Русская культура во второй половине xix -начале xx в.

Изменения в экономической и политической жизни после паде­ния крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-техничес­кий прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-поли­тической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значи­тельное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духов­ность, озабоченность судьбой страны, стремление служению общест­ву и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тра­тилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общест­венного сознания в духе обновленной теории «официальной народ­ности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усиле­нием влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала ху­дожественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золото­го века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духов­ной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысле­ния социальных и нравственных проблем: личность и общество, ис­кусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводи­ло к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном обра­зовании. Однако потребности производства требовали профессио­нально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотнос­ти населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение по­степенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уде­лялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностран­ных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные есте­ственно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» за­прещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. — в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государст­венных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на обществен­ные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведе­ний, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность. В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамот­ности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветитель­ские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое рас­пространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные професси­онально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала началь­ное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были от­крыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и теа­трально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие не­зависимо от социального статуса, материального положения и веро­исповедания. Наибольшую известность приобрел Московский на­родный университет имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечата­ние. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего се­рию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организо­вывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населе­ния способствовала деятельность научных (Исторический), техничес­ких (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемори­альных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской куль­туры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Тре­тьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука.Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и при­кладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и обще­ства накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гу­манитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периоди­ческого закона химических элементов. Класси­ческую теорию химического строения органиче­ских тел создал А.М. Бутлеров. Н.Д. Зелинский заложил основы учения об органическом ката­лизе. А.И. Каблуков выполнил основополага­ющие работы в области электрохимии и физи­ческой химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в об­ласти теории чисел, теории вероятностей и ря­да разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в фи­зике и механике. Работы А.Г. Столетова подго­товили условия для создания современной эле­ктронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблоч­кова (дуговая лампа), А.Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Все­мирной выставке в Париже (1901) был удосто­ен А.С. Попов за изобретение в 1895 г. элект­рической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П.Н. Лебедев, под­твердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и га­зы. «Отцом русской авиации» называют Н.Е. Жуковского — основоположника совре­менной гидроаэродинамики.

К.Э. Циолковский своими работами в об­ласти ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В.И. Вернад­ского способствовали появлению новых на­правлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено разви­тие биологии и медицины. И.М. Сеченов за­ложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной дея­тельности и физиологии пищеварения, а также И.И. Мечников — автор фагоцитарной теории иммунитета. К.А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Н.В. Склифосов­ский достиг больших успехов в практической хи­рургии. Выдающимся терапевтом был С.П. Бот­кин. Их именами ныне названы крупнейшие медицинские центры (больницы) в Москве.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во вре­мя путешествий П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Мак­лая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие био­логические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С.О. Макаров со­вершил два кругосветных плавания, дал систе­матическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использо­вать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э.В. Толля и А.В. Колчака начали изучение Арктики, ко­торое продолжил Г.Я. Седов. В 1912—1914 гг. он организовал экспедицию к Северному по­люсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воз­действие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глу­бокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (де­лимость атома, рентгеновские лучи, радиоак­тивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной сте­пени повлияли на общественные науки.

В философии проявилась потребность ново­го осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч. Дарвина, с материалистических пози­ций объяснявшей биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеа­листические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философ­ская основа познания и преобразования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсально­стью и простотой в объяснении общественно-исторических процес­сов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преоб­ладания материальной жизни над духовной оттолкнули от них (осо­бенно после революции 1905—1907 гг.) часть интеллигенции. Все ча­ще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с необходимостью понимания совре­менных процессов и будущего России чрезвы­чайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья дея­тельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным ис­торическим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, ока­зал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгля­ды историков вызвали появление трудов, в кото­рых история России рассматривалась или с либеральных (П.Н. Милюков), или с марк­систских позиций (М.Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ко­валевский основал в Париже «Высшую русскую школу обществен­ных наук». В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты.

Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лиде­ром критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явст­венно проявилась связь реалистического ме­тода с постановкой острых социально-поли­тических проблем России начала XX в.

Однако художественные приемы критичес­кого реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глу­бокий интерес к личности, ее внутреннему ми­ру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модер­низма в литературе и искусстве. В нем суще­ствовали многие течения. Отличия определя­лись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Баль­монтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди по­этов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин. К футуристам при­надлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время Серебряным веком русской поэзии.

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульвар­ной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопроб­ная мелодрама, детективы, эротика).

Театр. Во второй половине XIX — начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на наци­ональной основе, на драматических произведе­ниях классиков русской литературы — А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехо­ва, А.М. Горького.

В московском Малом театре блистала плея­да замечательных артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем иг­рали В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская дея­тельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появи­лось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофиль­ма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петер­бурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн зрителей.

В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова воз­никли в 1907—1908 гг. Первоначально они также создавали докумен­тальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитыва­лось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 кар­тин. В 1911—1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.

Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протаза­нова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холод­ная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произ­ведения А.С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф.М. Достоевского («Бесы»), Л.Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень боль­шинства картин оставался крайне низким. Стави­лись, как правило, салонные мелодрамы и при­митивные комедии.

Музыка.Во второй половине XIX в. оконча­тельно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа компози­торов, которую критик В.В. Стасов назвал «Мо­гучей кучкой». В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, ува­жение к народным песенным мелодиям.

Представители «Могучей кучки» и другие рус­ские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазу­нов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музы­кальных средств выражения продолжил А.Н. Скря­бин, в произведениях которого удивительно пере­плетались камерность и симфоничность.

Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одес­се, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С.И. Мамонтова (за­тем — С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способ­ствовала деятельность Русского музыкально­го общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Про­пагандой произведений русских и зарубеж­ных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакире­вым и учителем пения Г.Я. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представ­лена замечательными оперными певцами (Ф.И. Шаляпиным, А.В. Неждановой). Имена выдающихся ба­летных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Хорео­графические постановки М.И. Петипа стали классикой мирового балета.

Особое значение для популяризации теат­рально-музыкального искусства России имела деятельность С.П. Дягилева, организовавше­го в Европе «Русские сезоны» (1907—1913). Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном ис­кусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принци­пы демократической и гражданственной эстетики.

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Пе­тербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И.Н. Крамской, Г.Г. Мя­соедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники разверну­ли просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвиж­ников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов). Близкий к передвижникам В.В. Верещагин извес­тен как мастер батальной живописи.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразитель­ном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с француз­ской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин и др.).

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к склады­ванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили но­вые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и ре­алистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они про­пагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции рус­ской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрож­дению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII —начало XIX в.), а также популяризации западноевропейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и др. проповедовали искусст­во «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшест­венниками абстракционизма и оказали огромное влияние на разви­тие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А.М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, со­здавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А.С. Го­лубкина и С.Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие пре­одолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.

Архитектура. Градостроительство было связано с бурным эконо­мическим развитием пореформенной России. Облик городов опреде­ляли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначе­ния — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металличес­кие конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклек­тика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту ар­хитектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Влади­мира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исто­рического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три на­правления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использо­вались мотивы древнерусского зод­чества в современной интерпрета­ции (арх. А.В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И.И. Рерберг), Музей изоб­разительных искусств (арх. Р.И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектур­ной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое призна­ние. Многие отечественные ученые были почетными членами евро­пейских академий и научных учреждений. Имена русских путешест­венников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зароди­лись новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.


Наши рекомендации