Великие географические открытия 7 страница
Почему именно в Швейцарии смогли укрыться от преследователей великие реформаторы, почему именно здесь развились столь смелые и оригинальные реформационные теории? Давайте попробуем ответить на этот вопрос и познакомимся со своеобразной историей развития этого государства.
1.Особенности экономического и политического развития Швейцарии
Швейцария расположена в центре Европы. Через нее проходили торговые пути из Южной Германии, Франции в Италию. Особенностью Швейцарии было то, что ее население смогло в течение долгого времени сохранить отдельные черты общинного быта, патриархальный уклад и обычаи. С другой стороны, выгодное географическое положение Швейцарии тесно связало швейцарские города тесными экономическими связями с итальянскими и южно-германскими.
Швейцарский союз был образован в 1291 году, когда три местных области (кантона) Швиц, Ури и Унтервальден, объединились для борьбы с австрийскими Габсбургами. Борьба длилась почти 2, 5 столетия до начала XVI века. К этому времени Швейцарский союз состоял из 13 кантонов:
1). Пять сельских (мужицких) Швиц, Ури, Унтервальден и др. выступили против Реформации.
2). Семь городских кантонов, таких, как Базель, Цюрих, Женева и др. поддержали ее.
3). Один смешанный (Цуг) - также выступил в поддержку Реформации.
В 1499 году по Базельскому миру Швейцария была освобождена от всех имперских повинностей, т.е. она получила суверенитет в рамках Империи. В 1513 году этот суверенитет был укреплён, а по результатам Тридцатилетней войны 1618-1648гг. Швейцария получила независимость. Длительная борьба за независимость привела к одному неординарному явлению в швейцарской и общеевропейской истории. А именно? За 250 лет швейцарцы приобрели славу храбрых самоотверженных пехотинцев, и с конца XV до начала XVI веков швейцарские солдаты составляли основной костяк всех европейских наемных армий. Как известно, рыцарское ополчение дискредитировало себя еще в XIV веке. В последующие столетия все битвы решались силами наемных армий. Т.Н. Грановский писал: «...от 1476 до половины XVI века Швейцария играла важную роль в умах Европы: швейцарские наемники решали все великие битвы. Этот путь указал ей Людовик XI (французский король, с помощью швейцарцев, он разгромил Карла Бургундского и затем присоединил Бургундию) и она шла по нему, торгуя своей кровью. Это привело к постыдной пословице «нет денег – нет швейцарских войск». Деньги за наемничество шли в казну швейцарского союза.
По своему политическому строю Швейцарский союз был конфедерацией, т.е. объединением без постоянных органов центральной власти, общей монеты, армии и т.д.
Общесоюзные дела решались на съездах делегатов кантонов – ландтагах. Кантоны и союзные земли были различны по уровню своего экономического и политического развития. Их можно условно разделить на три группы: а) сельские, б) городские, в) смешанные.
Сельские (мужицкие) кантоны – горные, лесные районы Швейцарии. Для их экономического строя характерна неразвитость феодальных отношений, длительное сохранение общинных порядков, наличие свободного крестьянства, не знавшего феодальной зависимости. Ведущей отраслью хозяйства здесь было животноводство. Альпийские луга кормили большие стада овец, коров. Шерсть, кожи, масло и знаменитый швейцарский сыр продавались в городские кантоны, в Германию и в Италию. Все земли сельских кантонов принадлежали общине, она играла определяющую роль и в политической жизни общества. Т.Н. Грановский называет политические институты «демократическими», однако тут же не забывает добавить, что в «демократических» лесных кантонах до середины Х1Х века сохранилась пытка, официально признанный способ ведения следствия, мало изменившийся за столетия.
В XV веке крестьянская община заметно разложилась. Пользование общинной землей, лесами, лугами и т.д. постепенно превращается в привилегию зажиточной деревенской верхушки. Обедневшие крестьяне вынуждены были выбирать «из двух зол»: или пользоваться общинными угодьями и нести «натуральные повинности в пользу общины» т. е. её зажиточной части; или же покидать селения и искать применение своим силам за рубежом. Вот и один из источников наместничества. Лесные кантоны выступали против Реформации.
Иначе шло развитие городских кантонов. Берн, Цюрих, Базель были крупными для того времени центрами ремесла, торговли и, что самое главное – кредитно-ростовщической деятельности (отсюда и слава швейцарских банков). Этому способствовало: во-первых, их выгодное географическое положение на скрещивании торговых путей из Италии, Германии, Франции;
во-вторых, близость к таким крупнейшим торговым центрам как Швабский торговый регион и городам-государствам Северной Италии;
в-третьих, относительная устойчивость политического положения, в определённом смысле государственный нейтралитет Швейцарского союза.
