Тема 29. интерактивное занятие по итогам семестра.
Проводится в формате ролевой игры. Организуется пресс-конференция основных политических акторов Российской Федерации начала XXI века, включая официальных деятелей, представителей системной и несистемной оппозиции. Выбирается не более 10 персоналий, в ходе подготовки производится «вживание в образ» на основании изучения доступных письменных и визуальных источников.
Обязанности спикеров: определить формат дискуссии, обеспечить диалог между «властью и обществом» (в которое входят прочие участники курса, их задачей является изучение общественного мнения эпохи, его эволюции).
Допускаются онлайн-включения аналитиков из числа представителей региональной политической элиты, экономистов, журналистов, ученых.
ТЕМА 30. НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ КУРСА
Осуществляется подготовка научно-исследовательских проектов по предложенным или выбранным самостоятельно (после консультации с преподавателем) темам. Доклады должны быть оформлены в виде научной статьи, лучшие из которых формируют электронный сборник и публикуются на странице ИИиМО.
Примерный перечень индивидуальных тем
1. Социальная поляризация в условиях «свободного рынка». Складывание новой социальной структуры.
2. Размывание традиционных групп населения, их маргинализация. Рост промежуточных слоев. Бедность. Становление среднего класса.
3. Депопуляция и ее причины.
4. Духовная жизнь общества. Информатизация и общество.
5. Специфика исследования официальной и неофициальной статистики.
6. Интеграция либеральной идеологии и российские социально-политические стереотипы
7. Поиск национально идеи: пиар ход или перспективный проект.
8. Фрагментация элитарных конструкций: судьба «тандема»
9. Национализм, ксенофобия и внутренняя сегрегация российского общества.
10. Перспективные идеи конструирования общественной ментальности.
11. Этнокультурный плюрализм, мультикультурализм, подъем национального самосознания (русская весна, русский мир), государственный патриотизм в полиэтничной стране. Точки пересечения и перспективы развития.
12. Социальный заказ на патернализм и традиционализм. Мифологизация советского прошлого: рациональная и эмоциональная мотивация.
13. Политические, экономические, социальные итоги системной трансформации России.
14. Споры о путях развития страны и месте России в мире.
15. Национальная идея, как база общественной консолидации. Дискуссионные аспекты и проблемы поиска.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Вся самостоятельная работа студентов распределена по темам, в зависимости от объёма изучаемого материала, и проводится в форме подготовки к семинарскому занятию по теме на основании плана семинарских занятий методом изучения учебного, учебно-вспомогательного материала и источников, рекомендованных в плане семинарского занятия, с учётом запланированной интерактивной формы проведения семинара.
В рамках самостоятельной работы студенты получают задание провести социометрические исследования, каждый, среди конкретной социальной страты населения. Формы такой работы включают достаточно широкий спектр научного инструментария. Это опросы, составление статистических таблиц, интервьюирование. Основной упор делается на источники устной истории. Необходимо на основе субъективного восприятия респондентами недавнего прошлого воссоздать объективную историческую картину. Одновременно, студентами формируется источниковая база данных как в аудио, так и в нарративном варианте. Проводится анализ полученных результатов изучаемого социального сегмента на основе всех полученных материалов. На семинарском занятии каждый из студентов представляет краткий аналитический доклад. После чего коллективно реконструируется общая картина на основе всех исследованных социальных сегментов.
Накануне семинарского занятия проводится консультация преподавателя. Контроль за самостоятельной работой студентов проводится также в ходе реализации плана семинарского занятия, а также путём проведения периодических «летучек» по предыдущим темам (решение тестов) с целью проверки усвоения изученного материала.
Рекомендации по подготовке доклада.Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:
Студент, приступающий к подготовке научного доклада, должен четко определить цель будущего выступления. До изучения литературы по выбранной теме довольно сложно сформулировать конкретную цель своего исследования. В этом случае необходимо обозначить общую цель или целевую установку. Конкретная целевая установка дает направление, в котором будет работать докладчик, помогает осознано и целенаправленно подбирать необходимый материал.
Определив и обозначив цель доклада, в дальнейшем следует приступить к подбору материалов. Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра ряда общих учебных и научных материалов по истории периода. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа - это официальные документы. Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати - журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние статистические и аналитические данные.
После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет изменяться и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. И хотя этот план не имеет конкретно обозначенных границ, его составление позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего выступления. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.
Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.
Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его построения. Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.
Введение – представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада.
Основная часть –является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства и аргументы.
Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе. Существуют также наиболее общие принципы представления материала:
1. От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение. Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы.
При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным.
2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.
3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.
Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие — с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.
Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис — концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов или цитат.
Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.
4. Оформление материалов выступления.
Подготовленный доклад и выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть.
Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения па доске, чертежи, плакаты.
Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:
1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей.
2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.
3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.
4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе.
5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.
6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.
7. Необходимо делать паузу в Вашем выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.
