Герман А.А., Лучников А.В., Хасин В.В.

История современной России – Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2016. – 128 с.

ISBN 978-5-903357-93-2

Рекомендовано к изданию

Научно-методической комиссией

Института истории и международных отношений

Саратовского государственного университета

Им. Н. Г. Чернышевского

УДК 94.47

ББК 63.3(2)6

ISBN 978-5-903357-93-2 ©Герман А.А.,

©Лучников А.А.,

©Хасин В.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРОВ  
ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ  
ТЕМА 2. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.  
ТЕМА 3. ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ - НАЧАЛЕ ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ.  
ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ НА ПОЗДНЕ- И ПОСТСОВЕТСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.  
ТЕМА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.  
ТЕМА 6. ПЕРВЫЕ ШАГИ РОССИЙСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ.  
ТЕМА 7. ДИСКУССИЯ «ОКТЯБРЬ 1993 ГОДА – БИФУРКАЦИОННАЯ ТОЧКА РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКЗИСТЕНЦИИ».  
ТЕМА 8. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ  
ТЕМА 9. ФЕДЕРАЛИЗМ: ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ РФ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА В 1990-Е ГОДЫ.  
ТЕМА 10. ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В 1990-Е ГОДЫ. СТРУКТУРИРОВАНИЕ НОВОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ  
ТЕМА 11. ЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.  
ТЕМА 12. ВЕКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В 1993-1998 ГОДАХ.  
ТЕМА 13. КРУГЛЫЙ СТОЛ – ОБСУЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 1998 ГОДА.  
ТЕМА 14. РОССИЯ КАК ЧАСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1990-Х ГОДОВ.  
ТЕМА 15. КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.  
ТЕМА 16. ИТОГОВАЯ ДИСКУССИЯ «РОССИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА»  
ТЕМА 17-18 РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ  
ТЕМА 19. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ. СТРУКТУРИРОВАНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.  
ТЕМА 20. РЕФОРМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТНОЙ МОДЕЛИ.  
ТЕМА 21. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РФ В 2008 – 2012 ГОДАХ.  
ТЕМА 22. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФИГУРАЦИЯ. ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.  
ТЕМА 23-24. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В XXI ВЕКЕ.  
ТЕМА 25-26. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫЙ МИРОПОРЯДОК  
ТЕМА 27-28. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НОВОЙ РОССИИ  
ТЕМА 29. ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИТОГАМ СЕМЕСТРА.  
ТЕМА 30. НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ КУРСА  
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ  
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ  
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ  



ОТ АВТОРОВ

Перед авторами учебно-методического пособия стояла непростая задача целостно и глубоко проанализировать сложный и противоречивый, но единый и неразрывный процесс исторического развития независимой России с 1991 года и до настоящего времени. Изложение материала направлено на комплексный и междисциплинарный анализ основных тенденций исторического развития России от заката СССР до сегодняшних дней, векторов ее правовой, социальной, экономической, институциональной и культурной эволюции.

Материал пособия построен по проблемному принципу и рассматривает основные процессы в динамике их исторического развития. Практические занятия, проводимые как в виде семинарских занятий, так и в интерактивной форме, позволяют акцентировать внимание на наиболее дискуссионных моментах развития России на современном этапе. Такое построение программы позволяет обозначить комплекс экономических, социокультурных, политических, внешнеполитических и других процессов в их специфике и взаимодействии.

Насыщенность исторического процесса последних десятилетий, его неоднозначность с точки зрения привычных, классических методов исторического исследования, столкновение подчас антагонистических концептов и дискурсов обусловила и масштабность задач пособия:

- дать целостное представление о сложном и противоречивом, но едином и неразрывном историческом движении независимой России с 1991 года и до настоящего времени;

- представить эволюцию российской политической системы в рамках указанного хронологического периода, особое место уделив: а) критическим точкам российской истории б) эволюции российской государственности, включая проблемы становления современного режима, в) взаимоотношениям власти и общества;

- охарактеризовать основные этапы экономического развития, обращая внимание на особенности модернизации страны и тесную взаимосвязь политики и экономики;

- рассмотреть этносоциальные процессы, социальную политику и положения различных социальных слоев и групп населения;

- обратить внимание на проблемы внешней политики страны на протяжении рассматриваемого периода;

- уделить особое место: а) культурным процессам, обращая внимание на эволюцию общественного сознания на различных уровнях; б) особенностям повседневной жизни города и деревни; в) проблеме «власть и культура»; г) взаимоотношениям государства и церкви.

- интегрировать событийную историю современной России в общемировой исторический контекст.

- изучить явления несобытийной истории (менталитет, духовную жизнь, правосознание и др.), богатейшее наследие российской культуры.

Предлагаемая программа ориентируется на принцип преемственности и последовательности усвоения базового материала. Поскольку курс предназначен для студентов, имеющих определенные навыки работы с материалом, и прослушавших курсы по всеобщей истории, истории России IX ‒ XX вв., то он опирается на систему общеисторических, общекультурных понятий и методологии, усвоенных ранее.

Особенностью подачи материала, его аналитического понимания является междисциплинарность. Хронологическая близость рассматриваемых событий, без сомнения, осложняет их анализ. Сужается круг возможных источников, даются достаточно эмоциональные оценки происходивших событий. Именно поэтому, в рамках курса используется широкий спектр методологического набора смежных с новейшей историей дисциплин: политологии, экономики, социологии, культурологии, права и т.д. Это дает возможность более детальной и взвешенной интерпретации событийной истории в лекционном курсе.

Данное пособие предоставляет возможность творческого подхода к изучению основных проблем современной истории нашего государства. К большинству заданий прилагаются ридеры, включающие в себя уникальные источники, позволяющие нетривиально интерпретировать узловые моменты и реперные точки исторического процесса. Каждая тема предлагает вариативность ее изучения как в классической форме семинарского занятия, так и в интерактивном ключе, в рамках разнообразных дискуссионных площадок. Курс завершает изучение истории России.

СЕМЕСТР

Наши рекомендации