Идеология белорусского государства и государственная политика в области ФКиС
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, реализуется в образовательной, культурной, здравоохранительной, молодежной, национальной, международной сферах. Физкультура и спорт обладают высоким политическим потенциалом и способны выполнять многообразные функции государства, в том числе способствовать формированию внутреннего и внешнего образа государства, патриотических чувств народа. В связи с этим научный анализ формирования и развития идеологии и государственной политики Республики Беларусь в области физической культуры и спорта представляется исключительно актуальным.
Основу упорядоченной общественной жизни составляют знания и ценности идеологии. Эти идеологические знания и ценности лежат в основании общества. Объявленная деидеологизация общества в 1991 году привела к социальному хаосу. В результате этого никто толком не знает, какое общество надо строить, к чему необходимо стремиться. Потеряна перспектива общественного развития, а в обществе без будущего, как известно, наступают всеобщая апатия, уныние и безнадежность, с одной стороны, беззастенчивость, наглость силы и порока – с другой. Белорусская молодежь оказалась совершенно беззащитной перед натиском западной идеологии и массовой культурой, культивирующей такие пороки западного свободного мира, как культ наживы и насилия, а также уход молодого поколения в иллюзорный мир, вызываемый применением алкоголя и наркотических веществ, распространением виртуальной реальности [12, с. 105].
Социологические исследования, проводившиеся в молодежной среде, показывают, что деидеологизация белорусского общества приводит к формированию молодых людей без мировоззрения. Причиной такого кризисного состояния действительности является то, что в условиях объявленной деидеологизации была разрушена идеологическая структура белорусского общества, а на ее место ничего не было предложено.
Идеология как понятие, теоретическая форма сознания и как специфическая политическая деятельность закономерно возникла в конце XVIII – начале XIX века, в результате определяющего социально-экономического и технологического процесса того времени – промышленной революции. Важнейшее место в становлении концепции идеологии занимают проекты К. Маркса и К. Мангейма, которые пройдя период безуспешных попыток европейской науки отказаться от идеологизации общественно-политической жизни, снова доминируют в мире.
Академик НАН Беларуси Е.М. Бабосов предложил структурную дифференциацию идеологии в ее «горизонтальном и вертикальном разрезах» [19, с. 116]. Суть ее, состоит в следующем: во-первых, важнейшая особенность идеологии в том, что она является своеобразной формой общественного сознания. Во-вторых, – она неразрывно связана с интересами определенных социальных классов, слоев и других социальных общностей, активно пропагандирует и отстаивает эти интересы; в-третьих, она выражает потребности развития тех или иных социальных групп либо общества; в-четвертых, – «…что она всегда представляет собой более или менее отчетливо сформулированное выражение чувств, настроений, предпочтений и побуждений тех или иных социальных общностей (национальных, классовых, религиозных и др.) на языке объяснения настоящего и программы созидания желаемого будущего, одухотворенной привлекательной мечтой, такой, например, как «Наша цель – коммунизм», «Все для человека, для блага человека», «Государство – для человека, человек – во благо своего Отечества» или «За сильную, процветающую Беларусь». В-пятых, – особенность идеологии состоит и в том, что она вызревает в своих основных компонентах из опыта народа, а не придумывается и не заимствуется из чужого опыта. В-шестых, – идеология выполняет специфическую регулятивно организующую и консолидирующую роль по отношению к той социальной общности (нации, народа, класса, партии и т.д.), внутри которой она зародилась и сформировалась, интересы которой выражает и отстаивает. В-седьмых, – идеология неразрывно связана с общественной психологией и непосредственно взаимодействует с политическими устремлениями конкретной социальной общности, с социальными механизмами ее включения в сферу политики.
Идеология как феномен – строго структурирована. Ее структура представляет собой совокупность устойчивых внутренних связей как системы, обеспечивающей сохранение ее основных особенностей, перечисленных выше, и свойств при различных изменениях, ее основную характеристику [18, с. 24 ]. Духовным основанием идеологической структуры является мировоззрение, которое определяет тип идеологии. Рассматривая структуру идеологии в горизонтальном разрезе упомянутый выше Е.М. Бабосов вычленяет важнейшие структурные элементы идеологической системы, кроме мировоззрения, - социально-политические взгляды и концепции. Именно с ними органично взаимосвязаны экономические взгляды, представления и теории; из политических и экономических концепций и теорий выводится такой структурный элемент идеологии как правовые (юридические) теории и нормы. Они представляют важнейший специфический вид социальной регуляции общественных отношений в виде системы принудительных установлений, правил, норм, актов [1, с. 31].
С начала 2000-х гг. в Республике Беларусь концепция «идеология» прочно закрепляется в обществе, курс «Основы идеологии белорусского государства» вводится в учебный процесс вузовской подготовки, в местных органах исполнительной власти и на предприятиях создаются специальные отделы идеологии, выстраивается структура идеологической вертикали, включающая и молодежь, и государственных чиновников. Начата разработка Национальной государственной идеологии как стратегической программы развития Республики Беларусь до 2025 г.
Президент Республики Беларусь, А. Г. Лукашенко, считает и, мало того, приводит пример на собственном опыте, что занятие физической культурой и спортом – это красиво, модно и полезно. Благодаря проведению активной политики в данной сфере, развитие отрасли «физическая культура и спорт» в нашем государстве, занимает одно из приоритетных мест. Как следствие, за последние годы значительно увеличилось число людей желающих вести здоровый образ жизни.
По данным социологических исследований, в иерархии жизненных ценностей белорусов здоровье занимает первое место – 84,7%. При этом 70,3% населения отмечают, что здоровый образ жизни входит в моду. Еще выше этот показатель у представителей подрастающего поколения – 79,7%.
Сегодня физкультурой и спортом активно занимаются 1 млн. 520 тыс. человек, или 16% населения. Рост этого показателя предусмотрен проектом программы развития физкультуры и спорта на 2016-2020 годы, разработанным Министерством спорта в рамках проекта госпрограммы социально-экономического развития Беларуси на следующую пятилетку.
Ожидается, что к 2020 году физкультурой и спортом активно будет заниматься каждый пятый белорус, а ежегодные бюджетные ассигнования на развитие физкультуры и спорта увеличиваются примерно на 30%. В 2015 году консолидированный бюджет на эти цели составил 518 млрд. рублей [17, с. 40].
Состояние физического здоровья населения является важнейшим условием развития любого государства. Всестороннее и гармоничное развитие человека, его физическое совершенство – одна из основ поступательной и успешной реализации проводимых в Республике Беларусь преобразований. Развитие спорта – это сегодня и часть внешней политики государства.
Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта возложена в Республике Беларусь на Министерство спорта и туризма. В стране сформирован правовой и экономический механизм стабильного развития отрасли, оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению.
В настоящее время существуют три основные сферы организованного физического воспитания населения республики: занятия физическими упражнениями и спортом в сфере массовой физической культуры; интенсивная подготовка в сфере спорта высших достижений; физическое воспитание детей и подростков, учащейся молодежи. Указанные направления тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют сложившуюся национальную систему физического воспитания [5].
Забота о здоровье и здоровом образе жизни граждан отражена в государственных нормативно-правовых актах, законах Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О туризме», в Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, в Государственной программе по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2016–2020 годы [5].
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2014 г. № 1553 «О Государственной программе по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2016–2020 гг.» Министерством спорта и туризма разработан и утвержден рабочий план мероприятий, а в регионах республики – программы «Здоровье народа», а также программы по формированию здорового образа жизни населения на 2016-2020 годы. Выполнение этих задач позволит создать необходимую материально-техническую базу, широко вовлечь различные категории населения в оздоровительный процесс, укрепить здоровье средствами физической культуры, спорта и туризма.
Дело первостепенной важности – приобщение детей к физической культуре и спорту. Практически во всех общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях введены три урока физической культуры. В отдельных учебных заведениях по инициативе педагогических коллективов проводится четыре и более уроков физической культуры в неделю.
Большой популярностью пользуются соревнования по хоккею: от Чемпионата мира 2014 г. до турниров «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь, по футболу – «Кожаный мяч», массовые республиканские соревнования «Спорт для всех»: зимний спортивный праздник «Минская лыжня», фестиваль бега «Языльская десятка», слет клубов любителей бега «Малоритский марафон»; «Минский международный марафон». В 2016 г. в Минск присоединился к международным мероприятиям Welness day.
Республиканские спартакиады среди допризывной и призывной молодежи по зимнему и летнему многоборью, комплекс «Защитник Отечества» позволяют подготовить юношей к службе в армии. Проведение республиканских спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных слетов и праздников сопровождается лекционной работой, беседами и консультациями о вреде алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, что положительным образом влияет на формирование здорового мировоззрения их участников.
За последние годы заметно улучшилось состояние материально-технической базы физической культуры и спорта. Во всех областных центрах республики и в городе Минске осуществляется строительство современных, соответствующих мировым стандартам спортивных объектов. На сентябрь 2016 г. в республике функционируют 257 стадионов, 34 спортивных манежа, 251 плавательный бассейн, 4 823 спортивных залов, более 700 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждениях, базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», Дворцы спорта, тенниса, Ледовые дворцы многофункционального назначения, более 10 тыс. открытых спортивных площадок [3].
Идеологию рассматривают как систему идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых формулируются интегративные политико-экономические, правовые, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения. Идеология – это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей, форм, методов и средств устойчивого социально-экономического инновационного развития общества. Одним из перспективных путей развития общества является ориентация на сферу физической культуры и спорта.
Общая концепция государственной политики в сфере физической культуры и спорта, необходимости их развития в Беларуси, определена в контексте глобального развития социальной сферы страны в рамках общего укрепления здоровья населения, формирования здорового образа жизни, изменения динамики демографической ситуации, более полной
На сегодняшний день Республика Беларусь является государством, в котором действует модель «вмешательства» в спортивную сферу, когда государство берет на себя ответственность и обязательства по ее развитию. Культивирование этой модели совпадает с преобладающей системой взглядов современного мира, отражающей, что вовлечение государства в спорт стало не только реальностью, но и необходимостью.
При этом учитываются и потребности идеологии государства: спортивное воспитание в Беларуси имеет две целевые установки и соответственно выступает в двух формах. Первая из них – воспитание позитивного отношения личности к спорту, приобщение ее к эталонам, ценностям и нормам культуры, связанным со спортом, ЗОЖ, т. е. воспитание спортивной культуры личности. Вторая целевая идеологическая установка спортивного воспитания – содействовать решению таких целей и задач, которые выходят за рамки спортивной деятельности, затрагивают все направления личностного развития (телесно-физическое, когнитивное, эмоциональное, психосоциальное и др.) и предусматривают формирование общей гуманистической культуры личности, ее общее гуманистическое воспитание, т.е. «воспитание посредством спорта».