Тема №1. Древнерусское государство в IX — начале XII вв.

Практикум

По Отечественной истории

Класс

Индивидуальный тематический план работы.

Тема №1. Древнерусское государство в IX — начале XII вв.

ПРАКТИКУМ№1.

Тема №2: Русские земли и княжества в XII — середине XV вв.

ПРАКТИКУМ №1. Феодальная раздробленность.

ПРАКТИКУМ №2. Борьба Руси с нашествиями и установление монголо-татарского ига.

ПРАКТИКУМ №3 Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде

Тема №3.Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв.»

ПРАКТИКУМ №1. Дмитрий Донской. Иван3.

ПРАКТИКУМ №2: РОССИЯ ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ.

Тема №4. Россия в конце XVI — начале XVII вв.

ПРАКТИКУМ №1.

Тема №5. Россия в XVII в.

ПРАКТИКУМ №1. Смутное время в России.

ПРАКТИКУМ №2 РОССИЯ В 17 веке. Первые Романовы.

Тема №6. Россия в XVIII в.

ПРАКТИКУМ №1. Россия при Петре1.

ПРАКТИКУМ №2. Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины2.

Тема №7. Россия в первой половине XIX в.

ПРАКТИКУМ №1. Правление Александра1.

ПРАКТИКУМ №2. Восстание декабристов 1825г.

ПРАКТИКУМ №3. Фасадная империя Николая1.

Тема №8. Россия во второй половине XIX в.

ПРАКТИКУМ №1.

Тема №1. Древнерусское государство в IX — начале XII вв.

ПРАКТИКУМ№1.

№1. Из исторического источника.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, крнвичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И набрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

С1. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?

С2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его при­чиной? Укажите не менее двух причин.

СЗ. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.

№2. Из договора князя Игоря с греками 945 г.

«В год 6453 прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Иго­рю восстановить прежний мир... И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию:

Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за то месть от Бога Вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не за­щитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни.

А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую зем­лю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и с куп­цами, как это установлено для них...

Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; ес­ли же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба...»

С1. Назовите хронологические рамки периода княжения Игоря. Ка­кова была цель договора 945 г.? Каков был характер условий договора для Руси?

ЗАДАНИЯ С4-С7.

№6.С4.Назовите основные этапы и ключевые события ста­новления и развития Древнерусского государства.

№7. С5. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства: 1. Государственность на Руси была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).

2. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего раз­вития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отно­шений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам бо­лее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, ко­торые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

№8. С6. В X в. киевляне обратились к князю Святославу со словами: «Ты, князь, чужой земли ищешь и о ней заботишься, а свою покинул». С чем связан этот упрек в адрес Святослава? Приведите не менее двух примеров, подтверждающих эти слова. Какие еще внутренние и внешние задачи стояли перед киевской княжеской властью? Назовите не менее двух внутренних и двух внешних задач.

№9.С6. Согласно «Повести временных лет» начало русской государственности связано с призванием на княжение варягов Рюрика, Синеуса и Трувора. Какие условия необходимы для возникновения государственной власти? Назовите не менее двух условий. Какие предпосылки для создания государства у славян имелись в IX в. (назовите не менее трех предпосылок).

№10.С6.. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания.

Владимир Святославич стремился укрепить единство Древнерусского государства пу­тем создания общерусского пантеона богов, однако вскоре он изменил свое намерение.

Укажите не менее двух причин изменения религиозной политики великого князя. Укажите не менее двух последствий принятия новой религии.

С1. Укажите название исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания курса истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, ука­жите не менее трёх характерных черт этого периода.

СЗ. Привлекая знания по истории и используя текст документа, дай­те оценку этому периоду. Приведите не менее двух аргументов для подтверждения указанной вами оценки.

№3. Из работы известного историка 20 века Б.Рыбакова:

« Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза феодальной раздробленности (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, а наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры 12-нач.13 вв во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

ЗАДАНИЯ С4-С7.

№8. С4. Раскройте причины государственной раздробленности Древней Руси (XII–XIII вв.). Раскройте не менее трех причин. Назовите не менее трех крупнейших политических центра этого периода.

№9. С-5.Некоторые историки считают, что период феодальной раздробленности является временем регресса, движения истории вспять. Какие другие суждения об этом периоде вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты и положения, которые могут аргументировать избранную точку зрения.

