Тема 6. первые шаги российской независимости.

1. Особенности формирования новой политической элиты на федеральном и региональном уровне.

2. Построение многопартийного российского политического пространства.

Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:

Первые проблемы официальной независимости. Причины сегрегации и фрагментации политической элиты. Готовность старого «номенклатурного» Съезда и Верховного Совета к проведению предложенных радикальных реформ. Трансформация региональных политических элит. Основные акторы. Наследие прошлого в распределении элит по политическому спектру.

Основные политические партии и движения. Их программы. Функционирование правовых и государственных институтов. Сложности правоприменения старой конституции и законодательства в новых условиях. Основные противоречия. Дееспособность новой государственной системы. Ее структура, функции, возможности и противоречия.

Политическая ситуация в стране между VII и VIII съездами народных депутатов. Угроза импичмента Президента. Апрельский (1993 г.) референдум и его последствия. Конституционное совещание. Майские волнения Нарастание противостояния ветвей власти (август-сентябрь 1993 г.).

Практические задания к теме 6.

Задание 1. Рассмотреть процессы обновления официальной идеологии. Выявить причины асинхронности развития союзного центра и регионов на примере на примере Саратовской области (1989-1991).

Задание 2. Изучить электоральные процессы в Москве и провинции в марте 1990 года. Проанализировать ход и итоги выборов на различные уровни представительной власти, состав участников, электоральную базу, избирательные технологии.

Для решения поставленных задач использовать широкий круг источников: устную историю (проведение тематических интервью), центральная и региональная периодическая печать, мемуарную литературу и т.п.

Доклад: Революции и бюрократия

Рекомендованная литература к теме 6.

Влияние и структурная устойчивость в Российском парламенте (1905-1917 и 1993-2005 гг.). М, 2007.

Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М., 1998.

Коргунюк Ю. Г. Становление партийной системы в современной России. М, 2007

Нисневич Ю. Аудит политической системы посткоммунистической России. М., 2007

Пономарева Е. Г. Современная Россия. Политические отношения и политические институты. М., 2006.

Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001.

Colton T.J. Yeltsin: a life N.Y.: Basic Books, 2008.

Выступление Б.Н. Ельцина с программой перехода к рынку. V СНД РСФСР 28.10.1991 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/707



