Осмысление и систематизация материала

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи. Как осмысливается материал? Сначала уясним себе, что значит – осмысление, что такое – смысл? М.М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл – это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление – это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора реферата должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему? зачем и для какой це­ли?» Ответы должны быть обоснованными, то есть, представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия. Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, как это было «на самом деле». Но этого недостаточно, для истории нужно обнаружить перспективы, отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов. Лишь после этого можно говорить, что работа выполнена до конца.

Составление плана реферата

План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями:

· взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;

· исходить из собранного материала, логика которого под­скажет структуру изложения;

· смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1. Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться, методы реализации материала.

2. Основная часть – обычно состоит из двух разделов:

а) теоретического осмысления проблемы;

б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теории.

При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3. Заключение – содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих вы­водов для практики или для дальнейшего изучения проблемы. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого со­ответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия.

Написание реферата

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, – можно приступать к изложению.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям. Местоимение «я» в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо «я думаю», «я считаю» следует употреблять выражения: «думается, что...», «есть основания предполагать, что...», «логично предположить, что...». Впечатление устной речи очень портят «слова-паразиты»: «вот», «значит», «так сказать», «как говорится», «вообще». Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют «переводчика». Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля. Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте рефератов: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.
В реферате по истории России могут быть иллюстрации, как в тексте, так и на дополнительных листах после основного текста.

Требования к оформлению реферата

Реферат предоставляется на бумажном носителе формата А4. Все страницы должны быть пронумерованы внизу, начиная с цифры 2. На титульном листе цифра 1 не ставится. В реферат могут быть включены схемы, диаграммы, рисунки, фотографии. Текст должен быть напечатан на принтере, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный. Поля: левое поле – не менее 2-х см, правое поле – не менее 1,5 см, верхнее поле – 2 см, нижнее поле 2 см. Каждый раздел реферата, отражённый в его содержании, должен начинаться с новой страницы.

Цитаты (выдержки) из источников, литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой по опре­делённому вопросу. Цитаты должны быть текстуально точными и заключе­ны в кавычки. Если в цитату берётся часть текста, т.е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропус­ка обозначается отточиями (тремя точками). В тексте необходимо указать источник приводимых цитат. Как правило, ссылки на источник делаются в квадратных скобках, сплошной нумерацией. Если на странице реферата повторно даётся ссылка на один и тот же источник, то сноска должна иметь вид: «Там же. С. ...». Цитаты можно приводить только по источнику. Ссылка на источник обязательна.

Список литературы (библиография) составляется общим нумерован­ным списком (в алфавитно-авторском порядке). В начале помещаются русские издания, а затем – на иностранных языках.

Порядок библиографическо­го описания публикаций следующий:

1) для книг – фамилия автора, его инициалы, точное и полное название книги, номер тома (Т.), часть (ч.), выпуск (вып.), место издания (для Москвы, Ленинграда, Санкт-Петербурга указывается сокращённо: М., Л., СПб.,), год издания;

2) ссылка на официально-документальные материалы даётся в таком порядке: название использованного документа, место издания, издательство, год издания.

Библиографическое описание книг под заглавием (авторы которых или не указаны, или их более четырёх) оформляются так: Память: письма о войне и блокаде / сост. А.К. Варсобин, И.В. Лисичкин. – М., 2010.

Библиографическая справка о статьях из сборников или о журнальных статьях даётся в следующем порядке: фамилия автора, его инициалы, название статьи, название сборника или журнала; год, номер журнала, страницы (для сборника – место издания, год издания, страницы сборника, содержащего статью). Например: Чероков В.С. Ладожская флотилия в борьбе за Ленинград // Краснознамённый Балтийский флот в битве за Ленинград. – М., 2009.
С. 393–406.

Ссылка на газетный материал оформляется так: название газеты, дата данного номера газеты (год, число, месяц – для обозначения месяца общеприняты сокращения). Например: Санкт-Петербургские ведомости, 2008, 23 сент.

Ссылка на Internet (FIDOnet) – источник оформляется так: по материалам сайта, эхо-конференции и т.п., далее ссылка с указанием первой страницы материала и данных (если указаны) автора материала (ФИО, email, WWW или FIDO адрес и т.п.), а также дата публикации материала или его получения.

В списке источников и литературы выделяются следующие составные части:

1. Источники (Акты законодательных и исполнительных органов го­сударств, делопроизводственная документация государственных учрежде­ний и организаций статистические и архивные материалы).

2. Литература (монографии, книги, статьи, обзоры).

3. Периодическая печать (газеты, журналы) и Internet (FIDOnet) – источники.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Актуальные проблемы исторической науки.

2. Русская и советская историография России. Выдающиеся русские историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский.

3. Историческая наука и формирование исторического сознания. Мифы и реальность.

4. Историческое понимание «смысла истории».

5. Методология исторического исследования: цивилизованный, формационный и другие подходы.

6. Методы исторического познания.

7. Вклад отечественной историко-философской школы в разработку концепции истории России.

8. Основные принципы исторической науки.

9. Образование Древнерусского государства – Киевская Русь.

10. Культура Древней Руси XI–XIV вв.

11. Отношение Руси и Византии.

12. Принятие христианства. Развитие Руси при Владимире I.

13. Феодальная раздробленность Руси, ее предпосылки. Три основных центра в период раздробленности и их культура.

14. Новгородская и Псковская феодальные республики.

15. Первые завоевания монголов, причины их успехов. Битва на р. Калке.

16. Нашествие Батыя на Русь. Установление монголо-татарского ига и его последствия для народов Руси.

17. Борьба русского народа с агрессией шведских и немецких феодалов в середине XIII в. Александр Невский. Значение борьбы.

18. Образование и укрепление русского централизованного государства. Возвышение Москвы.

19. Москва – организатор общерусской борьбы против Ордынского ига. Роль церкви в борьбе против ига. Куликовская битва.

20. Феодальная война второй четверти XV в. (1431–1453 гг.).

21. Русь и Флорентийская уния.

22. Русская церковь в конце XV–начале XVI вв.

23. Россия при Иване Грозном. «Избранная Рада», реформы 50-х годов XVI в. Опричина, ее суть и последствия. Личность Ивана IV в оценках современников.

24. Политический и социальный кризис начала XVII в. «Смутное время». Польско-шведская интервенция. Народные ополчения.

25. Начало династии Романовых. Россия в первой половине XVII в.

26. Причины «бунташности» XVII в. Городские восстания. Крестьянская война под руководством С. Разина.

27. Россия на рубеже XVII–XVIII в. Предпосылки преобразования и начало правления Петра I.

28. Государственные и военные преобразования Петровской России.

29. Северная война и ее влияние на внутреннее положение России.

30. Преобразования Петра I в области культуры и экономике.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Образование Древнерусского государства – Киевская Русь.

2. Принятие христианства. Развитие Руси при Владимире I.

3. Феодальная раздробленность Руси, ее предпосылки. Три основных центра в период раздробленности и их культура.

4. Первые завоевания монголов, причины их успехов. Битва на р. Калке.

5. Нашествие Батыя на Русь. Установление монголо-татарского ига и его последствия для народов Руси.

6. Борьба русского народа с агрессией шведских и немецких феодалов в середине XIII в. Александр Невский. Значение борьбы.

7. Образование и укрепление русского централизованного государства. Возвышение Москвы.

8. Москва – организатор общерусской борьбы против Ордынского ига. Роль церкви в борьбе против ига. Куликовская битва.

9. Россия при Иване Грозном. «Избранная Рада», реформы 50-х годов XVI в. Опричина, ее суть и последствия. Личность Ивана IV в оценках современников.

10. Политический и социальный кризис начала XVII в. «Смутное время». Польско-шведская интервенция. Народные ополчения.

11. Начало династии Романовых. Россия в первой половине XVII в.

12. Причины «бунташности» XVII в. Городские восстания. Крестьянская война под руководством С. Разина.

13. Россия на рубеже XVII–XVIII вв. Предпосылки преобразования и начало правления Петра I.

14. Государственные и военные преобразования Петровской России.

15. Северная война и ее влияние на внутреннее положение России.

16. Преобразования Петра I в области культуры и экономике.

17. Дворцовые перевороты. Роль гвардии. Расширение привилегий дворян.

18. Политика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

19. Крестьянская война под предводительством
Е.И. Пугачева.

20. Реформаторская деятельность Александра I.

21. Отечественная война 1812 г., ее историческое значение. Заграничный подход русской армии 1813–1814 гг.

22. Движение декабристов: организации, программы. Восстание декабристов.

23. Кризис феодально-крепостнического строя в
30–50-х гг. XIX в. Развитие капиталистических отношений.

24. Внутренняя политика Николая I. Положение дворян, крестьянский вопрос.

25. Русская национальная культура первой половины XIX в.

26. Отмена крепостного права. Предпосылки реформы 1861 г., содержание, сущность, значения.

27. Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в., предпосылки, цели, содержание, значение.

28. Революционно-демократическое движение 1970–80-х гг.

29. Политика контрреформ Александра III.

30. Рабочее движение и распространение марксизма в России.

