С2. Назовите не менее трёх причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.

СЗ. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужден­ные оставить город? Чем, по мнению авторов воспоминаний, объясняется это чувство? Приведите не менее трёх положений.

№10.(С4) Какие основные проблемы составляли понятие «кре­стьянский вопрос» в России в первой половине XIX в.? Назовите не менее трех проблем. Укажите не менее 3 мероприятий 1-й пол.19в, свидетельствовавших о попытках правительства решить крестьянский вопрос.

№11.С4.

Назовите причины ( не менее 3х причин) и результаты Крымской войны 1853-56гг. ( не менее 3х результатов).

№12.С5. Приведены две оценки внешнеполитической деятельности Николая 1.

1. Николай1 – «жандарм Европы»

2. Николай1 – «знаменосец свободы».

Выберете более предпочтительную, аргументируйте ( не менее 3 положений)

№13.С5.Славянофилы в середине 19 века резко отрицательно оценили преобразования Петра 1, возложив на них ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества.

Какую другую точку зрения по вопросу о значении преобразований Петра вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Точка зрения, альтернативная приведенной в задании:

Преобразования Петра 1 были подготовлены всем предшествующим развитием, они способствовали преодолениюотставания России от развитых стран, превращению ее в великую европейскую державу.

№14.С5. Сравните представления, лежавшие в основе теории официальной народности. И представления, которых придерживались в середине 19 века славянофилы. Что было общим, а что - различным.

Тема №8. Россия во второй половине XIX в.

Практикум№1.

№ 1. Из письма историка М.Н. Погодина.

«Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодер­жавного русского престола!..

Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе кон­ституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять нес­колько лет...

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвра­тятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия.

Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян...

Дайте право приобретать землю кому угодно...

Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы кни­гопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные пред­логи для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».

С1. Укажите имя и годы царствования императора, к которому об­ращены слова автора письма.

С2. Какие преобразования автор письма предлагает провести импе­ратору? Назовите не менее трёх предложений.

СЗ. Как и почему историками был назван период правления указан­ного императора? Приведите не менее двух положений.

№ 2. Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина.

«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковно­славянские обороты только затемняли смысл.

Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Кре­стьяне оставались крепостными ещё два года... тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им при­дётся выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Рабов больше нет. Реакции не удалось одержать верх...

Восторженные сцены повторялись н на улице. Толпы крестьян и об­разованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ...

Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределенное, чем то, которое вводило «по­ложение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж, то именно запутанная

неопределенность условий, созданная законом. Л между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где создан­ных главным образом непониманием, вся России оставалась спокойной — более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла».

С1. Назовите точную дату, к которой относится принятие манифе­ста, и имя императора, с которым связано описанное автором событие.

С2. Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого ав­тором манифеста? Укажите не менее двух главных вопросов. Ав­тор утверждает, что наделы крестьянам «придется выкупать». Каким именно образом? Назовите не менее двух условий выкуп­ной операции.

СЗ. Какие позиции в отношении этого события охарактеризованы или упомянуты автором воспоминаний? Были ли крупные волне­ния крестьян, вызванные данным решением? Назовите не менее трёх положений.

№ 3. Из речи Александра II в Государственном совете.

«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотре­ние Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могуще­ства. Я уверен, что вы все. господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля к могло быть объявлено к началу полевых работ... Повторяю, и это моя непремен­ная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещи­ках., так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть па­губно для государства...

Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов при­нять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на сло­вах только и не на бумаге, а на самом деле».

Наши рекомендации