Ответственность Правительства Российской Федерации
Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой). Ответственность перед Президентом имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку премьер-министра. Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент могут сохранить состав прежнего Правительства или его определенных членов. Президент РФ неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон о Правительстве 1997 г.). В 1998—1999 гг. сменилось шесть председателей Правительства.
Президент может также уволить Правительство, как коллегиальный орган, по своему усмотрению, но при наступлении определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении Правительству недоверия. Об этих процедурах говорилось в предыдущей главе, когда рассматривались вопросы контроля парламента в отношении Правительства. Однако в этих случаях Президент может принять альтернативное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу.
Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены Президенту непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявлял выговоры заместителям министров. Председатель Правительства также делал замечания отдельным министрам.
Ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают иногда на заседаниях Совета Федерации — это лишь информация. Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может окончательно уволить Правительство в отставку. Это решает Президент. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны. Вместе с тем, как отмечалось, Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют определенный контроль в отношении Правительства, его членов, подчиненной ему администрации. Формы этого контроля (вопрос и запрос депутата, парламентские слушания, деятельность Уполномоченного по правам человека и др.) рассматривались выше.
Акты и действия Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечивает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой, что Правительство РФ (Министерство финансов) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституционные права личности.
Аппарат исполнительной власти.Акты Правительства РФ, министерств, другие стороны их работы реализуются посредством повседневной деятельности различных управляющих органов и должностных лиц. Число «управленцев» растет, это общемировая тенденция, связанная со многими факторами современного развития, увеличением производительности труда в сфере экономики, что создает возможности и ресурсы развивать сферы самого разного обслуживания. Численность управленцев на долю населения в РФ по сравнению с СССР увеличилась. В прежнем СССР на 100 тыс. работающих приходилось 1 тыс.управленцев, в РФ — 1,8 тыс. Надо заметить, однако, что различие между «работающими» и «управленцами» условно и все более стирается. Далеко не все управленцы действуют в сфере исполнительной власти. Управление в повседневной жизни реализуется государственным аппаратом исполнительной власти. Это прежде всего федеральная государственная служба (есть и государственная служба субъектов Федерации, создаваемая по предметам совместного с РФ ведения и по предметам, отнесенным к ведению субъектов РФ). В различных органах федеральной государственной службы в сфере экономики, социальных отношений, политики, духовной жизни общества работает большой отряд государственных служащих. Среди них приблизительно 410 тыс. человек находятся на классифицированной государственной службе РФ. Им присваиваются категории («А», «Б», «В»), квалифицирующие разряды (действительный государственный советник 1, 2, 3 класса, государственный советник 1, 2, 3 класса, советник государственной службы различных классов, референт государственной службы различных классов и др.). Только небольшая часть федеральных государственных служащих (1/10) работает в центре, большинство работают на местах в федеральных территориальных органах министерств и ведомств. Не все федеральные министерства и ведомства имеют территориальные органы, например, их неимеет Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а некоторые создают межтерриториальные (для ряда субъектов РФ) органы (например Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности). Действует специальный закон о федеральной государственной службе, он относится не только к государственной службе в сфере исполнительной власти. Другие ветви власти также имеют государственных служащих (аппараты палат Федерального Собрания, суды и др.). Два раза в год проводится аттестация чиновников.
Содержание государственного аппарата во всех странах стоит дорого. В России один чиновник высшей категории «А» (министр, депутат парламента, член Верховного Суда и др.) стоит казне почти 200 тыс. долл. в год (учитывая спецтранспорт, спецсвязь, государственные дачи, зарубежные командировки, отдых ит.д.)1. Одно из главных зол чиновничества — бюрократизм. С ним не мог справиться ни один царь в России. Мировая практика свидетельствует, что противостоять ему могут только развитые институты общества — парламент, суды, независимые средства массовой информации, партии, профсоюзы, другие общественные объединения, использование форм непосредственной демократии, участие граждан в управлении (партици-пация). Другое зло — коррупция. По оценке антикоррупционного комитета масштаб вреда, который причиняет коррупция чиновников в России, — 20 млн. долл. в месяц2.