№. 10. С7. Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII – XIV вв. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине 13 века отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трех причин.

Задание №10 С4.

Укажите не менее 3-х основных итогов правления князя Ивана3. Назовите территории ( не менее 3-х примеров), присоединенные к Московскому княжеству во 2-й половине 15-нач.16вв.

Практикум№1.

№1. Из труда современного историка.

«...Одной из интереснейших страниц русской истории являются кри­зисные явления, которые испытывала страна на рубеже веков, и которые во многом определили всю её историю не только до Петра I, но и значи­тельно дольше, потому что в их результате на российский престол взошла новая царская династия — Романовы.

18 марта 1584 г. печальный перезвон всех московских колоколов воз­вестил о кончине царя Ивана Васильевича Грозного. Закончилось полу­вековое царствование одного из самых деспотических властителей отече­ственной истории. Правление его запомнилось изнурительной, но герои­ческой Ливонской войной, в которой тогда были поставлены задачи Се­верной кампании, произошедшей более чем через 100 лет, при Петре I. Но во внутренней политике это время оказалось роковым для многих сфер го­сударственного хозяйства. Опричнина и крепостные законы не могли не сказаться на производительных силах всего русского народа. Во многом именно политика этого царствования подвела Российское государство к тому системному кризису, в котором оно оказалось в начале следующего века».

С1. К какому периоду истории (векам) относятся упоминаемые в на­чале отрывка кризисные явления? Под каким названием вошли в историю России события этого времени?

С2. В чём заключались последствия описываемых событий для по­следующей истории России? Назовите не менее трёх послед­ствий, используя для ответа на вопрос информацию из источ­ника и знания курса истории России.

СЗ. Почему автор связывает описываемые кризисные явления с цар­ствованием Ивана Грозного? В чём суть этих кризисных явле­ний? Укажите всего не менее трёх положений. Для ответа ис­пользуйте текст документа и ваши знания по истории России.

№2. Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

«В усердной любви к гражданскому образованию Борнс превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским к наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, упол­номочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие

важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений ду­ховенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь по­слал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учить­ся языкам иноземным, так же, как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому..., он звал к себе нз Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чи­новных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, по­добно Иоанну, устраняя совместннков или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслы­ханного — предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей н самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, нако­нец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубий-цею?».

С2. Используя текст документа и знания по истории, укажите, какие события непосредственно предшествовали воцарению Василия Шуйского и каким образом он оказался на российском престоле. Как назывался документ, который издал при своем воцарении Василий Шуйский? Укажите в общей сложности не менее трёх положений. СЗ, Как автор повести относится к Василию Шуйскому? Приведите не менее трёх аргументов, подтверждающих это отношение.

4. Из исторического труда А.Ю. Мизовского.

«Брать штурмом город полководцы самозванца не решились и отвели войско в село Тушино, где устроили обширный лагерь. Сюда непрерывно приходили всё новые н новые полки. Города Московского государства один за другим присягали царю Дмитрию: Великие Луки, Невель, Псков и все псковские города, Переславль-Залесский, Углич, Ростов, Ярославль, Ко­строма, Вологда, Владимир, Шуя, Балахна, Муром, Арзамас, Касимов... Только Нижний Новгород, Рязань, Смоленск и Коломна отказались при­знавать новоявленного царя.

Не спешила признавать «Дмитрия Ивановича» и Москва. Здесь, более чем где бы то ни было, знали, что царя Дмитрия нет на свете, поэтому ни­кто самозванцу, конечно, не верил. Но в Москве не любили и царя Василия Шуйского. Многие бояре и люди знатных фамилий увидели, что в этой си­туации можно поживиться, и стали охотно «бегать» из Москвы в Тушино, где самозваный царь охотно жаловал их чинами и казной. Первым бежал в Тушино стольник, князь Д.Т Трубецкой, за ним — князь Д.М. Черкасский, князь А.Ю. Сицкий, князья Иван и Семён Засекины, митрополит Фила­рет (Фёдор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова)... «Видно и впрямь царь настоящий, когда к нему чиновные люди идут!» — заговорили в народе».

С1. К какому году относятся описанные в тексте события? Какие города (укажите не менее трёх) не подчинились «Дмитрию Ива­новичу»?

