Модернизация второй половины XIX в.
Реформы Александра II, предполагавшие углубленный, по сравнению с Петровской, вариант модернизации, преследовали цель обеспечить единство общества на европейской основе. Отмена крепостного права в 1861 г. оздоровила общественные отношения. Реформы способствовали введению элементов разделения властей. Судебная ветвь власти стала независимой, что означало некоторое ограничение самодержавия. Введение выборного местного самоуправления (земства, городские думы) не корпоративного, а гражданского типа, означало некоторую децентрализацию власти. Появились зачатки гражданского общества, началось формирование предпосылок для многопартийности.
Серьезные изменения произошли в духовно-идеологической сфере. В условиях модернизации значение идеологии как системы гражданских ценностей возрастало, но одновременно все больше выявлялось несоответствие православия как идеологии задачам более глубокой модернизации. Православное духовенство представляло собой многочисленную сословную корпорацию. Во второй половинеXIX в. насчитывалось 41 270 приходов православной церкви со 125 тыс. священников. С семьями это составляло более 0,5 млн чел. Число монахов было невелико – 92 123 чел. В высшую церковную иерархию входили около 150 чел.
Духовное сословие до второй половины XIX в. было закрытым. Дети священнослужителей не имели права поступать на гражданскую службу и автоматически зачислялись в духовное сословие, приход переходил от отца к сыну или дочери (точнее, к мужу дочери). Закон 1869 г. изменил это положение. Дети священнослужителей получили право выбирать профессию и сферу деятельности. С другой стороны, любой православный по убеждению и добровольному выбору при условии признания необходимых качеств со стороны церковной организации мог стать священнослужителем. Таким образом, духовенство поте- ряло многие сословные признаки, приблизившись по характеристикам к особой профессиональной группе. Дети духовных лиц пополнили отряд разночинной интеллигенции, работавшей в сфере образования, медицины, науки, в государственных и земских органах.
Сфера влияния православной церкви во второй половине XIX в. сужается, размывается протестантскими, сектантскими и атеистическими идеями. В пореформенной России получает распространение баптизм – одно из направлений западного протестантизма. Первоначально он появился в Причерноморье и правобережной Украине, на Кавказе. К 1891 г. учение баптистов было распространено уже более чем в 30 губерниях. В основном баптистами становились зажиточные слои деревни, мелкие и средние собственники. «Религия должна быть в сердце, до внешних видов религии нам дела нет, – так проповедовали баптисты, призывая к духовной свободе, – благодать дарована всякому верующему». В соответствии с российскими законами баптисты пользовались правом иметь своих наставников и исповедовать свое вероучение. Они обладали значительными средствами, посылали своих представителей учиться на Запад, в частности в Гамбургскую баптистскую семинарию. Был создан Всероссийский баптистский союз, который вошел во Всемирный союз баптистов. У руководства баптистскими организациями стояли в основном предприниматели – Мазаевы, Балихины, Смирновы и др. В политическом плане российские баптисты симпатизировали либералам. Однако распространение баптизма не было широким, поскольку для этого не было условий: собственников было мало. По неполным данным, в 1910 г. в России было 37 тыс. баптистов, в 1917 г. – свыше 100.
Об ослаблении влияния православия свидетельствовал и «ренессанс» старообрядчества в пореформенной России. Старообрядцы, находясь за пределами официальной, огосударствленной православной церкви, существовали полулегально и вынуждены были приспосабливаться к меняющимся условиям. С одной стороны, они выступали хранителями древних традиций православного благочестия, а с другой – активно вписывались в рыночную экономику. Старообрядчество (поповское и беспоповское направления) превратилось в своеобразную форму православного протестантизма. По источникам, крестьяне Тверской губернии целыми тысячами переходили в раскол (1865 г.). В 1879 г. пожелали перейти в раскол 8 тыс. чел. из Пермской и Оренбургской губерний. Наиболее активно расширялось беспоповское направление в старообрядчестве, которое имело яркие черты православного протестантизма. В 1912 г. в России было 1,2 млн беспоповцев. Старообрядческие общины в крупных городах линяли немалые капиталы. Из них вышли такие известные предприниматели, как Гучковы, Рябушинские, Прохоровы, Морозовы и «Старая вера» с ее аскетизмом, взаимовыручкой, доверием оказал мощной поддержкой в становлении русского предпринимательства. В 1883 г. было дозволено свободное отправление старообрядческого культа. Русский протестантизм обрел почти полные права (некоторые ограничения сохранялись: запрет на крестные ходы, колокольный звон и др.), но имел существенные отличия от западного. Если западный протестантизм ориентировал на индивидуализм и активную индивидуальную деятельность, то русский исповедовал коллективизм, общинные нормы и правила жизни. Для старообрядческих общин была также характерна замкнутость, закрытость, следование древним религиозным обычаям в повседневной жизни. Все живущие за пределами общины считались принадлежащими к миру Антихриста. Войти в число раскольников можно было только приняв новое крещение.
