С2. Назовите не менее трёх причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.
СЗ. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов воспоминаний, объясняется это чувство? Приведите не менее трёх положений.
№10.(С4) Какие основные проблемы составляли понятие «крестьянский вопрос» в России в первой половине XIX в.? Назовите не менее трех проблем. Укажите не менее 3 мероприятий 1-й пол.19в, свидетельствовавших о попытках правительства решить крестьянский вопрос.
№11.С4.
Назовите причины ( не менее 3х причин) и результаты Крымской войны 1853-56гг. ( не менее 3х результатов).
№12.С5. Приведены две оценки внешнеполитической деятельности Николая 1.
1. Николай1 – «жандарм Европы»
2. Николай1 – «знаменосец свободы».
Выберете более предпочтительную, аргументируйте ( не менее 3 положений)
№13.С5.Славянофилы в середине 19 века резко отрицательно оценили преобразования Петра 1, возложив на них ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества.
Какую другую точку зрения по вопросу о значении преобразований Петра вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.
Точка зрения, альтернативная приведенной в задании:
Преобразования Петра 1 были подготовлены всем предшествующим развитием, они способствовали преодолениюотставания России от развитых стран, превращению ее в великую европейскую державу.
№14.С5. Сравните представления, лежавшие в основе теории официальной народности. И представления, которых придерживались в середине 19 века славянофилы. Что было общим, а что - различным.
Тема №8. Россия во второй половине XIX в.
Практикум№1.
№ 1. Из письма историка М.Н. Погодина.
«Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола!..
Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет...
Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия.
Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян...
Дайте право приобретать землю кому угодно...
Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».
С1. Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма.
С2. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? Назовите не менее трёх предложений.
СЗ. Как и почему историками был назван период правления указанного императора? Приведите не менее двух положений.
№ 2. Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина.
«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковнославянские обороты только затемняли смысл.
Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными ещё два года... тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придётся выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Рабов больше нет. Реакции не удалось одержать верх...
Восторженные сцены повторялись н на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ...
Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределенное, чем то, которое вводило «положение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж, то именно запутанная
неопределенность условий, созданная законом. Л между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся России оставалась спокойной — более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла».
С1. Назовите точную дату, к которой относится принятие манифеста, и имя императора, с которым связано описанное автором событие.
С2. Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста? Укажите не менее двух главных вопросов. Автор утверждает, что наделы крестьянам «придется выкупать». Каким именно образом? Назовите не менее двух условий выкупной операции.
СЗ. Какие позиции в отношении этого события охарактеризованы или упомянуты автором воспоминаний? Были ли крупные волнения крестьян, вызванные данным решением? Назовите не менее трёх положений.
№ 3. Из речи Александра II в Государственном совете.
«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества. Я уверен, что вы все. господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля к могло быть объявлено к началу полевых работ... Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках., так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства...
Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле».