Технология и техника менеджмента

Процесс управления имеет не только содержательную и орга­низационную, но и технологическую сторону (65). Технология процесса управления включает следующие три компонента:

• организация информационной системы. Управленческая информация — это совокупность сведений о состоянии объекта и субъекта управления. Информационные процессы

сопровождают весь цикл управления. Информация, исполь­зуемая в процессе управления, классифицируется по: содер­жательному признаку (политическая, экономическая, орга­низационная, научно-техническая и т.д.); источнику возни­кновения (внутренняя и внешняя); отношению к процессу управления (директивная и описательная); временному при­знаку (прошлые, текущие и будущие события); форме пред­ставления (цифровая, текстовая, кодированная); способу фиксации (устная и документированная);

• документирование и документооборот. В процессе управле­ния используются следующие основные виды документов:

постановления, приказы, распоряжения, указания, уставы, положения, инструкции, решения, акты, предписания, про­токолы, письма, пояснительные и докладные записки, до­клады, заключения, стенограммы, протоколы, сводки, пла­ны, отчеты, рефераты, списки. С целью рациональной орга­низации потоков документированной информации их необ­ходимо регламентировать, указывая при этом конкретного получателя, отправителя и номенклатуру документов. В принципе схема документированных связей должна соответ­ствовать структуре органа управления и его внешним свя­зям;

• процедуры. Разрабатываются для всех основных видов упра­вленческой деятельности: подготовки перспективного пла­на, составления годового баланса, проведения служебных совещаний и т.д. Четко организованная технология процес­са управления представлена в виде наборов различных упра­вленческих процедур (65).

Техника управления. Техника управления представляет собой орудия и средства труда, предназначенные для выполнения ин­формационных преобразований в процессе управления (65). Тех­нику управленческого труда условно можно разделить на три группы: материальные носители информации, средства преобра­зования информации; средства оснащения процессов информа­ционных преобразований (оборудование, служебные и подсоб­ные помещения и т.д.). Классификация техники управления по­казана на рисунке 26.

Техника управления развивается по нескольким направлени­ям. Во-первых, создаются новые высокопроизводительные уст­ройства и машины, предназначенные для автоматизации трудо­емких процессов информационных преобразований (многоас­пектной выборки и сравнения данных, фиксации информации


    р
IL» R
3 „ Е Л § a s та (U о и с; d о, с и ^ S ft So" 5 s §§ §§ я о. ui 0 ^^ i
i' к и
        и
    Чэ гч
    и
    «S

на носителях, передачи и представления необходимых данных и т.д.). Во-вторых, совершенствуются те технические средства, применение которых стало традиционным (создание ЭВМ высо­кой производительности и памяти, пишущих машин с элемен­тами логики, факсимильной аппаратуры, видеотерминалов и проч.). В-третьих, происходит агрегирование технических средств и систем (создание сетей передачи данных, автоматизи­рованных систем управления, разработка и производство техни­ческих комплексов средств оргтехники и др.). В-четвертых, соз­даются многофункциональные машины и системы, предназна­ченные для различных уровней управления (комплексы ЭВМ, организационные универсальные автоматы и т.д.) (65).

Выделяют следующие формы использования техники в аппа­рате управления: централизованная, при которой управленческая техника сосредоточивается в одном месте и обслуживает весь ап­парат управления; децентрализованная, когда вся наличная упра­вленческая техника распределяется по структурным подразделе­нием аппарата управления; смешанная, при которой часть тех­ники эксплуатируется централизованно, часть — отдельными подразделениями или работниками управления (65).

Наши рекомендации