Тема 5. заключительный этап холодной войны.
1. Распад социалистического лагеря
2. Принципы формирования пост биполярного мира в начале 1990-х годов.
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.
Социально-политические процессы в «странах народной демократии». Компаративный анализ специфики трансформации политических режимов в Восточной Европе (ГДР, Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария, СФРЮ). «Бархатные революции». Эмоции и конструктивизм во взаимоотношениях стран бывшего социалистического лагеря и постсоветского пространства.
Практические задания к теме 5.
Задание 1. Круглый стол «Холодная война глазами соперников».
В рамках дискуссии происходит представление историографических школ изучения различных аспектов Холодной войны, ее заключительного этапа и формирования нового миропорядка. Формируются группы студентов, представляющие историографию США, европейскую, отечественную и историографию бывшего социалистического лагеря. В процессе обсуждения выявляются основные конвергентные и дивергентные историографические пункты.
Задание 2.Исследовательский проект «Холодная война и конспирология». Раскрыть субъективные и объективные причины ухода Советского Союза с восточноевропейской арены, проанализировать роль М.С. Горбачева в оформлении пост биполярных отношений.
Рекомендованная литература к теме 5.
Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России: контуры нового миропорядка. М., 2007.
Российско-американские отношения в прошлом и настоящем: Образы, мифы, реальность. М., 2007.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.
Фёдоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М., 2010.
Шестаков В. А. Раздел V. От СССР к современной России // История России: в 2 т. / Под ред А.Н. Сахарова. М., 2005. Т. 2: С начала XIX до начала XXI века.
Восточная Европа на историческом переломе (Очерки революционных преобразований 1989-1990 гг.). М., 1991
История антикоммунистических революций конца XX века: Центральная и Юго-Восточная Европа / Ин-т славяноведения РАН. - М.: Наука, 2007.
Революции 1989 в странах Центральной (Восточной) Европы: взгляд через десятилетие / отв. ред. Г.Н. Севостъянов. М.: Наука, 2001.
Between past and future: the revolutions of 1989 and their aftermath/ Ed. by Antohi S., Tismaneanu V. - Budapest, New York: CEU Press, 2000.
Saxonberg S. The Fall: A Comparative Study of the End of Communism in Czechoslovakia, East Germany, Hungary and Poland - Amsterdam : Harwood Academic Publishers, 2001.
The revolutions of 1989. - London: Routledge, 1999.
Отдел информации Президента РФ. Сообщения информационных агентств. 26.02.1992 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/3059
Отдел информации Президента РФ. Сообщения информационных агентств. 02.03.1992 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/3070
Отношение к переменам в России. PECTOR, июнь-декабрь 1992 года. декабрь 1992 г. // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/3110
В Совет Министров СССР – ГВК, МВЭС. Справка о ходе выполнения обязательств стран СЭВ по поставке в СССР товаров народного потребления, а также оборудования по их производству. 19.10.1989 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/4142
ЦК КПСС. Об обстановке в Польше, возможных вариантах ее развития, перспективах советско-польских отношений 20.09.1989 // http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/theme/details/2266
Ридер к теме 5
В ГВК СМ СССР – Минфин Ситнин В.В. О сокращении ассигнований на оказание помощи иностранным государствам. 23.08.1990
В соответствии с поручением Совета Министров СССР (протокол Президиума Совета Министров СССР от 13 августа 1990 г. N 58, раздел 1 ,п. 3 в ) Министерство Финансов СССР сообщает следующее. Постановлением Совета Министров СССР " О сокращении государственных расходов во 2-ом полугодии 1990 года и некоторых мерах по оздоровлению Финансов и стабилизации денежного обращения в стране" от 14 августа 1990 года N o 8 2 5 предусмотрено, в частности, сократить ассигнования из союзного бюджета во 2-ом полугодии т.г. на оказание безвозмездной помощи иностранным государствам на 600 млн.рублей . ( При подготовке проекта данного постановления Минфин СССР исходил из того ,что Фактические расходы на указанную цель за I полугодие т.г.составили 470 млн.рублей ,а с учетом выполнения принятых международных обязательств расходы в целом в 1990 году оцениваются в сумме около 1 млрд.рублей (при утвержденном плане 1, 6 млрд.рублей). Экономия вызвана рядом причин : часть расходов предусмотренных в плане 1990 г. была профинансирована в декабре 1989 г. ; Фактические расходы по ряду стран - Никарагуа, I Афганистану, Кубе, СРВ будут ниже запланированных . Кроме того, | предлагается исключить предусмотренный в плане резерв .имея в 1 виду не принимать новых решений об оказании безвозмездной помощи иностранным государствам в текущем году.
