Семинарское занятие 2. Визуальные формы новых культурных координат.
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
Кризис отечественного кинематографа и поиски «нового русского кино». Отражение «героя нашего времени» в массовом сознании современной России на примере кинематографа. Формирование положительной рецепции ряда профессий в телесериальной культуре. «Кинотавр», «Золотой орел», «Ника» и другие российские кинопремии и их место среди мировых аналогов. Оценка отечественного кинематографа в международной профессиональной среде. Сопоставление массового и элитарного кино. Заимствования в игровом и сериальном кинематографе. Роль кинематографа в формировании национальной идеи. Российская мультипликация.
Современный мир и взгляды ведущих российских кинематографистов на искусство. Раскол в Союзе кинематографистов.
Ренессанс русского репертуарного театра. Новые формы театральной культуры. Театрализация культуры: акционизм. Современное оформление музейного пространства.
СМИ и массовое сознание общества. Телекультура и политическая тележурналистика. Спортивные, правовые, кулинарные, медицинские телешоу как отражение массового сознания. Феномен ток-шоу. Официальное телевидение: основные формы, векторы развития, действующие лица. Интернет-телевидение как площадка формирования альтернативного общественного мнения.
Визуализация потребительского эгоизма и реакции на него: селфи, социальные сети, хипстеры и т.п. Новые формы коммуникации и их роль.
Спорт, как форма культурного развития и показатель здоровья нации. Успехи российских спортсменов на соревнованиях раличных уровней. Восстановление спортивных школ на современном этапе. Массовость российского спорта. Строительство ФОКов в столицах и российской глубинке. Строительство олимпийских объектов и их роль в стимулировании спортивных достижений и поддержания здоровья нации. Проведение Олимпиады 2014 года в Сочи. Триумф российского спорта и строительных технологий.
Истоки и потенциал культурного обновления России. Новые тенденции и объединяющие явления в современной культуре.
Задание 1. (в форме видеоэкскурсии) «Достижения и проблемы в развитии современной духовной сферы жизни российского общества.
Задание 2. Дебаты «Российское образование на современном этапе»
1. Основные векторы реформирования российского образования.
2. Критика реформ в образовании, степень ее обоснованности.
3. Принятие Национальной программы качественного образования в России и ее реализация.
4. Введение Единого государственного экзамена: анализ современного состояния.
5. «Болонская система».
Рекомендованная литература к теме 27-28.
Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2012 // ФОМ интернет. 2012. 18 дек. URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10738.
Полюшкевич О. А. Социокультурная солидарность: монография. Иркутск, 2011.
Бешукова Ф. Б. Литературно-художественные журналы и проблемы новой критики / Ф. Б. Бешукова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 53–58.
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Основы государственной культурной политики» // http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf
Рязанцев А.А. Проблемы и перспективы развития культуры современного российского общества (на материале исследования современной рекламной культуры) // Аналитика культурологии .2012. № 22.
Рязанцев А.А. «Мозаичная культура» системы ценностей современного человека // Аналитика культурологии .2012. № 22.
Анисимова О. С., Поломошнов А. Ф. Кризис ценностей в культуре постсоветского общества // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
Лапин Н. И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 2000.
Губанова Е. Н. Семантика пространства в постмодернистском художественном тексте. М., 2009.
Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб, 1999. Лотман Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб, 2000.
Багаув Ю.Д., Бекишева А.В., Кузьмина М.Ю., Ляшенко Е.С. Современная художественная культура россии: новизна визуализации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2013. № 4 (51)
Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М., 2007.
Самутина Н., Степанов Б. А Вас, Штирлиц, я снова попрошу остаться... К проблеме современной рецепции советского кино // Неприкосновенный запас. 2009. № 3 (65).
Самутина Н. "Cult camp classics": специфика нормативности и стратегии зрительского восприятия в кинематографе // Классика и классики в социальном и гуманитарном знании / Ред. И. Савельева, А. Полетаев. М., 2009.
Самутина Н. Приключения жанра на российских дорогах // Историк и художник, 2005, № 3.
Kaspe I. Certificate of What? Document and Documentation in Contemporary Russian Literature // Russian Review. 2010. Vol. 69. No. 4. P. 563–584.
Kukulin I. Documentalist Strategies in Contemporary Russian Poetry // Russian Review. 2010. Vol. 69. No. 4. P. 585—614.
Синицкая, А.; Журчева, Т.; Рогова, Е. Экспериментальный словарь русской драматургии рубежа XX-XXI вв // Современная драматургия. — 2012. — №2. — С. 207-212.
Ушкарёв, А. И давайте без экспериментов: социальный состав российской аудитории // Театр. — 2011. — №4. — С. 228-230.
Хакимова, Д. Дискретность как характерная черта российской «новой драмы» // Современная драматургия. — 2009. — №3. — С. 139-143.
Мельниковская, И.А. Визуальная культура: проблемы самоидентичности // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — №4. — С. 45-50.
Мироненко, Е.А. Смысловое содержание творчества художника в современном обществе // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — №4. —С. 243-248.
Казаневский В. А. Искусство современной карикатуры / В. А. Казаневский. К., 2004.
Балдина О. Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России. М., 2002.
Майстровская М.Т. Художник и музей: шаг в третье тысячелетие // Мир музея. - 2002. — №4 (188). С. 12-20.
Гельман М. Стратегия развития галереи // Галерейный бизнес: практические советы как эффективно управлять галереей/ под ред. В. Бабкова. М., 2006. — С.112-121
Карпов A.B. Художник н рынок // Современное искусство и отечественный художественный рынок / под ред. Т.Е.Шехтер. СПб, 2005. - С. 45