Подготовка к научному докладу с учетом правил и требований, приведенных в данной методической разработке, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТ)
1. Специфика курса и основные этапы периодизации курса «Современная история России»
2. Проблемы историографического анализа Современной истории России
3. Основные виды источников по Современной истории России
4. Причины государственно-правового, социально-экономического, идеологического кризиса во второй половине восьмидесятых годов.
5. Основные направления политики перестройки. Распад СССР.
6. Вызревание исторических предпосылок российской суверенности.
7. Рождение Российской Федерации.
8. Программа радикальных экономических реформ Т. Гайдара и ее реализация в 1992-1993 гг.
9. Изменения политической конфигурации в стране в 1992 г.
10. Политический и конституционный кризис 1993 г.
11. Выборы в Государственную думу в декабре 1993 г. и их результаты.
12. Референдум по Конституции и его итоги. Принятие новой Конституции Российской Федерации.
13. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика.
14. Становление внешней политики независимой России в 1991-1993 гг.
15. Российская экономика в 1994-1999 гг.
16. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.
17. Российское общество в годы реформ.
18. Политическая жизнь России в 1994-1995 гг.
19. Выборы депутатов Государственной думы в 1995 г., их результаты и последствия.
20. Выборы Президента Российской Федерации в 1996 г.
21. Политическая жизнь России в 1996-1999 гг. Премьерская чехарда в 1998-1999 гг. и ее причины.
22. Выборы в Государственную думу в декабре 1999 г. и их результаты.
23. Возникновение Чеченской проблемы.
24. Первая чеченская война, ее результаты и последствия.
25. Вторая чеченская война, ее результаты и последствия.
26. Российское образование в 1990-х годах: проблемы развития.
27. Российская наука в 1990-х годах: проблемы развития.
28. Российская литература в 1990-х годах: проблемы развития.
29. Российское искусство в 1990-х годах: проблемы развития.
30. Российские СМИ в 1990-х годах: проблемы развития.
31. Россия и «ближнее зарубежье» в 1994-1999 гг.
32. Россия и «дальнее зарубежье» в 1994-1999 гг.
33. Политический портрет президента России Б.Н. Ельцина.
34. Российская экономика после дефолта (1998-2000 гг).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕН)
1. Экономическая политика правительства и ее результаты к середине 2000-х гг.
2. Социальная политика в период президентства В.В. Путина.
3. Разработка и осуществление приоритетных национальных программ современного здравоохранения, качественного образования, доступного жилья и эффективного сельского хозяйства.
4. Президентские выборы в марте 2000 г. и их результаты.
5. Меры президента В.В. Путина по укреплению безопасности и стабильности России в 2000-2008 гг.
6. Новые политические реформы в России в середине 2000-х гг.
7. Развитие российского федерализма (2000-2004)
8. Российская многопартийность и ее проблемы.
9. «Единая Россия» как феномен политической жизни России
10. Выборы в Государственную думу в декабре 2003 г. и их результаты.
11. Президентские выборы 2004 года и их результаты.
12. Внутриполитические процессы в России после переизбрания В.В. Путина Президентом России.
13. Внешняя политика России при президенте В.В. Путине и ее основные ориентиры.
14. СССР и «ближнее зарубежье» в 2000-х годах.
15. Взаимоотношения России с Западом в 2000-х годах.
16. Изменения векторов внешней политики России в 2008-2012 годах
17. Проблемы современного внешнеполитического курса России и меры по их преодолению.
18. Российское образование в 2000-х годах.
19. Российская наука в 2000-х гг.
20. Развитие российской культуры в 2000-х гг.
21. Российские СМИ в 2000-х гг.
22. Выборы в Государственную Думу V созыва. Основные результаты, партии, начальный период работы.
23. Выборы президента Российской Федерации в 2008 года. Участники и результаты.
24. Политический портрет президента России В.В. Путина.
25. Персоналии в современной истории России: Ельцин, Путин, Медведев.
26. Российская экономика во второй половине 2000-х годов
27. Россия в период мирового экономического кризиса
28. Социально-экономическое развитие российских регионов (на примере Приволжского федерального округа)
29. Формирование новых социально-политических институтов в регионах в XXI веке (на примере Приволжского федерального округа)
30. Дискуссии о перспективах развития России. Вызовы нового тысячелетия и Россия.
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ
Хасин В.В. Современная история России: электронное учебное пособие. Саратов, СГУ. 2015.
Ходяков М.В. Новейшая история России (1914 - 2016). 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2016 -10 экз.
Барсенков А.С, Вдовин А.И. История России. 1917–2009. (3-е изд., доп. и перераб).М., 2010.
История СССР/РФ в контексте современного россиеведения. Отв.ред. чл.-кор. РАН, д-р ист. наук, проф. Е.И. Пивовар, д-р ист. наук, проф. А.Б. Безбородов. М. «Проспект». 2011.