Поскольку православие играло идеологическую роль, государство заботилось об утверждении и сохранении православных идеалов. В светской школе (училища, гимназии, лицеи) изучение Закона Божия (Библии) было обязательным. В высших учебных заведениях обязательным для студентов православного вероисповедания был курс основного богословия. К тому же власти, обеспокоенные распространением западных протестантских учений, приняли ограничительные меры. В 1894 г, Министерство внутренних дел признало баптизм «сектой, особенно вредной в церковном и общественно-государственной отношениях». Правительство и православное духовенство вело борьбу с протестантизмом, баптисты преследовались. В 1900 г лицам русского происхождения было запрещено именоваться баптистами. Только в 1904 г. с раскольников были сняты всеограничения, они были уравнены в правах с католиками и лютеранами. Между тем русский протестантизм не противоречил тезису «Православие, самодержавие, народность». Однако, несмотря на принимаемые меры, духовная жизнь в православной церкви слабела. Промышленный переворот и начавшаяся затем индустриализация утверждали среди населения в городах атеизм (безбожие).
Гражданское самосознание в русском обществе формировалось в условиях реального идеологического плюрализма. Государственная православная идеология сохраняла господствующие позиции, но сфера ее сужалась, она стала основой консерватизма, охранительства. Консерваторы отстаивали ценности почвенной культуры, выступали против европеизации России, за сохранение самодержавия и корпоративной структуры общества. Они были привержены принципам великорусского национализма и отстаивали государственное устройство, основанное на доминировании русских. Дальнейшее движение вперед на основе православной идеологии было невозможно, она стала символом консерватизма, а не модернизации. Ортодоксально христианская окраска государственной идеологии отталкивала нехристианские народы, численность которых возросла, и они все ощутимее втягивались в процесс модернизации.
Какие другие идеологии в зародыше зрели в русском обществе и что они предлагали с точки зрения модернизации? Народничество выступало за особый, отличный от Запада путь прогрессивного развития России. Народники считали, что русская община является ячейкой «аграрного и естественного коммунизма». Ликвидация самодержавия путем революции, установление социального и экономического равенства, общинное землевладение в сочетании со свободным трудом крестьян, по их мнению, Должны были обеспечить быстрый общественный прогресс. Теоретики народничества разрабатывали пути перехода к общинному социализму, считали оправданным применение для этой цели разрушительных, насильственных методов — революции, террора. Мо-дернизаторская идеология народников носила светский характер, но опиралась на традиции почвы, коллективизма и общинности и в силу этого, потенциально, могла иметь широкую социальную базу в русском обществе. Однако она не могла обеспечить движение России по пути модернизации, корпоративность замедляет развитие. Как уже отмечалось, при корпоративной (общинной) структуре демократия может существовать только на уровне низовых ячеек, а в целом для обеспечения единства общества требуется мощная централизованная система власти.