Одним из самых развитых был городской кантон Цюрих. Численность населения его достигла примерно 10000 человек. Хотя большинство ремёсел в Цюрихе были организованы в цехи, тем не менее, в конце XV века здесь появились и рассеянные мануфактуры. Нужно учитывать, что швейцарский город имел оригинальную цеховую организацию. Специфика её состояла в том, что в одном цехе были объединены ремесленники различных специальностей. Примером может служить город Базель. Численность населения его достигла 20 000 человек. По городским налоговым книгам в нем было зарегистрировано 15 цехов; из них – 4 были привилегированными. Это цехи купцов, менял, виноторговцев, ювелиров. Остальные 11 цехов объединяли ремесленников смешанных профессий. В таком цехе кастовость и замкнутость сохранять было нелегко, и цеховая структура в меньшей степени тормозила становление мануфактуры. Сразу нужно оговориться, ремесленное и мануфактурное производство было скорее вспомогательным, чем основным источником доходов. Основными источниками доходов Швейцарии были внешняя (посредническая) торговля; кредитно-банковские операции; доходы от наёмничества.
Таким образом, социально-экономический строй Швейцарии характеризовался наличием, с одной стороны, значительных пережитков общинно-патриархальных отношений, особенно в сельских кантонах и, с другой стороны, развитием цехового ремесла и зачатками капитализма в городских. В целом капиталистические формы развития торговли и промышленности в Швейцарии были развиты слабо.
Почему именно в этом регионе утвердились наиболее радикальные реформационные учения: цвинглианство и кальвинизм? Вероятно, этому способствовало несколько причин:
во-первых, неравномерность экономического развития Швейцарского союза дополнялось государственно-правовым неравенством внутри конфедерации. А именно, лесные кантоны имели больше политических прав и привилегий, чем городские;
во-вторых, внутриполитическая обстановка в государстве значительно осложнилась в связи с проблемой наёмничества. Городские кантоны выступали против наёмничества, это и понятно, буржуазии нужны свободные рабочие руки. Лесные (сельские) кантоны, жили за счет наемничества;
в-третьих, в Швейцарии широкое распространение получили демократические и гуманистические идеи. Базельский университет испытывал влияние гуманистических кружков юго-западной Германии;
в-четвертых, позиции католической церкви были в швейцарских кантонах не столь сильными, как в других странах.
2. Ульрих Цвингли и его учение, распространение Реформации цвинглианского толка
Несколько слов о биографии Цвингли. Ульрих Цвингли родился в 1484 году в крестьянской семье. Закончил два университета, в Вене и Базеле. Участвовал в военных походах швейцарских наёмников в качестве полкового священника, отсюда его отрицательное отношение к наёмничеству. Впервые с критикой католицизма Цвингли выступил в 1516 году. Как известно, Мартин Лютер опубликовал тезисы на год позже, в 1517 году. Это обстоятельство привело к дискуссии ученых: кто же был первым реформатором Лютер или Цвингли? Спор начался ещё современниками саксонца и гражданина Цюриха и продолжался до конца XVIII столетия, когда великая француженка мадам де Сталь заявила, что Реформация не бунт против злоупотреблений, а «революция, произведенная идеями», тем самым знаменитая писательница «сняла» проблему первенства, заострив внимание на революционности Реформации.
В учениях Лютера и Цвингли было немало общего: во-первых, они оба выступали за дешёвую церковь; во-вторых, оба утверждали, что религиозная истина есть только в Священном Писании, а не в Предании; в-третьих, оба требовали секуляризации церковных земель; в-четвертых, оба считали, что светская власть выше духовной – отсюда церковь должна быть национальной; в-пятых, оба выступали за причащение всех верующих хлебом и вином.
Чем их программы отличаются? Отличия основываются на политических, социальных воззрениях реформаторов.
а) По вопросу устройства церкви взгляды Лютера претерпели определенную эволюцию. В начальный период своей деятельности доктор Мартин допускал выборность священника религиозной общиной, т.е. был «умеренным республиканцем». В дальнейшем он разочаровался в волеизъявлении масс и полагал, что князья должны сами назначать общине пастыря («либеральный монархист»). Тем самым Лютер ставил церковь под контроль государства. Ульрих Цвингли – убежденный республиканец. По учению Цвингли, церковь должна быть основана на демократических началах. То есть, проповедники в цвинглианской церкви должны избираться прихожанами из числа светских лиц, а сама церковь подчиняться выборным властям, т.е. магистрату города.
