Самодержавие и отмена крепостного права
В России 1856 – 1861 гг.
Период подготовки реформы с осени 1859 г. до принятия законодательства 19 февраля 1861 г. (два призыва дворянских депутатов в Редакционные комиссии, обсуждение проектов Комиссий в Главном комитете и Государственном совете) отмечен острой борьбой в «верхах» «из-за меры и формы уступок». Под натиском реакционных и консервативных сил дворянства и бюрократии в проекты Редакционных комиссий были внесены изменения, особенно существенно уменьшение наделов (за счет отрезки и дарственного надела) и увеличение повинностей. Однако реакции не удалось добиться пересмотра проектов в целом. Общее для крестьян тревожное и нетерпеливое ожидание освобождения, опасность нараставших крестьянских волнений исключали для правительства оттяжку отмены крепостного права или кардинальный пересмотр подготовленных проектов. В основу «Положений 19 февраля» была положена программа Редакционных комиссий и созданные в соответствии с ней проекты.
Как показала история двух созывов членов Губернских комитетов, дворянство – реакционное, консервативное, либеральное – не приняло «систему» решения крестьянского вопроса, разработанную Редакционными комиссиями. И хотя борьба шла «из-за меры и формы уступок», вместе с тем очевидно, что программа Редакционных комиссий отражала на данном этапе известную самостоятельность государственной власти по отношению к господствующему сословию-классу. Рассчитанная на сохранение дворянства и удовлетворение по возможности его интересов, правительственная программа исходила в первую очередь яз государственных нужд в целом. Отмечая самостоятельную до определенной степени роль государства, В.И.Ленин подверг критике содержащееся в программе «Северного Союза РСДРП» утверждение, что «самодержавие представляет интересы исключительно господствующих классов». Он писал: «Это неточно или неверно. Самодержавие удовлетворяет известные интересы господствующих классов, держась отчасти и неподвижностью массы крестьянства и мелких производителей вообще, отчасти балансированием между противоположными интересами, представляя собой, до известной степени, и самостоятельную организованную политическую силу».
На первый план в Редакционных комиссиях выдвигалась задача обеспечить мирное общественное развитие России при сохранении монархии. Государственные деятели России, и самый крупный из них Милютин, пытались провести отмену крепостного права сверху так, чтобы избежать пути европейских стран, периодически переживавших революционные потрясения. Практическое осуществление этой общей задачи преломлялось в конкретное программное требование Комиссий – наряду с сохранением дворянского землевладения обеспечить прочную оседлость бывших помещичьих крестьян, закрепив за каждым надел за выкуп, создать тем самым наряду с классом помещиков-дворян класс мелких собственников-крестьян и предупредить его пролетаризацию. Государственная власть, ее политические институты ввиду непосредственной угрозы массового недовольства крестьян и революционного движения силою объективных обстоятельств поднималась над своекорыстными интересами отдельных группировок дворянства с тем, чтобы отстоять и защитить интересы класса помещиков в целом. В 1862 г. Н.А.Милютин заметил, что «лучше потерять несколько десятин земли, чем сложить голову на плахе, как французское дворянство, что русское правительство, имея пример французский перед собой, нашло разумным им воспользоваться, чтоб оградить для будущего то самое дворянство, которое ныне кричит и жалуется...».
Либеральная бюрократия сознавала общность своих классовых позиций с либеральным дворянством, несмотря на принципиальные расхождения и конфликты, особенно острые в период прибытия в Петербург дворянских депутатов первого созыва. Требования либерального дворянства отвергались не потому, что взгляды его были чужды либеральной бюрократии, а в значительной степени из-за тактических соображений. Н.Милютин писал Черкасскому 4 мая 1861 г. по поводу своей отставки: «Истинная борьба теперь не здесь, а на местах. От души желаю, чтобы либеральная часть дворянства и люди, преданные делу, не уклонялись от нее, и тогда все придворные и канцелярские ухищрения будут так же бессильны, как была бессильна до сих пор оппозиция чиновных помещиков».
Встреча депутатов дворянства с членами Редакционных комиссий показала, что за крестьянским вопросом встает другой вопрос – политический, вопрос о роли монархии и политическом значении дворянства, вернее, что это две части одного целого. Постепенность аграрной реформы, направленной в конечном итоге на создание буржуазной земельной собственности, сочеталась в программе либеральной бюрократии с расчетом на постепенную эволюцию самодержавия в буржуазную монархию при сохранении инициативной и регулирующей роли государства в подготовке и реализации преобразований. Это отмечалось в «Общей докладной записке к проектам Редакционных комиссий» от 10 октября 1860 г., об этом 23 апреля 1863 г. Н.Милютин писал своему брату Д.Милютину: «Нет большего несчастья для России, как выпустить инициативу из рук правительства». В оценке характера и значения государственной власти взгляды либеральной бюрократии не были свободны от просветительских иллюзий. В действительности, реализация реформ и дальнейшая политика монархии зависели от расстановки классовых сил и классовой борьбы в новых пореформенных условиях.
Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права
в России 1856 – 1861 гг. М., 1984. С. 229 – 231.
Б.Г.Литвак