С ростом западного уклада уже в первой половине XIX to получили развитие либеральные идеи.Либерализм укрепился в процессе реформ и воспринимался в обществе как западническая идеология. Либералы ставили своей целью мирное, путем реформ преобразование России в соответствии с европейским» образцами. Основные положения либеральных доктрин сводились к следующему: рыночная экономика со свободой предпринимательства и частной инициативы (капитализм), права и свободы индивидуальной личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, конституционная монархия с парламентом (некоторыми допускалась республика) и предельно ограниченной властью монарха, правовое государство и режим законности. Подобные идеи могли иметь ценность для части интеллигенции, а также частных собственников, связанных с рынком. Однако таковых в России было очень мало. Большинство населения было связано с корпоративными структурами, коллективизмом и имела скудный средства к существованию. Либеральная идеология не могла быть привлекательной для всех, и ее перспективы обретали реальные очертания только при значительном расширении числа собственников.
Западный уклад в 80-е гг. XIX в. породил еще одну идеологию, которая отражала присущие ему противоречия, —рабочий, марксистский социализм. Русские марксисты отвергали как почвенные, так и либеральные ценности, предлагали осуществить модернизацию России, уничтожив самодержавие и западный уклад путем социалистической революции, предполагали развитие на принципах индустриального коллективизма без рынка, частной собственности и связанного с ними деления общества на классы. Обратите внимание, марксистская доктрина позволяла соединить традиционный для России коллективизм с идеями индустриального прогресса, так необходимого для движения вперед. В силу этого марксизм оказал сильное влияние на русскую общественно-политическую мысль, включая либералов и народников. Однако, несмотря на ярко выраженный модернизаторский характер этой идеологии, в реальности она не могла обеспечить движение к свободе, демократии, равенству. Марксисты предлагали заменить общинную структуру производственными корпорациями (технократический вариант корпоративности), что неизбежно вело к возникновению жесткой системы власти и замедленному развитию. Поскольку фабрично-заводской пролетариат был малочисленным в масштабах страны, марксистская доктрина в чистом виде не могла найти широкую поддержку в обществе.
Социальное устройство. Корпоративная структура общества сохранялась в период модернизации во второй половине XIX в., но в ней происходили существенные изменения. Высшим слоем в социальной иерархии государства продолжало оставаться дворянство. Однако позиции его слабели и в госаппарате, и в слое собственников. В результате крестьянской реформы земельная собственность дворян во второй половине XIX в. сократилась приблизительно на 30%30. Не имевшее ни свободных средств, ни навыков для ведения рыночного хозяйства, дворянство беднело, разорялось. На госслужбе дворянство сохраняло ведущие позиции лишь в армии и флоте. К концу XIX в. родовое дворянство составляло 51,2% офицерского корпуса и 30,7% общей численности классных чиновников. Всего на государственной службе было занято около ¼ численности дворянства.
Часть дворянства сумела вписаться в новые условия радикальной модернизации и занималась предпринимательской деятельностью, овладевала профессиями интеллектуального труда (писатели, художники, адвокаты, врачи и т.д.). В начале XX в. дворянам принадлежало свыше 2 тыс. крупных промышленных предприятий, они занимали около 1200 должностей в правлениях и советах акционерных компаний, многие стали владельцами ценных бумаг, недвижимости. Значительная часть пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заведений. Таким образом, под влиянием модернизации Александра II дворянство расслаивалось, в его среде появились предпринимательские группы, группы рантье, группы интеллектуальных профессий и т.д. Их социальное положение определялось уже не только и не столько принадлежностью к дворянству, сколько местом в деловой, интеллектуальной или политической сфере.
Казачество как корпоративный слой сохранялось как бы в законсервированном виде. Однако внутри этого слоя также происходили изменения. К 1917 г. в России насчитывалось 4,5 млн казаков. Казачеству принадлежало 65 млн. десятин земли. Причем только 5,2% этой земли находилось в частном владении, а подавляющая ее часть принадлежала общинам, являлась коллективной собственностью. Казачья община была крепкой, зажиточной, что особенно выделялось на фоне нищающей крестьянской общины. Казаки вели рыночное хозяйство, использовали наемный труд (неказаков), демонстрируя российский вариант коллективного капитализма.