б) Главный тезис Мартина Лютера «об оправдании одной верою». Исходя из него бывший августинский монах разделил жизнь человека на внешнюю и внутреннею религиозность. Учение Лютера для него самого стало догмой. Он говорил: «Живу, чтобы верить». В Реформации он выступает, прежде всего, как теолог. В своих теоретических изысканиях и практической деятельности доктор Мартин был бескомпромиссен.
Ульрих Цвингли разделяет лютеровское положение «об оправдании верою». Однако, для швейцарского реформатора вера – не самоцель. Он часто повторял: «Верю, чтобы познать», т.е. у него светское начало в человеке выше религиозного, для Цвингли характерна большая терпимость, мягкость, гуманность. Т.е. в реформационном движении он выступает, прежде всего, как гуманист.
в) Лютер защищал политические интересы немецкого бюргерства, причём консервативной его части (как считали историки традиционной советской школы), отсюда и будущий союз доктора Мартина с князьями. Цвингли тоже бюргерский реформатор, но радикальной части бюргерства, он делает даже некоторые уступки швейцарским анабаптистам (т.е. крестьянству). Дело в том, что Цвингли считал: «всё, чем владеют люди, в том числе и богатством, есть милость Божья, и нужно уметь этим распорядиться». Лишнее нужно отдать, навсегда или на срок. Частная собственность должна охраняться, особенно мелкая частная собственность. Отношение к собственности связано с религиозно-этическим идеалом Цвингли, в частности с идей божественного Провидения. Она была близка будущей теории Жана Кальвина «об абсолютном предопределении». Эти и другие положения углубляли разногласия между Лютером и Цвингли. В 1529 году Лютер выступил против Цвингли. Друзья-гуманисты пытались примирить реформаторов. В октябре 1529 года в городе Марбурге состоялся диспут между Лютером и Цвингли. Однако примирение и после диспута не состоялось. Цвингли готов был пойти на уступки, «со слезами протягивая руку Лютеру, но Лютер остался непреклонен», – пишет Т.Н.Грановский.
Как шла Реформация в Швейцарии? В 1523 году Цвингли в подражании Лютера обнародовал 67 тезисов. Весьма притягательными из них были два: об отрицании всех притязаний церкви на светскую власть; о частичной отмене феодальных повинностей крестьян.
Эти два тезиса первоначально привели в лагерь Цвингли не только радикально настроенные бюргерско-буржуазные слои, но и крестьянство. Магистрат Цюриха начал осуществлять реформу католицизма в духе Цвингли. В первую очередь была проведена секуляризация церковных земель, начали закрываться монастыри. Но что любопытно, монастыри закрывались, а монастырские крестьяне продолжали платить ренты, но теперь уже в пользу магистрата. Это привело к тому, что швейцарские анабаптисты (крестьянско-плебейское направление Реформации по традиционной марксистской схеме) покинули лагерь сторонников Цвингли. Социальная база цвинглианства сужалась. В 1526 году Реформация в Цюрихе завершилась, в 1528 г. цвинглианскими стали Берн и Базель. Цвингли хотел создать в центре Швейцарии союз из протестантских кантонов. Это привело к двум т. н. Каппельским войнам. Первая война началась в 1529 году, Цвингли повел к Каппелю хорошо организованную армию и сломил сопротивление лесных кантонов. Вторая война 1531 года имела иные результаты. Лесные и горные кантоны объявили войну Цвингли. Берн из зависти к политическому влиянию Цюриха не подал ему руки, вся тяжесть войны пала на один город. Две тысячи горожан под началом Цвингли выступили в поход. При Каппеле сошлись 2 тысячи цвинглианцев и около 8 тысяч их противников. Немногие из сторонников Цвингли остались живы, в числе убитых был и Цвингли. «Даже враги его не могли отказать ему в уважении и некоторые в слезах», – напишет неизвестный хронист. В 1532 году состоялся религиозный мир между городскими и сельскими кантонами по тому же принципу «чья земля – того и вера», а цвинглианская реформация осталась чисто швейцарским явлением из-за ее особого национального оттенка. Однако на земле Швейцарии расцвело еще одно религиозное реформаторское учение – учение Кальвина.