С2. На основе своих знаний по истории укажите, когда и где погиб подлинный царь Дмитрий Иванович. Когда и при каких обстоя­тельствах царём стал Василий Шуйский?

Тема №5. Россия в XVII в.

ПРАКТИКУМ №1. Смутное время в России.

№1. Из сочинения Н.И. Костомарова.

«Мало в истории найдётся примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких... печальных обстоятельствах. С двумя государства­ми: Польшей и Швецией, не окончена была война. Оба зги государства владели окраинами Московской державы и выставляли двух претендентов на московский престол — двух соперников новоизбранному царю. Третье­го соперника ему провозглашала казацкая вольница в Астрахани в особе малолетнего сына Марины, и Заруцккй во имя его затевал двинуть турок и татар на окончательное разорение Московского государства. Внутри госу­дарства многие города были сожжены дотла, и самая Москва находилась в развалинах. Внутренние области сильно обезлюдели. Поселяне ещё в про­шлом году не могли убрать хлеба и умирали от голода. Повсюду господ­ствовала крайняя нищета: в казне не было денег и трудно было собрать их с разорённых подданных. Одна беда вела за собою другие, но самая вели­чайшая беда состояла в том, что московские люди, по меткому выражению матери царя, измалодушествовались».

С1. К какому периоду русской истории относятся описываемые со­бытия? Назовите имя нового государя.

С2. Укажите год вступления на престол нового государя и назва­ние органа, который в начале его правления играл значительную роль в управлении.

СЗ. Почему автор называет обстоятельства вступления на престол нового царя «печальными»? Приведите не менее трёх примеров, подтверждающих утверждение автора.

№2С4.Укажите и кратко охарактеризуйте предпосылки и основные события Смуты конца 16- начала 17 века.

Предпосылки Смуты:

События Смуты:

№3.С5 .По мнению историков, главной причиной Смутного времени начала 17 века был династический кризис, пресечение династии Рюриковичей.

Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Может быть приведена следующая альтернативная точка зрения:

Смута явилась проявлением глубокого внутреннего кризиса, одним из отдаленных последствий опричнины и поражения в Ливонской войне. Повлекших за собой разорение экономики, рост социального брожения, широкое недовольство; кризис был усилен вмешательством внешних сил.

№4. C6.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1602 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырех тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошел на трон.

Чем можно объяснить успех Лжедмитрия I в борьбе за власть? Укажите не менее трех причин. Почему же его царствование было столь недолгим? Назовите не менее трех положений.

ОТВЕТ: 1. Могут быть названы следующие причины, раскрывающие успех Лжедмитрия I в борьбе за власть:

2. Могут быть названы следующие положения, объясняющие недолгое царствование Лжедмитрия I:

№5. С5. Есть разные точки зрения историков на события конца XVI -начала XVII вв., вошедшего в историю под названием Смутного времени. Так, в советской историографии это явление определялось как социальный конфликт, центральное место в котором занимало крестьянско-казацкое выступление под предводительством И. Болотникова. Какая другая точка зрения по этому вопросу вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трех фактов (положений), аргументирующих избранную вами точку зрения.

№6. С1-3. Из речи К.Минина перед нижегородцами:

« Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произшедшая злоба и ненависть,которые, забыв страх божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих,един другаго гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского,другой шведского. Иные же розличных воров, чернецов, холопей, козаков и всяких бездельников царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А, может, кто еще татарского или турецкого для своей такмо малой и скверной пользы избрать похочет…

Может кто сказать: что мы можем зделать, не имея ни денег, ни войска,и воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу отечества. И готов в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество к поругании и от врагов во обладании…»

1. В чем видит К.Минин причины ослабления государственности в Росии?

2. С чем связана эта точка зрения?

3. Какие меры исправить ситуацию в государстве предлагает Минин?

4. В каком году произнесена речь?

5. Какие последствия имела деятельность К.Минина?

СЗ. Используя текст документа и знания по истории, укажите, какое значение для последующего развития страны имели названные автором изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший данные изменения? Укажите не менее трёх положений.

№4. Из курса лекций В.О. Ключевского.