Модернизация Александра II не затронула главной корпоративной структуры русского общества – крестьянской общины, но существенно изменила положение крестьянства. Удельные, государственные и бывшие помещичьи крестьяне получили землю в общинную собственность. Тем самым был существенно расширен сектор корпоративных собственников. Это означало некоторое временное ослабление госсектора. Уже при Александре III госсектор вновь значительно был расширен. Произошло огосударствление железных дорог, в 1886 г. земли кочевников были объявлены государственной собственностью (они предоставлялись им в бессрочное пользование). Таким образом, и в конце XIX в. в стране по-прежнему господствовала корпоративная (общинная) и государственная собственность, доля частной собственности была невелика.
На рубеже XIX – XX вв. наиболее многочисленным, составляющим большую часть населения было общинное русское крестьянство. Община оказалась в трудном положении, она нищала. Земельный фонд, полученный общинами в соответствии с реформой, оставался неизменным, а число общинников росло (семьи крестьян были большими). Земля не могла прокормить общинников, земельные наделы становились все меньше, появились безземельные (крестьяне были вынуждены отделять взрослых сыновей, не выделяя им земельного надела). Села вокруг промышленных городов называли «бабьим царством». Молодые мужчины уходили в город, оставаясь членами общины лишь формально (отходничество). Часто такие мужчины не появлялись в своей семье по несколько лет, имели гражданские семьи в городе. В этих условиях в общине и в семье возросла роль женщины, она стала более независимой и уверенной в себе. Одновременно на ее долю приходилась самая тяжелая работа (мужчины на селе – стар и мал). Деревни центральной России обезлюдели. Однако уровень жизни в семьях, где были отходники, был выше, чем в тех семьях, которые жили общинной жизнью.
Александровская модернизация более масштабно коснулась анклавов мусульманской цивилизации. В Средней Азии у сартов и кочевников были введены выборные судьи. Суд шариата сохранился, но из его ведения были изъяты некоторые гражданские и уголовные дела. Утверждалось светское правовое регулирование жизни, более гуманное по сравнению с шариатом. Появились выборные волостные и аульные старшины (русская администрация их только утверждала). Это подрывало традиционную для мусульманских районов корпоративность на основе родовой или клановой общины. Хотя не надо переоценивать эти явления. Фактически волостными старшинами становились те же вожди родов (в отличие от территориальной русской общины, которая строилась на принципах прямой демократии, родовая община имеет иную основу – власть старшего в роде). Началось утверждение демократических традиций гражданского типа. В городах Туркестана появились выборные Думы как органы самоуправления граждан. В Ташкенте (административном центре Туркестана) в состав городской Думы в конце XIX в. входило 48 русских гласных и 24 из числа сартов. Русский анклав в Ташкенте был многочисленным (воинские части, работники административных учреждений, предприниматели и т.д.), но все же русские не составляли большинства. Преобладание русских среди гласных Думы отражало их доминирующее положение в обществе, а также неразвитость традиций гражданского общества у сартов.
Русская светская культура, появившаяся в XVTII в., постепенно превращалась в мощный межнациональный транслятор. Произведения культуры, достижения, самобытные идеи разных народов через русскую культуру, с помощью русского языка становились достоянием миллионов, а затем транслировались и на мировой уровень. Обогащалась русская культура, и через нее к разным народам страны приходило многое из мирового и русского опыта. Каналов межцивилизационного обмена было немало. Общая экономика, общие территория и правовое пространство в рамках Российского государства создавали естественные стимулы для межнациональных контактов. Центрами межнационального общения стали города, число которых постоянно росло. Таким образом, в рамках государства шел межцивилизационный диалог, взаимообмен. И роль русской культуры как транслятора в межцивилизационном обмене в полной мере еще предстоит оценить.
В мусульманские районы пришло светское образование в виде русской школы. Началось формирование светской культуры в этом анклаве, что представляло собой колоссальный исторический перелом, который начался раньше, чем в большинстве стран мусульманской цивилизации. Началось формирование национальной интеллигенции. Абай Кунанбаев (1845 – 1904) стал одним из первых представителей светской культуры у казахов, основоположником светской письменной казахской литературы. Можно упомянуть и другого казахского просветителя Алтынсарина Ибрая (1842 – 1889). Окончив русскую школу в Оренбурге, он стал страстным поборником светского образования для казахов и много сделал для реализации этой идеи. Этот список деятелей светской культуры в мусульманских районах, которые сформировались под влиянием русской светской культуры, можно продолжать и продолжать (М.Ф.Ахундов в Азербайджане, Ч.Ч.Валиханов в Казахстане и др.). Светская русская школа открывала дорогу в университеты и другие высшие учебные заведения в России и за рубежом.
