СЗ. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх основных черт установленного в результате описанных событий порядка.

№3. С1-3..

Из книги Зимина и Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного».

Присоединение Сибири.

К концу Ливонской войны хозяйственная разруха усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80-90% сел и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голод приводили к вымиранию населения и к бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться прежде всего о благополучии «воинского чина», т.е. военно-служилого люда. С 1581 начинается перепись населения с целью навести порядок в обложении его государственными податями. В районах, где проводилась перепись, крестьянам временно, в течение «заповедных лет», запрещалось уходить от господ. Так подготавливалась отмена крестьянского выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в нач.17в. приведет к грандиозному пожару крестьянской войны.

Введение «заповедных лет», этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Ее огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили беженцев из крепостнического центра России. Отлив населения остроту классовых противоречий в центре, но создавал их очаги на окраинах.

С1. Назовите события (не менее двух), в связи с которыми в России 16в. усилилась хозяйственная разруха.

С2. Какими средствами правительство пыталось остановить бегство населения на окраины страны?

С3. Используя текст источники и знания из курса истории, укажите, к каким последствиям привело бегство населения на окраины. Назовите не менее двух последствий.

№4. С1-3.

Из книги Зимина и Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного».

Ливонская война была проиграна. Историческую задачу свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины-как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден. Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в нач.18в.

С1. Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью.

С2. Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют авторам утверждать, что война была проиграна?

С3.Укажите, какие две причины (внутри или вне страны) помешали России выиграть войну.

№5. C7..

Сравните реформы Избранной рады и опричную политику Ивана Грозного. Укажите, что было общим, а что – различным.

№6. C4.

Назовите не менее трех реформ Избранной рады. Напишите фамилии не менее трех деятелей Избранной рады.

№7. C5.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти в 1538 г. жены великого князя Василия III Елены Глинской началась борьба боярских группировок за власть. Почему в России установилось «боярское правление»? Назовите не менее двух причин. К каким последствиям оно привело? Укажите не менее трех последствий.

№8. С-5.

Некоторые историки считали главной целью опричной политики И.Грозного борьбу с крупным боярством-противником ценрализации государства Какие другие суждения о сущности опричной политики И.Грозного вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты и положения, которые могут аргументировать избранную вами точку зрения.

№9. С-4.

Укажите основные задачи, которые решались во внутренней политике в период царствования И.Грозного.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее 2-х примеров).

№10.С4. Охарактеризуйте исторические условия развития и основные достижения культуры России в 14- 16вв.

Исторические условия:

Основные культурные достижения:

Тема №4. Россия в конце XVI — начале XVII вв.

Практикум№1.

№1. Из труда современного историка.

«...Одной из интереснейших страниц русской истории являются кри­зисные явления, которые испытывала страна на рубеже веков, и которые во многом определили всю её историю не только до Петра I, но и значи­тельно дольше, потому что в их результате на российский престол взошла новая царская династия — Романовы.

18 марта 1584 г. печальный перезвон всех московских колоколов воз­вестил о кончине царя Ивана Васильевича Грозного. Закончилось полу­вековое царствование одного из самых деспотических властителей отече­ственной истории. Правление его запомнилось изнурительной, но герои­ческой Ливонской войной, в которой тогда были поставлены задачи Се­верной кампании, произошедшей более чем через 100 лет, при Петре I. Но во внутренней политике это время оказалось роковым для многих сфер го­сударственного хозяйства. Опричнина и крепостные законы не могли не сказаться на производительных силах всего русского народа. Во многом именно политика этого царствования подвела Российское государство к тому системному кризису, в котором оно оказалось в начале следующего века».

С1. К какому периоду истории (векам) относятся упоминаемые в на­чале отрывка кризисные явления? Под каким названием вошли в историю России события этого времени?

С2. В чём заключались последствия описываемых событий для по­следующей истории России? Назовите не менее трёх послед­ствий, используя для ответа на вопрос информацию из источ­ника и знания курса истории России.

СЗ. Почему автор связывает описываемые кризисные явления с цар­ствованием Ивана Грозного? В чём суть этих кризисных явле­ний? Укажите всего не менее трёх положений. Для ответа ис­пользуйте текст документа и ваши знания по истории России.

№2. Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

«В усердной любви к гражданскому образованию Борнс превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским к наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, упол­номочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие

важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений ду­ховенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь по­слал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учить­ся языкам иноземным, так же, как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому..., он звал к себе нз Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чи­новных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, по­добно Иоанну, устраняя совместннков или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслы­ханного — предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей н самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, нако­нец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубий-цею?».

Наши рекомендации