3). Жан Кальвин: вероучение, церковь, государство
После военного поражения Цюриха центр реформаторского движения в Швейцарии переместился в юго-западную часть страны, в город Женеву. В начале XVI века у власти в Женеве находились прогрессивные бюргерские круги. Женева занимала особое положение в Швейцарском союзе:
1) это город французский, здесь жило много переселенцев из Франции;
2) на протяжении нескольких веков Женева была имперским городом;
3) в XVI веке имперские свободы сокращаются – Женева попала под влияние епископа;
4) во второй трети XVI столетия она стала центром кальвинизма.
Кто же такой Жан Кальвин (1509- 1564)?
Жан Кальвин латинизированное имя от французской фамилии Ковен. Он родился в Пикардии (Северная Франция) в семье юриста. Отец служил юристом у местного епископа в Нуайоне. Будущий реформатор окончил университет в Бурже, знал многие языки (в том числе латынь и греческий). Т.Н.Грановский полагал, что из Пикардии вышло немного людей «строгой, неумолимой диалектики» (в том числе лидеры французской буржуазной революции конца XVIII столетия). Национальный характер пикардийца хорошо показан в романе А. Дюма «Три мушкетера», хитрый Планше, слуга де Артаньяна был из Пикардии.
Исследователи считают, что в протестантизм Кальвин перешёл в 1534 году, хотя эта дата в известном смысле условна. Дело в том, что уже в 1529 году, слушая в Париже лекции по истории права и богословия, он обратил на себя внимание неосторожной смелостью, с какой проповедовал в Париже протестантское учение (в университете он получил прозвище accusatives – «обвинительный» падеж). Через некоторое время Кальвин вынужден был бежать из Парижа, побывал во многих местах. Некоторое время провел в Ферраре (Северной Италии), позднее встречался со многими представителями французского правящего дома. Даже «сестра короля (Франца I) Маргарита Наваррская не отказала ему в своем участии», – читаем в лекциях Грановского.
В 1536 году Жан Кальвин прибыл в Швейцарию, в Базеле вышел его основной теолого-философский труд «Наставление в христианской вере». В этом же году, поехав погостить по предложению своего друга Фареля в Женеву на один день, Кальвин остается там на всю жизнь, хотя были перерывы.
В первые годы (1536-1537) в Женеве было крайне неспокойно. Хотя у власти находились реформаторы, однако Женева стала ареной политической борьбы между сторонниками умеренной бюргерской реформы, смешанного лютеранско-цвинглианского толка, с одной стороны, и анабаптистами – с другой. Кальвин в должности «лектора Священного Писания» вмешался в борьбу на стороне первых. Но, был не понят!
Женевские бюргеры были недовольны теократическими идеями Кальвина и выгнали непоседливого француза. В 1538-41гг. Жан Кальвин провел в изгнании в Страсбурге, в 1541 с триумфом был возвращен в Женеву и окончательно возглавил новое протестантское вероучение – кальвинизм. Под давлением Кальвина женевский магистрат утвердил новую церковную организацию. Методы, которыми насаждался кальвинизм, были в духе инквизиции, главным методом «женевского папы» (такое прозвище имел Кальвин) стало насилие. Кальвин добился мелочного и придирчивого надзора за гражданами. Все противники его учения подвергались изгнанию, наказанию, даже смертной казни. В 1547 году протестанты подали католикам дурной пример, за ересь был казнен Ж. Грюэ, (он назвал Кальвина комедиантом, который хочет занять место папы). Через 6 лет, в 1553 году был сожжен на костре испанский врач Мигель Сервет. Этот поступок Кальвина не подлежит оправданию. В 1559 году для экспорта своего учения за границу Кальвин создает в Женеве специальную академию для подготовки кальвинистских священников.
В целом деятельность Кальвина и его сторонников способствовала распространению кальвинизма во Франции, Англии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польши. Впоследствии кальвинизм стал знаменем ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
Что собой представляло новое вероучение? Выше уже отмечалось, что Лютер в первую очередь теолог, Цвингли – гуманист. Кальвин соединяет теологию с политикой. Некоторые отечественные историки полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном труде «Наставление в христианской вере» он не выдвинул принципиально новых идей, а лишь систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов.