31. Образование политических партий в начале XX в., особенности их формирования.

32. Первая российская буржуазно-демократическая революция.

33. Столыпинская аграрная реформа и ее последствия.

34. Первая мировая война, ее причины, характер, участие в ней России. Влияние войны на экономическое и политическое положение в стране.

35. Культура в России в начале XX в., ее особенности.

36. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России.

37. Курс большевиков на вооруженное восстание. Октябрьская революция.

38. Причины гражданской войны и интервенции, их начало, основные факты.

39. Экономический и политический кризис конца 1920–1921 гг. Переход к НЭПу, его сущность, значения, трудности и противоречия.

40. Создание и укрепление советской тоталитарной системы. Усиление репрессивной политики.

41. Причины и характер Второй мировой войны. Начало Великой отечественной войны. Превращение страны в единый военный лагерь.

42. Военно-политические итоги Второй мировой войны. Источники, уроки, значение победы СССР.

43. Международное положение СССР после Второй мировой войны. Начало «холодной войны», ее причины.

44. Общественно-политическая жизнь России (1945–1990-е г.)

45. Попытки реформирования экономики страны в 1950–70-х гг.

46. Перестройка и современная внешняя политика.

47. Распад СССР. Углубление противоречий. Августовский путч 1991 г. Создание СНГ.

48. Россия на современном этапе. Трудности развития, причины, противоречия.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Восточные славяне в древности.

2. Призвание варягов: мифы и реальность.

3. Вольный Новгород.

4. «Ледовое» побоище.

5. Возникновение русского народа.

6. Образование Древнерусского государства.

7. Военное искусство Древней Руси.

8. Дипломатия Киевской Руси.

9. Князь – воитель Святослав.

10. Ярослав Мудрый.

11. Зодчество Древней Руси.

12. Русь и степные народы.

13. Иван I Калита – первый собиратель русских земель.

14. Дмитрий Донской.

15. Феодальная война 1425–1453 гг.

16. Присоединение Новгорода к Москве.

17. От Московского княжества к российскому государству.

18. Опричнина Ивана Грозного.

19. Россия и Сибирь в XV–XVII вв.

20. «Бунташный век». Народные движения в России в XVII в.

21. Раскол русской православной церкви.

22. Церковные деятели на Руси:

· Сергий Радонежский;

· Нил Сорский;

· Иосиф Волоцкий;

· Вассиан Патрикеев;

· Максим Грек;

· Митрополит Иона;

· Митрополит Даниил;

· Митрополит Макарий;

· Сильвестр;

· Митрополит Филипп;

· Патриарх Никон и протопоп Аввакум;

· Патриарх Иов.

23. Россия на пути к великим реформам (XVII в.).

24. Особенности российского абсолютизма в XVIII в.

25. Пётр I и его время.

26. Дворцовые перевороты.

27. Русская армия и военное искусство в XVIII в.

28. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

29. Российские самодержцы XVII, XVIII, XIX, начала XX в. (Политические портреты по выбору студентов).

30. Славянофилы и западники.

31. Политические преступления в Московском государстве (по Соборному Уложению 1649 г.).

32. Органы политического сыска в Московском государстве и их методы работы.

33. Политический сыск в регулярном государстве Петра I.

34. Политические преступления в XVIII в. и методы борьбы с ними.

35. Тайные общества конца XVIII–первой четверти XIX в.

36. III-е Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

37. Борьба с политическими преступлениями при Николае I (А.И. Герцен, М.В. Буташевич-Петрашевский, П.Я. Чаадаев).

38. Декабристы.

39. Деятельность народнических организаций и русское правительство.

40. М.Т. Лорис-Меликов, Верховная распорядительная комиссия и реорганизация политической полиции.

41. Во главе органов политического сыска (А.Х. Бенкендорф, А.Ф. Орлов, П.А. Шувалов, Г.П. Судейкин, В.К. Плеве, А.А. Лопухин и др.)

42. Провокация как метод работы политической полиции.

43. Отечественная война 1812 г.

44. Крымская война 1853–1856 гг.

45. Россия и революция в Западной Европе (1848–1849 гг.)

46. Отмена крепостного права – главное событие
XIX века в России.

47. Народничество 70-х годов: идеи и направления.

48. Россия и Запад в конце XIX века: экономическое и политическое раз­витие.

49. В.И. Ленин и его время.

50. Формирование социалистических партий в Европе и Америке (по выбору).

51. Либерализм в общественной жизни России: идеология и политика (вторая половина XIX в. – 1917 г.).

52. Россия в Первой мировой войне.

53. Российские революции.

54. Становление парламентаризма в России.

55. От России к СССР.

56. Гражданская война (1918–1921 гг.).

57. Белый и красный террор.

58. Советское общество в 1920–30-х гг.

59. Внешняя политика Советского государства в 1930-е годы.

60. И.В. Сталин: борьба за лидерство в партии.

61. Сталинское окружение.

62. Истоки и сущность тоталитаризма в СССР.

63. Феномен первых пятилеток.

64. Коллективизация: как это было?

65. Новая экономическая политика.

66. Сталинский террор.

67. Политические процессы 20–30-х гг. ХХ в.

68. Религия в СССР.

69. И.В. Сталин и советская наука.

70. Духовная жизнь советского общества эпохи сталинизма:

· архитектура;

· музыка;

· театр;

· кинематограф;

· литература;

· изобразительное искусство.

71. СССР во Второй мировой войне.

72. Военачальники второй мировой войны.

73. ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны.

74. Развитие военно-промышленного комплекса в СССР.

75. Создание ракетно-ядерного щита в СССР.

76. Социалистическая империя (страны Советского блока – внутренняя и внешняя политика).

77. Внешняя политика СССР и международные отношения после второй мировой войны.

78. «Хрущёвское десятилетие».

79. Советское общество в эпоху «развитого социализма».

80. Религия, национальный вопрос и движение диссидентов (1960–70-е гг.).

81. Российская эмиграция.

82. Л.И. Брежнев и его окружение.

83. Национальный вопрос в СССР (1922–1991 гг.).

84. «Холодная война» между двумя мировыми системами и её последствия.

85. М.С.Горбачёв. Попытки реформирования административно-командной системы.

86. Августовский путч 1991 г. и его провал. Начало демонтажа тоталитарных структур.

87. Развал СССР и образование СНГ.

88. Общественные движения и политические партии в современной России.

89. Россия и Запад: отношения на современном этапе.

90. Поиск Россией своего места в мировой цивилизации.

91. Три России ХХ века.

92. Россия и мир в начале XXI в.

93. «Творцы» идеологизированных режимов и социальных экспериментов ХХ века (Россия, Германия, Китай, Югославия, Албания, Кампучия, Северная Корея и др.).

94. Мировое сообщество на крутом повороте истории.

95. ООН: какой ей быть?

96. Глобальные проблемы человечества в начале
ХХI века.

97. Мир за порогом ХХ в. Конец или начало истории?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Тойнби, А. Дж. Постижение истории [Текст] /
А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс, 2010.

2. Философия истории: Антология [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2011.

3. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. – М., 1993. – С. 15.

4. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] /
К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991.

5. Ключевский, В.О. Курс русской истории [Текст] / В.О. Ключевский. – М.: АЛЬФА–КНИГА, 2009. – 1197 с.

6. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописа­ниях ее главнейших деятелей [Текст] / Н.И. Костомаров. –М.: АЛЬФА–КНИГА, 2010.

7. Платонов, С.Ф. Русская история [Текст] / С.Ф. Платонов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 480 с.

8. Майорова, Е.В. История России [Текст]: курс лекций / Е.В. Майорова, Т.А. Смирнов, О.Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2011. – 199 c.

9. Гумилев, Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории [Текст] / Л.Н. Гумилев. – СПб.: Юна, 1992.

10. Ключевский, В.О. Исторические портреты [Текст] / В.О. Ключевский. – М.: Вече, 2005. – 460 с.

11. Интернет ресурс [Электронный ресурс]. – URL: www. history-test.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Планы семинарский занятий ………………………………….
Тематика контрольных работ по дисциплине «История»………………………….…………….. 8
Тестовые задания по дисциплине «История»……………….
Правила написания рефератов, эссе, докладов……………
Вопросы к зачету ………………………………………………….
Вопросы к экзамену ………………………………………………
Примерные темы рефератов……………………………………
Библиографический список……………………………………..

Редакторы: Т.А. Овдиенко, О.Н. Кузьминова

Художественный редактор И.В. Беляева

Выпускающий редактор Л.П. Котенко

Темплан ФГБОУВПО «НИИ» 2014 г., поз. 47. Подписано в печать 21.01.2014.

Формат 60х84 1/16. Бум. для копир.-мн.ап. Гарнитура Bookman Old Style.
Печать плоская. Усл.п.л. 4,3. Уч.-изд.л. 4,3. Тираж 60 экз. Заказ 1.

Редакционно-издательский отдел ФГБОУВПО «НИИ»

663310, Норильск, ул. 50 лет Октября, 7. E-mail: [email protected]

___________

Отпечатано с готового оригинал-макета в отделе ТСОиП ФГБОУВПО «НИИ»

Наши рекомендации