Выписка из протокола заседания ПБ ЦК КПСС. О предложениях по урегулированию задолженности развивающихся стран 23.08.1989
Выписка из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС. 23 августа 1989 года. 1. Одобрить предложения, изложенные в записке т.т. Шеварднадзе Э.А., Маслюкова Ю.Д., Гусева В.К. и Павлова B.C. от 3 августа 1989 года... \ Из записки в ЦК КПСС «О предложениях по урегулированию задолженности развивающихся стран (помимо наименее развитых стран - НРС) в развитие позиции, изложенной в выступлении т. Горбачева М.С. в ООН»: ... основные интересы СССР как кредитора связаны с задолженностью развивающихся стран (помимо НРС) по государственным кредитам (официальная задолженность). Она составила на 1 января 1989 года более 61 млрд. рублей (или около 85% всей задолженности «третьего мира» СССР), в том числе свыше 32 млрд. рублей приходится на социалистические развивающиеся страны - Вьетнам, Кубу, КНДР и Монголию. При этом более 96% долга социалистических развивающихся стран (31,3 млрд. руб.) образовалось по экономическим кредитам и лишь 4% (1,3 млрд. руб.) - по специальным. Что касается остальных развивающихся стран (помимо НРС), то здесь картина обратная - 13,9% (4 млрд. руб.) их долга приходится на экономические кредиты, а 86,1% (24,7 млрд. руб.) - на специальные. Учитывая реальную ситуацию с платежеспособностью наших партнеров, СССР периодически вынужден идти на облегчение их долгового бремени. Только в последнее время был согласован перенос части причитающихся нам платежей Алжира, Анголы, Вьетнама, Ирака, Кубы, КНДР, Ливии, Монголии и Никарагуа с 1989-90 годов на поздние сроки, всего на сумму Свыше 7 млрд. рублей. При этом наблюдается тенденция к тому, что наши друзья в «третьем мире» рассматривают свои платежи Западу в качестве приоритетных, полагая, что с нами они всегда договорятся. Этому в немалой степени способствовала наша готовность в прошлом идти на рефинансирование их задолженности, руководствуясь прежде всего идеологическими соображениями, без должного учета интересов развития взаимовыгодного экономического сотрудничества. Э. Шеварднадзе Ю. Маслюков В. Гусев В. Павлов 3 августа 1989 года (Листы 1, 3-4).
О ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН (по состоянию на начало 1989 г.)
В 1988 г. отмечается продолжение роста общего внешнего долга социалистических стран в свободно конвертируемой валюте Западу, составившего на конец года почти 206 млрд.долл, (прирост по сравнению с 1987 г. около 14 млрд. долл.). Одновременно объем чистой задолженности (общая задолженность за вычетом суммы инвалютных активов) увеличился на 10.7 млрд.долл. до 154,1 млрд.долл.
Однако в результате того, что некоторым странам - членам СЭВ (ВНР, ПНР, СРР) удалось сократить объем своих обязательств перед Западом, как общая, так и чистая задолженность стран этого региона незначительно сократилась и составила соответственно 140,5 и 109,8 млрд.долл.
По данным западной печати, состояние внешнего долга социалистических стран характеризуется следующим образом (на конец соответствующего периода, в млрд, долларов США, 1989 г. - прогноз):
Внешняя задолженность стран-членов СЭВ
1981г. | 1 984г. | 1986г. | 1987г. | 1988г. | 1 989г | |
НРБ - всего | 3,2 | 2,2 | 5. 1 | 6,3 | 6.8 | 7,8 |
в т.ч. чистая | 2,4 | 0,7 | 3,7 | 5,3 | 5,9 | 7,0 |
ВНР - всего | 8.7 | 8,8 | 15, 1 | 17,7 | 17,3 | 18,2 |
в т.ч. чистая | 7,8 | 7,3 | 12,9 | 16,2 | 15,6 | н/д |
ГДР - всего | 15,4 | 11,3 | 15,7 | 19,9 | 20,0 | 21,0 |
в т.ч. чистая | 13,3 | 6,8 | 8,2 | 10,9 | 10,9 | н/д |
Куба- всего | 3,2 | 3,5 | 4.7 | 5,6 | 5,7 | н/д |
в т.ч. чистая | 3.0 | 3,2 | 4,6 | 5,5 | 5.6 | н/д |
ПНР - всего | 25,9 | 26,9 | 33,6 | 39,3 | 38,9 | 44,2 |
в т.ч. чистая | 25,1 | 25,4 | 31,9 | 36,3 | 36,9 | н/д |
СРВ - всего | 1 ,5 | 2. 1 | 2.4 | 2,4 | 2,4 | н/д |
в т.ч. чистая | н. д | н. д. | 2,3 | 2,3 | 2.3 | н/д |
СРР - всего | 10,2 | 7.2 | 6.5 | 6,0 | 2,2 | 1.0 |
в т.ч. чистая | 9,9 | 6,6 | 5,9 | 4,7 | 1 .2 | н/д |