Можно согласиться с общепринятым положением отечественной историографии, что кальвинизм с момента своего возникновения наиболее полно выражал потребности бюргерства в дешёвой церкви. Вместе с тем он был лишён родимых пятен лютеранства – умеренности и компромисса, а также терпимости и общей гуманистической направленности Цвингли. Общины кальвинистов – это не только молельные дома, но и политические клубы, где молодая, энергичная буржуазия вырабатывала свои требования политического характера. В дальнейшем они будут написаны на знаменах первых буржуазных революций.
В основе кальвинизма лежат два догмата: догмат об абсолютном предопределение и догмат о Божественном невмешательстве в закономерности мира. «Абсолютное предопределение» Кальвина опиралось на лютеровский тезис «об оправдании верой» и цвинглианский «верю, чтобы знать». И знаменитый саксонец, и житель Цюриха разрабатывали концепцию Божественного провидения. На базе этой концепции и строится абсолютное предопределение Жана Кальвина. Что представлял собой этот догмат? Согласно абсолютному предопределению, Бог еще до сотворения мира предопределил людей: одних к спасению, других – к гибели; одних – к райскому блаженству, других – к вечным мукам ада. И этот приговор Бога абсолютно неизменим. Но! Самое интересное! Люди не знают волю Бога. Так как никто не знает, куда он попадет после смерти, то все обязаны терпеливо трудиться, чтобы оказаться достойными своего возможного спасения, если оно произойдет.
Однако здесь Кальвин делает первую оговорку: хотя человек и не знает о своей судьбе после смерти, но по отдельным признакам, он может догадаться о ней. Кальвин говорит, что удача в жизни – это верный признак того, что человек предопределен Богом к спасению. Неудачник же – это человек, от которого Бог отступился. Таким образом, догматом о предопределении Кальвин заключает: «Всякое богатство есть благо. Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». Так молодая религия освящала дела и чаяния не менее молодой буржуазии.
По Библии веками проповедовалась неоспоримая истина, устраивающая простых людей: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное». Из-за нее средневековые толстосумы, страшась смерти, завещали церкви все, что накопили за жизнь. Но! Это было ранее. Кальвину своим первым тезисом удалось протащить верблюда через игольное ушко, а богача – в царствие небесное, т.е. рай. Предприниматели и купцы охотно верили Кальвину, ибо чувствовали себя избранниками Бога. Однако это учение могло не понравиться бедным и несчастным. Здесь женевский реформатор делает вторую оговорку: и для бедного человека открыта та же дорога, по которой идут богачи. Если бедняк будет работать не за страх, а за совесть, то он сам будет преуспевать и станет богатым. Если не сможет стать богатым и Бог не отметит его в мирской жизни, то уже хоть чуть-чуть вознаградит в загробной. Эта оговорка должна была увеличить усердие и послушание страждущих. И она оказалась намного долговечнее самого Кальвина.
В духе первого догмата Кальвин проповедовал «мирской аскетизм», крайнюю бережливость на грани со скопидомством, сокращение числа религиозных праздников и выходных дней. Католикам запрещалось работать 120 дней в году, именно столько занимали религиозные праздники и воскресенья. У Кальвина, кроме воскресных дней, всего шесть праздников в году. В период первоначального накопления, когда размеры капиталов были относительно невелики, а главный доход зависел от скорости оборота прибыли, до праздников ли было? Максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы в духе раннего капитализма. А пословица «живи бедно, но умри богатым» в духе Кальвина и кальвинизма.
Второй тезис о «божественном невмешательстве в закономерность мира», т.е. в земную жизнь. Что это значит? Это означало, что жизнь общества идет по земные законам и Бог прямо и непосредственно в эту жизнь не вмешивается, поэтому человек многое может решить, сделать, создать сам. Человек – творец, хотя и не свободен об божественного предопределения. Как видим, это положение весьма противоречиво. Второй тезис скорее дополнял и разъяснял первый, чем был самостоятельным. Так, Кальвин писал, купец, его жизнь, его труд – это мирское призвание (а не божественное), это мирской долг. Но если он от своего мирского долга отказывается, не использует свои возможности разбогатеть, то он совершает грех. (Тут уже пошли оговорки). В свете установок кальвинизма благородство происхождения, знатность, титулы – все теряло свое значение. Главным оставалось одно богатство человека – его действия, его труд по умножению своего состояния, а князь он, или раб – это не имеет значения.
Таким образом, молодая буржуазия получила обоснование своих прав на руководящее экономическое и политическое положение в обществе. И не только буржуазия. Не будем следовать жесткой марксистской схеме. Богу угоден любой человек труда. Нужно относиться к труду, к профессии, как к призванию. Макс Вебер считал, что это положение протестантской трудовой этики встречается уже у Лютера, Кальвин же его дополняет и уточняет.