«...Высшим правительственным органом служила Боярская дума. В царствование Михаила эта Дума не была единственным высшим прави­тельственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой высший правительственный орган, земский собор... Царствование Миха­ила было временем усиленной работы правительства совместно с земским собором. Никогда, ни прежде, ни после, не собирались так часто выбор­ные от всех чинов людей Московского государства. Едва не каждый важ­ный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство об­ращаться к содействию земли. По документам известно за время царство­вания Михаила до 10 созывов земского собора. Земский собор в это время является органом с компетенцией более широкой. Теперь он рассматри­вает такие дела, которыми прежде ведала только Боярская дума, — теку­щие дела государственного управления, например, вопросы о налогах. По­сле Смуты, когда нужно было восстанавливать государственный порядок, Дума на каждом шагу встречала затруднения, с которыми не могла спра­виться сама, и волей-неволей должна была искать содействия у земского собора. Прямое участие в правительственной деятельности, какое прини­мала земля в Смуту, не могло прекратиться тотчас по её окончании; царь, избранный народной волей, советом всея земли, естественно, должен был и править при содействии народа, земского правительства. Власть царя получила очень сложную и условную сделочную конструкцию. Она была двойственна и по своему происхождению, и по составу. Действительным

её источником было соборное избрание; но она выступала под покровом политической фикции наследственного преемства по родству. Таким обра­зом, власть нового царя составлялась из двух параллельных двусмыслиц: по происхождению она была наследственно-избирательной, по составу — ограниченно-самодержавной».

С1. Как, по мнению Ключевского, изменился состав земских собо­ров? Назовите не менее двух положений.

С2. Как автор характеризует функции земских соборов в период цар­ствования Михаила Романова? Укажите не менее трёх характер­ных черт.

Город был местом действия?

Какое другое суждение о причинах избрания на русский престол Михаила Романова вам известно? Какое из них вы считаете более убедительным? Назовите не менее трех фактов. Положений суждений. Которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения.

О причинах выбора на русский престол Михаила Романова:

Аргументы:

-для боярства –

- для казачества

- для крестьянства, посадских людей

№10.С6. Назовите основные явления и процессы социально-экономического развития России в 17 веке.

Новые явления в экономике:

Социальное развитие:

№11.С5. Сравните две формы землевладения- вотчину и поместье. Укажите, что было общим (не менее двух общих черт), а –что различным (не менее трех различий)

Общие:

Различия:

№12.С6. В середине 17 века под руководством патриарха Никона были проведены реформы в РПЦ.

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

Предложения, отличные от позиций Никона:

Последствия:

№13.С5. Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.

Общие характеристики:

Различия:

№14.С4. Назовите не менее трех реформ РПЦ в середине 17 века и не менее трех последствий преобразований проведенных патриархом Никоном.

Три цели реформ РПЦ:

Два последствия преобразований:

№15.С4. Назовите не менее четырех черт государственно-политического раз­вития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о пе­реходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений «Соборного уложения» 1649 г.

№16.С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

Изменения в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения:

Положения, характеризующие значение Соборного Уложения:

Тема №6. Россия в XVIII в.

Из сочинения СМ. Соловьёва.

«Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачи­вать на Запад... Само сближение было делом народным, и [он] явился во­ждём в этом деле... Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое по­ложение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невеже­ства, в каком она находилась до сей поры...»

№3. Из исторического труда В.О. Ключевского.

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвеще­нию и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»...».

И.С. Аксакова?

С2. На основании текста документа раскройте отношение СМ. Со­ловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений. СЗ. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трёх положений.

№ 4. Из исторического источника.

«„.1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и куп­ленных вотчин и поместий, также и дворов и лавок не продавать и не за­кладывать, но обращаться оным в род таким образом.

2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обое­го полуда награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, кол ико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наслед­ником будет... То же разумеется и о дочерях».

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

№6. С-6. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

В 1806-1807гг. Александру стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям. Сперанский по поручениюцаря подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

№10.С6. В начале 19 века с программой реформ выступил М.М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования.

Какие иные представления по вопросу о перспективах развития страны высказывались в царствование Александра 1? Назовите два представления. Была ли реализована программа Сперанского? Почему? Приведите не менее трех причин.

Могут быть названы представления:

Проект М.М. Сперанского в полном объеме реализован не был, и могут быть названы причины:

№11.С6. Рассмотрите историческую ситуацию т ответьте на вопросы.

Какие цели ставил Александр 1, принимая решение о выступлении в поход? Каковы были цели российских воинов, участников похода? Каковы были последствия Заграничных походов русской армии 1813- 1814гг. для международного положения России?

