Тема 12. векторы эволюции российской экономической модели в 1993-1998 годах.
1. Причины отказа от радикальных экономических реформ.
2. Экономика как форма регулирования политических процессов.
3. Деструктивные явления молодого российского капитализма и попытки их преодоления.
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
Назначение председателем правительства В.С. Черномырдина. Отказ от политики «шоковой терапии», замедление темпов и компромиссный характер реформ. Изменение стратегии приватизации, ее осуществление. Переход к денежной приватизации, появление крупных финансово – промышленных групп. Формирование «олигархического капитализма». Резкая дифференциация уровня жизни населения. Сложности финансово-бюджетной политики. «Черный вторник». Финансовые пирамиды. Инфляция. Дефицит бюджета. Влияние различных политических сил на экономическую деятельность. Отсутствие конструктивных действий со стороны думской оппозиции. Залоговые аукционы. Внутренний и внешний долг. Субсидии Парижского и Лондонского клуба. Внутренние займы по ГКО. Попытки секвестра бюджета в 1997 году. Причины и оправданность деноминации денежных знаков в 1998 году. Упадок наукоемких отраслей, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. Укрепление позиций сырьевых отраслей. Отставка В.С. Черномырдина.
Социальная поляризация в условиях «свободного рынка». Складывание новой социальной структуры. Размывание традиционных групп населения, их маргинализация. Рост промежуточных слоев. Старая номенклатура и новая элита. Становление среднего класса. Бедность. Депопуляция и ее причины. Духовная жизнь общества. Информатизация и общество. Зарубежный туризм. Российская повседневность. Изменения в быту. Иллюзии стабильности.
Практические задания к теме 12.
Задание 1. Рассмотрите причины отказа от радикального экономического реформирования, основные направления деятельности правительства В.С. Черномырдина. Обсудить следующие проблемы:
- проблема перманентного дефицита бюджета: экономическая и политическая составляющая;
- ГКО как форма «государственной пирамиды», их роль в развитии среднего класса и разветвленной финансовой системы в России;
- степень влияния Парижского и Лондонского клубов на финансовое благополучие, определение векторов экономического развития, интеграцию отечественной экономики в мировое пространство.
Задание 2. (в форме мониторинга). Полевые социологические исследования для верификации следующих предположений:
1. Социальная дифференциация. Культурный и экономический аспект.
2. Ретроспективный и регрессивный вектор социальных предпочтений.
3. Сегрегация и атомизация социальных страт.
4. Стереотипы образа девяностых.
Рекомендованная литература к теме 12.
Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб., 2009.
Урнов М. Ю. Экономический кризис в России: причины, механизмы развертывания и возможные последствия // Журнал новой экономической ассоциации. 2015. № 2 (26). С. 186-190.
Мау В.А. Реформы и догмы. Государство и экономика в эпоху реформ и революций (1861—1929). М., 2013.
Мау В.А. Кризисы и уроки. Экономика России в эпоху турбулентности. М., 2016.
Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С. Г., Батчиков С. А. «Белая книга. Экономические реформы в России 1991—2001 гг.». М., 2003
Паппэ Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника, 1992-2000. М., 2010.
Улюкаев А.В. В ожидании кризиса: Ход и противоречия экономических реформ в России. М., 1999.
Черных В. Залоговые аукционы: ожидания и последствия // Рынок ценных бумаг. 1996. - №2.
Авраамова Е. М., Урнов М. Ю. Григорьев Л. М. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. М. : ТЕИС, 2000.
Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития М.: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2000.
Рекомендованная литература к теме 13.
Гилман М. Дефолт, которого могло не быть. М., 2009.
Кувалин Д.Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния». М., 2009.
Гайдар Е.Т., Чубайс А.Б. Развилки новейшей истории России. СПб., 2011.
Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М., 2002.
Стиглиц Дж.Ю. Ревущие 90-е. Семена развала. М., 2005.
Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем. М., 2001.
Минэкономики – в Правительство. Аналитический доклад о текущей ситуации в экономике РФ (январь-июль 1998 года) и прогнозных оценках до конца 1998 года. 20.08.1998 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/3963
Проект доклада (совместно с Минфином и Банком России) в Совет Федерации по основным направлениям концепции антикризисных мер. 01.09.1998 // http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/3968
Минэкономики – в Правительство. Сводный доклад о ходе выполнения Комплексного плана действий Правительства РФ по реализации в 1998 году Послания Президента Федеральному Собранию. 15.10.1998 // http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/3972
Проект. Программа Правительства РФ на 1999-2001 годы. 31.12.1998 // http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/4431
Ридер к теме 12.
Указ Президента РФ от 31 августа 1995 г. N 889 "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности"
В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, постановляю:
1. Согласиться с предложением Правительства Российской Федерации о проведении в IV квартале 1995 г. аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии в целях обеспечения поступления в федеральный бюджет на 1995 год средств от использования принадлежащего государству имущества и включения их в счет доходов от федеральной собственности, предусмотренных приложением N 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1995 год".
2. Утвердить прилагаемые Правила проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии в целях обеспечения поступления в федеральный бюджет на 1995 год средств от использования принадлежащего государству имущества.
Установить, что передача в залог находящихся в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, под условием гарантированного поступления в федеральный бюджет указанных средств производится только по итогам проведения аукционов на право заключения соответствующих договоров.
3. Утвердить обязательные условия договоров: кредита согласно приложению N 1, залога находящихся в федеральной собственности акций согласно приложению N 2 и комиссии согласно приложению N 3, в соответствии с которыми Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества заключат договоры с победителями аукционов.
4. Утвердить нормативы распределения доходов от использования путем передачи в залог акций, находящихся в федеральной собственности, согласно приложению N 4.
5. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в 10-дневный срок определить перечень пакетов акций, выставляемых на предусмотренные настоящим Указом аукционы, а также обеспечить проведение в IV квартале 1995 г. упомянутых аукционов.
6. Установить, что предусмотренные настоящим Указом аукционы на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии считаются состоявшимися в том случае, если число участников аукциона было более одного и каждый участник аукциона гарантировал предоставление кредита под залог акций в размере не менее стартовой цены. При неисполнении указанного требования аукцион признается несостоявшимся.
7. Установить, что продажа комиссионером находящихся в федеральной собственности акций, переданных в залог, осуществляется любым из способов установленных законодательством Российской Федерации о приватизации, по выбору комиссионера, кроме инвестиционных торгов. Формы реализации выбранного комиссионером способа продажи акций определяются им самостоятельно при условии соблюдения принципов конкурсности и публичности.
8. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом вносить в Реестр государственной собственности запись об организации, которой переданы в залог акции, как о номинальном держателе соответствующих акций. Номинальный держатель акций вправе определять депозитария.
9. Установить, что голосование по переданным в залог акциям осуществляется залогодержателем по своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам:
реорганизация и ликвидация акционерного общества;
внесение изменений и дополнений в учредительные документы акционерного общества;
изменение величины уставного капитала акционерного общества;
залог, сдача в аренду, продажа, обмен и иное отчуждение любого имущества акционерного общества, если размер сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов уставного капитала акционерного общества;
продажа и иное отчуждение недвижимого имущества акционерного общества, а также его залог (ипотека);
получение кредитов в размере более 10 процентов величины чистых активов акционерного общества;
участие акционерного общества в создании организации, в том числе учреждение дочерних акционерных обществ;
эмиссия ценных бумаг;
утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков акционерного общества и распределение его прибылей и убытков.
Голосование по указанным вопросам осуществляется залогодержателем после предварительного письменного согласования с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Отсутствие такого согласования или голосование в нарушение его влечет за собой недействительность голосования залогодержателя по этим вопросам.