Ридер к теме 6 Хартия - 91  
Принимая настоящую Хартию, мы, представители Движения "Демократическая Россия", политических партий, рабочего движения, российских предпринимателей и интеллигенции ЗАЯВЛЯЕМ об общих интересах и идеалах и готовности к совместным действиям. Руководствуясь верой в свободу и права человека и стремлением к благополучию наших сограждан и процветанию нашей Родины, мы ЗАЯВЛЯЕМ о следующих приоритетах общественного устройства и политических реформ в России, которые должны привести к ее подлинному возрождению. 1. Наша цель - процветающая демократическая Россия. 1.1. Достойное место Российской Федерации в свободном Союзе суверенных государств. Передача союзным органам такого объема прав и полномочий, который будет им делегирован Российской Федерацией на добровольной основе. Защита прав наших сограждан в других республиках. 1.2. Демократический проект конституции Российской Федерации - на всенародный референдум! 1.3. Реализация российской программы введения рыночной экономики. 1.4. Создание собственной банковской, налоговой, финансовой системы Российской Федерации. Стабильность экономического законодательства и конвертируемость валюты. 1.5. Образование российской республиканской гвардии на профессиональной основе. Запрет на использование вооруженных сил при разрешении внутренних политических конфликтов. Упразднение войск госбезопасности и образование Управления пограничной охраны при Совете Министров. Создание эффективной и гласной системы безопасности российских граждан. 1.6. Равенство прав всех граждан независимо от их национальности. 2. Честная конкуренция в политике, экономике, идеологии. 2.1. Выборы Президента Российской Федерации всенародным голосованием в соответствии с волей российского народа, прямые выборы руководителей местных органов исполнительной власти. 2.2. Последовательная демонополизация российской экономики. 2.3. Реальное обеспечение свободы слова и плюрализма в печати, на телевидении и радио. Поддержка негосударственного и утверждение российского телерадиовещания. 2.4. Преодоление привилегированного положения КПСС и коммунистической идеологии. Отказ от государственной идеологии. Департизация армии и правоохранительных органов. 2.5. Законодательное закрепление права интеллектуальной собственности и авторского права на уровне современных стандартов. 3. Свобода предпринимательства - путь к благосостоянию российских граждан. 3.1. Предоставление гражданам реальных гарантий свободного владения, пользования и распоряжения собственностью. Стимулирование процесса приобретения собственности гражданами. Отмена законодательства и пресечение практики, сковывающих свободу собственника: гражданина и коллектива. Поощрение частной инициативы. Принятие законодательства о передаче собственности КПСС независимым собственникам. 3.2. Социальное партнерство предпринимателя и лиц, работающих по найму. Стимулирование предпринимателей по созданию рабочих мест и режима социального благоприятствования на негосударственных предприятиях. 3.3. Проведение земельной реформы. Энергичная государственная поддержка крестьянских хозяйств. 3.4. Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей, основанной на демократическом законодательстве. Открытость российского рынка для иностранных инвестиций и товаров под разумным государственным контролем. Нет -изоляции от мирового рынка. 3.5. Содействие свободных предпринимателей процессу конверсии и совместное выявление новых рынков сбыта продукции. 4. Гарантии будущего. 4.1. Создание системы независимого правосудия. 4.2. Приоритет прав и свобод личности над интересами государства. Государственно-правовые гарантии международно-признанных прав человека. 4.3. Создание механизмов социальной защиты граждан. Введение индексации государственных выплат для защиты от инфляции. 4.4. Структурная перестройка экономики: товары для народа взамен "самоедской экономики". 4.5. Разработка программы экологической безопасности и мер ответственности за экологические преступления. 4.6. Реформа системы образования. Преодоление идеологизации образования, свобода преподавания, совершенствование государственного и поощрение негосударственного образования и международного обмена в этой области. 4.7. Создание современной системы здравоохранения. 5. Эффективное государственное устройство. 5.1. Освобождение от культа государства, его верховенства в общественной жизни. Возрождение институтов гражданского общества. Последовательный процесс передачи большинства функций советского государства негосударственным институтам. 5.2. Реальное усиление власти Российской Федерации в противовес власти Центра. 5.3. Функционирование органов Российского государства на основании принципа разделения властей и разделения компетенции Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления. 5.4. Досрочное прекращение полномочий Съезда народных депутатов СССР и Президента СССР. Новому Союзу - новые выборы! 5.5. Введение муниципальной системы местных органов власти и управления. Заявляя об этих приоритетах, мы руководствуемся стремлением к объединению российских граждан. Такое объединение - во имя каждого и в интересах каждого гражданина, потому что это - объединение вокруг идеи СВОБОДЫ и ПРОЦВЕТАНИЯ. Истоки "Хартии-91" - в реалиях нашей жизни. Пугающая пустота прилавков. Мы не можем приобрести даже элементарные продукты или детские товары! Нервная бесконечность очередей. "Милые сюрпризы" союзного руководства в виде новых налогов и грабительского повышения цен. Нас лишили свободы выбора на телевидении: с голубых экранов нам положено воспринимать развлекательно-официальную пропаганду. Мы не можем просто купить дом или открыть свое дело. Нашу свободу сковывают распоряжения и приказы, инстинктивная оглядка на начальство и неуверенная боязнь собственной самостоятельности. Свобода нашего российского государства, провозглашенная в Декларации о государственном суверенитете, парализована бесконечной "войной" союзных и республиканских законов. Эта свобода ограничена многочисленными, тяжкими функциями государства, имея которые, оно просто не в состоянии эффективно удовлетворять интересы своих граждан. Обретению свободы препятствует обладающее контрольным пакетом власти и пытающееся любым способом его удержать коммунистическое руководство СССР. Нищета и несвобода, ощущаемые даже физически, царствуют в нашей жизни. Свобода и процветание - об этом говорит "Хартия-91". Говорит без лишних слов и пустых обещаний о рае к 2000 году. В тексте Хартии - только меры и приоритеты. Хартия, первый проект которой был подготовлен и поддержан на встрече в Доме Кино 9 марта, отражает фактически возникший на этой встрече союз российского демократического движения, рабочих, предпринимателей и интеллигенции. Координационный Совет Движения "Демократическая Россия" принял за основу и решил опубликовать проект "Хартии-91". Ее предполагается принять на всероссийском совещании демократических сил, которые объединяются для совместных действий во имя свободы и процветания нашей Родины.  


Виктор Анпилов. Наша борьба. М., 2002.

ФЕВРАЛЬ –92

День Советской Армии и военно-морского флота в 1992 году «Трудовая Россия» призвала отметить в Москве массовым шествием от Белорусского вокзала столицы к центру столицы. Из скромных гвоздик и еловых веток на всю ширину улицы Горького Совет рабочих Москвы изготовил гирлянду для возложения к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Для общего руководства манифестацией, согласования маршрута шествия с властями в Москву прибыл генерал-полковник Альберт Михайлович Макашов.

