Технология и техника менеджмента
Процесс управления имеет не только содержательную и организационную, но и технологическую сторону (65). Технология процесса управления включает следующие три компонента:
• организация информационной системы. Управленческая информация — это совокупность сведений о состоянии объекта и субъекта управления. Информационные процессы
сопровождают весь цикл управления. Информация, используемая в процессе управления, классифицируется по: содержательному признаку (политическая, экономическая, организационная, научно-техническая и т.д.); источнику возникновения (внутренняя и внешняя); отношению к процессу управления (директивная и описательная); временному признаку (прошлые, текущие и будущие события); форме представления (цифровая, текстовая, кодированная); способу фиксации (устная и документированная);
• документирование и документооборот. В процессе управления используются следующие основные виды документов:
постановления, приказы, распоряжения, указания, уставы, положения, инструкции, решения, акты, предписания, протоколы, письма, пояснительные и докладные записки, доклады, заключения, стенограммы, протоколы, сводки, планы, отчеты, рефераты, списки. С целью рациональной организации потоков документированной информации их необходимо регламентировать, указывая при этом конкретного получателя, отправителя и номенклатуру документов. В принципе схема документированных связей должна соответствовать структуре органа управления и его внешним связям;
• процедуры. Разрабатываются для всех основных видов управленческой деятельности: подготовки перспективного плана, составления годового баланса, проведения служебных совещаний и т.д. Четко организованная технология процесса управления представлена в виде наборов различных управленческих процедур (65).
Техника управления. Техника управления представляет собой орудия и средства труда, предназначенные для выполнения информационных преобразований в процессе управления (65). Технику управленческого труда условно можно разделить на три группы: материальные носители информации, средства преобразования информации; средства оснащения процессов информационных преобразований (оборудование, служебные и подсобные помещения и т.д.). Классификация техники управления показана на рисунке 26.
Техника управления развивается по нескольким направлениям. Во-первых, создаются новые высокопроизводительные устройства и машины, предназначенные для автоматизации трудоемких процессов информационных преобразований (многоаспектной выборки и сравнения данных, фиксации информации
р | ||
IL» | R | |
3 „ Е Л § a s та (U о и с; d о, с и ^ S ft So" | 5 s §§ §§ я о. ui 0 ^^ | i |
i' | к | и |
и | ||
Чэ гч | ||
и | ||
«S |
на носителях, передачи и представления необходимых данных и т.д.). Во-вторых, совершенствуются те технические средства, применение которых стало традиционным (создание ЭВМ высокой производительности и памяти, пишущих машин с элементами логики, факсимильной аппаратуры, видеотерминалов и проч.). В-третьих, происходит агрегирование технических средств и систем (создание сетей передачи данных, автоматизированных систем управления, разработка и производство технических комплексов средств оргтехники и др.). В-четвертых, создаются многофункциональные машины и системы, предназначенные для различных уровней управления (комплексы ЭВМ, организационные универсальные автоматы и т.д.) (65).
Выделяют следующие формы использования техники в аппарате управления: централизованная, при которой управленческая техника сосредоточивается в одном месте и обслуживает весь аппарат управления; децентрализованная, когда вся наличная управленческая техника распределяется по структурным подразделением аппарата управления; смешанная, при которой часть техники эксплуатируется централизованно, часть — отдельными подразделениями или работниками управления (65).