. Шостакови­ча (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20—30-х годов в литературу и ис­кусство пришло новое поколение поэтов, компо­зиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Ду­наевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А.Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). За­метным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибе­ли А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С.М. Эйзен­штейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В ре­пертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Пого­дина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы ху­дожниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, Р.Р. Фальком и П.Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учрежде­ниями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к со­зданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы за­дачам построения нового общества. Результатом поисков новых вы­разительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архи­текторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы — столицы СССР — и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожа­лись ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. д.

Русское зарубежье.Составной частью отечественной культуры 20—30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Граж­данской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн чело­век. В последующие годы эмиграция про­должалась. Почти 2/3 общего числа поки­нувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторван­ные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом бы­ли основаны несколько русских изда­тельств. В Париже, Берлине, Праге и неко­торых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили

в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Нахо­дясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В про­граммном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам — Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономис­ты занимались анализом социально-экономических процессов в Со­ветской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало извест­ным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неод­нозначны. В результате этих преобразований были созданы непрехо­дящие ценности в области духовной и материальной культуры. По­высилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общест­венную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

ГЛАВА 37.

Наши рекомендации