ЧССР- всего | 4,6 | 3 , 1 | 4,3 | 5,4 | 5,7 | н/д ! |
в т.ч. чистая | 3,6 | 2. 1 | 3, 1 | 4,0 | 4,2 | н/д ; |
СССР- всего | 26,5 | 22,5 | 33 . 1 | 40,1 | 41,5 | 45,8 |
в т.ч. чистая | 18, 1 | 11,2 | 18,3 | 26,0 | 27,2 | 31,3 |
ИТОГО страны СЭВ | 99,2 | 87,6 | 120,5 | 142.7 | 140,5 | |
в т.ч. чистая | 83,2 | 63,3 | 90,9 | 111,2 | 109,8 |
Внешняя задолженность других социалистических стран
КНР - всего | 6, 1 | 6,7 | 20,7 | 25,0 | 40,0 | н/д |
в т.ч. чистая 2,3 *) активы превышали | -9,9*) 10,2 задолженность | 11,6 | 22,4 | н/д | ||
КНДР- всего | 1 , 3 | 1 ,2 | 1 ,5 | 1 .5 | 1 ,5 | н/д |
в т.ч. чистая | н. д | . н . д. | н.д. | 1 . 4 | 1 . 4 | н/д |
ЛНДР- всего | 0, 1 | н.д. | 0.6 | 0.7 | 0.7 | н/д |
СФРЮ- всего | 21,1 | 20,2 | 20,6 | 21,3 | 23,0 | н/д |
в т.ч. чистая | 19,5 | 18,3 | 18,6 | 19,2 | 20,5 | н/д |
ИТОГО другие | ||||||
соцетраны | 28,6 | 28 , 1 | 43,4 | 48,5 | 65,2 | |
в т.ч. чистая | 21,8 | 8,4 | 28,8 | 32,2 | 44,3 | |
ВСЕГО 1 | 27,8 | 115,7 | 163,9 | 191,2 | 205,7 | |
в т.ч. чистая 1 | 05.0 | 71,7 | 119.7 | 143,4 | 154,1 |
Социалистические страны начали широко привлекать кредиты в начале 1970-х годов в условиях политической разрядки, расширения торговли между Востоком и Западом, роста мировой экономики, повышения цен на энергоресурсы и сырье.
Однако уже в начале 1980-х годов рост мировой экономики стал замедляться, общий объем внешнего долга социалистических стран достиг рекордной для того времени суммы 128 млрд.долл., платежеспособность некоторых из них (КНДР, ПНР) оказалась на низком уровне.
Рейтинг платежеспособности стран
Место в рейтинге среди соцстран | Место в общем списке 112 стран | Коэффициент платежеспособности | |
СССР | 64,9 | ||
КНР | 62,9 | ||
ГДР | 58,7 | ||
ЧССР | 54,4 | ||
НРБ | 46,8 | ||
ВНР | 44.5 | ||
СРР | 32,7 | ||
СФРЮ | 26,8 | ||
ПНР | 18,1 | ||
Куба | 11,2 | ||
КНДР | 3.6 |
В 1982-1983 гг. консорциальные кредиты социалистическим странам, за исключением ВНР, не предоставлялись. В этих условиях социалистические страны были вынуждены сократить импорт на свободно конвертируемую валюту, оставив экспорт на прежнем уровне или слегка увеличив его. Тем самым, по данным ОЭСР, они смогли, начиная с 1982 года добиться суммарного активного сальдо
Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 года, и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 года в Варшаве
Государства, являющиеся Договаривающимися Сторонами Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 года,
принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в Европе, которые означают окончание конфронтации и раскола континента,
намереваясь с учетом новой обстановки активно развивать отношения между собой на двусторонней и по мере заинтересованности на многосторонней основе,
отмечая значение Совместной декларации 22 государств, подписавших Договор об обычных вооруженных силах в Европе и заявивших, что они больше не являются противниками и будут строить новые отношения партнерства и сотрудничества,
решив способствовать постепенному переходу к общеевропейским структурам безопасности, исходя из соглашений, достигнутых на парижской встрече СБСЕ в верхах в ноябре 1990 года,
договорились о следующем:
Статья I
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный в Варшаве 14 мая 1955 года (далее - Варшавский Договор), и Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 26 апреля 1985 года в Варшаве, прекращают свое действие в день вступления в силу настоящего Протокола.
Статья 2
Стороны настоящего Протокола заявляют, что они не имеют друг, к другу никаких имущественных претензий, вытекающих из Варшавского Договора.
Статья 3
1) Настоящий Протокол подлежит ратификации.
2) Подлинник Протокола и ратификационные грамоты будут находиться на хранении у Правительства Чешской и Словацкой Федеративной Республики. Правительство Чешской и Словацкой Федеративной Республики будет информировать другие Стороны настоящего Протокола о передаче на хранение каждой ратификационной грамоты.