Цели Александра 1:

Российских воинов, участников похода:

Последствия Заграничных походов 1813- 1814гг. для международного положения России:

№12.С5. Сравните цели и содержание внутренней политики Александра 1 в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812г. Что было общим, а что – различным.

Общие характеристики:

Различия:

№13.С5. Командующий 2- й русской армией П.И. Багратион неоднократно резко критически высказывался о деятельности командующего 1- й русской армией М.Б. Барклая де Толли в первый период Отечественной войны 1812г.

Какую другую точку зрения по вопросу о деятельности М.Б. Барклая де Толли вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений. Которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Точка зрения, альтернативная приведенной в задании:

- М.Б. Барклай де Толли был опытным и мужественным военачальником; избранные им тактика отказа от генерального сражения, план отступления и соединения двух русских армий были единственно правильными.

№14.С7. Историк В.О. Ключевский считал, что все начинания Александра 1 были безуспешны.

Какую другую точку зрения по вопросу о значении реформ, проведенных в период правления Александра 1, вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной7 Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Точка зрения, альтернативная приведенной в задании:

Преобразования, проведенные в царствование Александра 1, при всей их противоречивости и непоследовательности имели важные последствия, внесли заметные изменения в систему управления, социальные отношения в стране.

№15.С4. Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра 1. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.

Направления преобразований Александра 1:

В сфере государственного управления:

В социальной сфере:

В сфере образования:

№16.С4. Объясните, как Отечественная война 1812г. повлияла на внутреннее развитие и международное положение России.

Последствия войны для внутреннего развития:

В области международных отношений:

Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете наиболее убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами подтверждающими избранное вами суждение.

Суждения:

Аргументы:

№5. С-4.

Назовите основные организации декабристов, существовавшие в 1821-25гг, важнейшие программные документы декабристов и фамилии их авторов. Назовите преобразования в сфере гос. управления, намеченные в одном из программных документов (по выбору).

№6.С5. Сравните основные положения «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Что было в них общим (не менее двух общих характеристик), а что- различным (не менее трех различий).

№7.С6.Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825г. на сенатской площади в Санкт- Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов на развитие общественной мысли. На внутреннюю политику Николая 1? Приведите не менее трех положений.

Могут быть названы следующие причины поражения выступления декабристов:

Влияние декабристов на развитие общественной мысли и внутреннюю политику проявлялось:

Практикум№1.

№ 1. Из письма историка М.Н. Погодина.

«Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодер­жавного русского престола!..

Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе кон­ституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять нес­колько лет...

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвра­тятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия.

Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян...

Дайте право приобретать землю кому угодно...

Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы кни­гопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные пред­логи для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».

С1. Укажите имя и годы царствования императора, к которому об­ращены слова автора письма.

С2. Какие преобразования автор письма предлагает провести импе­ратору? Назовите не менее трёх предложений.

СЗ. Как и почему историками был назван период правления указан­ного императора? Приведите не менее двух положений.

№ 2. Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина.

«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковно­славянские обороты только затемняли смысл.

Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Кре­стьяне оставались крепостными ещё два года... тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им при­дётся выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Рабов больше нет. Реакции не удалось одержать верх...

Восторженные сцены повторялись н на улице. Толпы крестьян и об­разованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ...

Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределенное, чем то, которое вводило «по­ложение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж, то именно запутанная

неопределенность условий, созданная законом. Л между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где создан­ных главным образом непониманием, вся России оставалась спокойной — более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла».

С1. Назовите точную дату, к которой относится принятие манифе­ста, и имя императора, с которым связано описанное автором событие.

С2. Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого ав­тором манифеста? Укажите не менее двух главных вопросов. Ав­тор утверждает, что наделы крестьянам «придется выкупать». Каким именно образом? Назовите не менее двух условий выкуп­ной операции.

СЗ. Какие позиции в отношении этого события охарактеризованы или упомянуты автором воспоминаний? Были ли крупные волне­ния крестьян, вызванные данным решением? Назовите не менее трёх положений.

№ 3. Из речи Александра II в Государственном совете.

«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотре­ние Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могуще­ства. Я уверен, что вы все. господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля к могло быть объявлено к началу полевых работ... Повторяю, и это моя непремен­ная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещи­ках., так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть па­губно для государства...

Я

Наши рекомендации