Главная задача Законодательного Собрания
Власть исходит от народа
В основном Законе Красноярского края - Уставе Красноярского края - записано: «Государственная власть края и местное самоуправление в крае исходит от населения края».
Это значит, что жители большого Красноярья путем свободного голосования на выборах и референдумах, а также через своих представителей, избранных в органы государственной власти края, осуществляют управление всеми делами региона.
Законодательное Собрание Красноярского края является постоянно-действующим высшим и единственным органом законодательной власти края. Именно через депутатов Законодательного Собрания население реализует свое право на участие в государственном управлении.
Законы и контроль
Компетенция Законодательного Собрания определяется Уставом края.
Законодательное Собрание принимает законы края, обязательные к исполнению всеми жителями края, всеми субъектами социальных и экономических отношений вне зависимости от форм собственности.
Законами края утверждаются краевой бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, краевые целевые программы экономического, социального и иного развития региона; устанавливаются налоги и сборы (отнесенные к ведению края), порядок их взимания. Краевые законы определяют систему исполнительных органов государственной власти, порядок управления государственной собственностью, регулируют земельные отношения, устанавливают меры социальной поддержки населения.
Одна из важнейших функций Законодательного Собрания — осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов края, исполнением краевого бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью края. Депутаты наделены полномочиями приглашать на заседания сессии Губернатора края и его заместителей, чтобы заслушать доклады о проделанной работе. По решению парламента любой член Совета администрации края может быть приглашен на сессию с докладом о положении дел в подведомственных ему отраслях и сферах. Депутаты могут обращаться с запросами к любым должностным лицам, которые обязаны в установленные законом жесткие сроки подготовить ответ на депутатский запрос.
В соответствии с Уставом края Законодательное Собрание учредило Счетную палату, которая осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджета и использованием государственной собственности края. Здесь же происходит финансовая экспертиза законов и иных нормативных актов органов власти.
С ежегодным докладом перед депутатами выступает Уполномоченный Красноярского края по правам человека, этот гражданский институт является эффективным инструментом контроля за деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц в сфере соблюдения прав и свобод граждан. Законом края введена также должность Уполномоченного по правам ребенка.
Функции законодательных собраний (по Д.Хелду):
-Законодательство
-Представительство
-Наблюдение и контроль
-Политическое рекрутирование
-Легитимация
Законодательство - основной вид деятельности законодательных органов, разработка и принятие государственных законов.
Представительство - правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности.
Политическое рекрутирование - входная функция политической системы, выражающаяся в заполнении индивидами свободных ячеек в политической системе.
Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается - оправдание такого принуждения, использование силы.
В политической науке выделяются несколько универсальных механизмов легитимации власти:
1) социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и больших масс акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедливость» существующего порядка и принципы распределения ценностей;
2) политическое участие;
3) политическая социализация, в процессе которой происходит приобщение индивида к существующим ценностям, опыту, нормам.
§ 15. Схема законотворческой деятельности