Кальвин не только идеолог, но и политик. С 1541 года в Женеве под его руководством перестраивается вся жизнь и быт горожан. Правилом жизни женевцев стал призыв: «молись и работай». Последователи Кальвина объявили войну театру, праздникам, художественной литературе, искусству. Они носили темные одежды, избегали украшений. Один из английских пуритан-кальвинистов писал, что «пение и танцы – это шаг на пути к адской бездне».
За всеми предписаниями кальвинизма зорко следила созданная реформатором церковь. Какая же церковь Жана Кальвина? Сначала женевский реформатор не хотел создавать специальную церковную организацию, но борьба с католической оппозицией, а также боязнь анабаптистов заставила Кальвина пойти на создание церкви. При этом великий реформатор стремился лишить простого обывателя, рядового человека всякого права на собственное мнение. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», считал великий реформатор.
Формально церковь, созданная Кальвином, строилась по республиканскому принципу и имела определенные черты «демократического централизма». Давайте посмотрим, как выглядела ее структура?
Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания». Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы.
Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек). Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. «Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой». Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий.
Это отразилось на политических взглядах женевского реформатора. Как же он мыслил себе оптимальный государственный строй? Кальвин считал, что «государство также необходимо человеку, как воздух». Какие формы государства знала Западная Европа времен Реформации? Их немного: монархия и республика. Долгое время Кальвин, француз по национальности, надеялся на то, что французский король поддержит гугенотов (французских кальвинистов) против католиков. Когда же его надежды не оправдались, Кальвин порицает монархию, называя ее тиранией. Он даже полагал, что тиран и его правительство понесут наказание от Бога, что противоречило его второму тезису о божественном невмешательстве в земные дела. Выбор невелик, остается республиканский строй. Но республика предполагает наличие демократических органов. Жан Кальвин отрицательно относился к демократии: невежественная толпа не способна разумно управлять государством. А поэтому лучше всего доверить управление небольшой группе избранных и просвещенных людей. Кем они избраны? Вероятно, аристократией. Значит, Кальвин отдает предпочтение республике, республике аристократической. Собственно на этих принципах и строилась политическая власть в Женеве.
Таким образом, кальвинизм сложился как стройная и достаточно последовательная система взглядов молодой буржуазии в период раннего капитализма и первоначального накопления капитала. Так как буржуазия интернациональна в своем историческом дебюте, то и кальвинизм стал интернациональным учением, в отличие сугубо национального цвинглианства. Поэтому неудивительно, что над знаменем кальвинизма прошли нидерландская и английская революции. Однако кальвинизм содержал в себе и реакционные моменты. И это сделало его приемлемым не только для буржуазии, но и для феодальных кругов ряда стран Западной Европы. Они использовали республиканские принципы кальвинистской организованности для объединения феодальной оппозиции королевскому абсолютизму. Примером являются французские дворяне-гугеноты, политические ценности которых отличались от ценностей гугенотов религиозных, выходцев из среды горожан. Подобными же соображениями руководствовались и князья Германии, Венгрии, Польши и Шотландии. Кроме идей сепаратизма и феодальной вольницы, они использовали кальвинизм для улучшения своего материального положения. Для всех них заманчивой была идея секуляризации церковных земель и имуществ. Об этом речь пойдет в последующих лекциях.
Л Е К Ц И Я 8
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ КАТОЛИЦИЗМА КАК РЕАКЦИЯ НА РЕФОРМАЦИЮ
1. Католическая реакция и ее характер. Историография проблемы.
2. Орден иезуитов и папская инквизиция.
3. Тридентский собор, успехи контрреформации во второй половине XVI-начале XVII вв.
Литература
1. Хрестоматия по истории средних веков. //Под ред. Грацианского Н.П.и Сказкина С.Д.-М., 1950 .- Т. 3.
2. Гергей Е. История папства. - М., 1997.
3. Григулевич И.Р.Инквизиция. - М., 1985.
4. Карев А.В.,Сомов К.В. История христианства.- М., 1990.
5. Ковальский Я.В. Папы и папство.- М., 1991.
6. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении // ВИ.- 1995.- № 10.
7. Лозинский С.Г. История инквизиции в Испании. - СПб., 1914.
8. Лозинский С.Г. История папства.- М., 1986.
9. Михайловский. Сервет и Кальвин. - М., 1883.