В нарушение Указа президента СССР о временном порядке проведения шествий и манифестаций (другого законодательного акта, регулировавших вопросы проведения массовых акций в стране пока не было) мэр Москвы Гавриил Попов не дал нам официальный ответ о проведении манифестации за пять дней до ее начала, как того требовал закон. Аркадий Мурашов, неудавшийся научный сотрудник какого-то института, за собачью преданность Ельцину назначенный начальником Главного управления внутренних дел Москвы в ранге первого заместителя министра МВД, за день до проведения манифестации обрушился с угрозами в адрес ее организаторов и заявил: «Ни один красный» 23 февраля от Белорусского вокзала дальше Садового кольца не пройдет». Фактически это был наглый выпад недоучки-выскочки против всех ветеранов Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны.

Новая власть не только объявила войну своему народу, она к ней готовилась самым серьезным образом. На рассвете 23 февраля доступ всех видов транспорта к центру Москвы был прекращен, и по всему периметру Бульварного кольца все проезды к Кремлю были перекрыты тяжелыми самосвалами, гружеными щебнем.

Заместителю Председателя , Правительства Российской Федерации Е.Т. Гайдару

Оперативная информация.

о подготовке демократических сил к манифестации 9 февраля 1992 г.

Ряд организаций, в первую очередь Российская коммунистическая рабочая партия (Анпилов), Российский общенародный союз (Бабурин, Павлов, Зюганов, Белов) готовят массовую акцию протеста против политики российского руководства, которая намечена на 9 февраля 1992 г. Предполагается "поход на Белый дом”, его блокирование с требованиями отставки Правительства и Президента России.

В качестве ответной акции со стороны демократических сил предполагается проведение контрманифестации под лозунгами поддержки курса реформ российского руководства, необходимости их ускорения. Не исключено, требование отставки Руководителя Администрации Президента России Ю.Петрова, его ближайшего окружения, проведения более жесткой кадровой политики, и недопущения представителей старого партаппарата на руководящие посты. Одной из целей манифестации является привлечение внимания общественности и руководства России к опасности нового путча со стороны прокоммунистических и национал- патриотических сил. Ожидаются требования к руководству России, правоохранительным органам более решительно пресекать выступления "краснокоричневых".

Инициаторами ответной акции стали объединения защитников Белого дома в августе 1991 г., такие как "Живое кольцо", "Август". Ее идея поддержана практически всеми демократическими силами Москвы, и в первую очередь Московской организацией движения "Демократическая Россия". В работе созданного оргкомитета принимают участие наряду с представителями перечисленных организаций такие структуры как "Щит", "Московская трибуна", ДДР, ДПР и др.. Примечателен сам факт очередного объединения усилий всех демократических организаций, даже тех которые занимали в последнее время диаметрально противоположные позиции.

В качестве подготовительной акции 1 февраля намечено провести собрание демократических сил Москвы, которое состоится в парламентском центре на Цветном бульваре - бывшем общественно-политическом центре. Предполагается участие около двух тысяч представителей различных демократических организаций, причем квота Московской организации "Демократическая Россия" составляет 700 человек.

По мнению организаторов, серьезной проблемой является недопустимость непосредственного соприкосновения двух манифестаций. Необходима их разводка как по месту, так и по времени, для чего потребуется привлечение значительных сил правопорядка.

30.01.92 Контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации

Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года № 1830-I «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы»

Для обеспечения стабильности системы органов государственной власти и управления в РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы Съезд народных депутатов РСФСР постановляет:

1. Установить до 1 декабря 1992 года запрет на проведение выборов представительных и исполнительных государственных органов всех уровней, кроме выборов народных депутатов вместо выбывших и ранее назначенных выборов президентов и Верховных Советов республик в составе РСФСР.

2. Президент РСФСР в соответствии с выделенными Верховным Советом РСФСР бюджетными средствами до принятия закона РСФСР "О Совете Министров РСФСР" самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти. До проведения выборов глав администраций краев, областей, автономной области и автономных округов, городов и районов главы администрации назначаются Президентом РСФСР или по его поручению главой администрации вышестоящего уровня по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов и с учетом мнения народных депутатов РСФСР от соответствующей территории. Данное положение не распространяется на уже назначенных Президентом РСФСР глав администраций.

3. Рекомендовать Верховным Советам республик в составе РСФСР воздержаться на период радикальной экономической реформы от проведения референдумов.

4. Установить на время проведения радикальной экономической реформы подчиненность нижестоящих исполнительных органов вышестоящим по вопросам компетенции вышестоящих органов. Предоставить исполнительным органам власти право отменять решения нижестоящих исполнительных органов в случае их несоответствия законодательству РСФСР, нормативным актам, направленным на проведение экономической реформы.

5. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия и прекращает действие 1 декабря 1992 года.

Председатель Верховного Совета РСФСР Р.И. ХАСБУЛАТОВ

Наши рекомендации