Светская культура создавала условия для формирования гражданского самосознания и гражданского общества, включала в общероссийскую общественно-политическую жизнь, разрушая замкнутость мусульманского анклава. Характерно, что получение светского образования, знакомство с русскими и европейскими стандартами порождало в местной интеллигенции стремление развивать собственную национальную традицию, обеспечить больше прав своим народам. В.П.Наливкин писал: «...Туземные юноши, которым удается получить сколько-нибудь солидное развитие и образование в наших учебных заведениях, почти поголовно становятся или панисламистами, или деятельными сторонниками пробуждения и автономии неавтономных ныне мусульманских обществ». Яркий пример — М.Азизбеков, который вошел в историю как один из расстрелянных 26 бакинских комиссаров. Из семьи рабочего-каменщика, М.Азизбеков окончил реальное училище (русская школа) и поступил в Петербургский технический институт, где и приобщился к революционной деятельности. В Баку он вернулся электротехником и революционером. К началу XX в. свыше 200 татар училось в университетах России, а десятки татарских молодых людей получали Образование в Париже, Женеве, Фрайбурге, Нью-Йорке, Токио и т.д. Эта внушительная культурная сила заставляла переосмысливать основополагающие принципы жизни российских мусульман.
В больших городах, где были значительные русскоязычные общины, светская культурная жизнь была насыщенной. В Ташкенте на рубеже XIX – XX вв. были публичная библиотека, музей местных достопримечательностей, две гимназии (на русском языке), учительская семинария, где изучались тюркский и персидский языки, городское училище, одна русско-мусульманская школа. Газета издавалась на русском и сартском языках. В уездных городах Туркестана были городские трехклассные школы (с пансионом, что очень важно для кочевников). До прихода же русских светской культурной жизни здесь не существовало.
В конце XIX в. усилился приток оседлого, в основном русского населения в места жизнедеятельности природных сообществ. Глубокие противоречия, порождаемые модернизациями при сохранении корпоративности, гнали людей в дальние края в поисках счастья. В Амурской области со строительством железной дороги, дальневосточных портов и освоением Амура и его притоков усилился наплыв населения из европейской части. В 1911 г. население области составляло 286,2 тыс. чел. Из них русских – 83,6%, остальные – китайцы, корейцы, маньчжуры, эвенки (тунгусы) и др. Однако такое соотношение в составе населения было только в точках модернизации, которые в ареале расселения природных сообществ, как видно, носили русифицированный характер.
Усилился приток населения и в степи, которые являлись территорией жизнедеятельности кочевников-скотоводов, относящихся к мусульманской цивилизации. Увеличилась доля оседлого населения, прежде всего за счет приезжих. В Акмолинской области численность населения в 1897 г. составляла 678,9тыс.чел., а в 1908 – уже 1,1 млн, причем численность оседлого населения значительно возросла и составляла уже607 тыс., кочевого – 513,5 тыс. Естественно, приток оседлого населения вызвал сокращение площади земель, которые находились во владении казахов-кочевников. Однако это сокращение не было таким значительным, как можно предположить по степени увеличения оседлого населения. Основная масса переселенцев оседала в городах. Из 51,5 млн десятин земли в пользовании казахов находилось 44 млн. десятин, русских крестьян – 5 млн десятин, Сибирского казачьего войска – 2,5 млн десятин.
…Становление светской культуры в мусульманских регионах способствовало развитию и традиционной культуры. К примеру, Средняя Азия в середине XIX в. представляла собой периферию мусульманской цивилизации, которая была слабо связана и с ее ядром, и с остальным миром. После крушения Арабского халифата, который обеспечивал единство мусульманского мира, высокий уровень духовной, научной мысли, этот край оказался под властью кочевников. Мусульманская культура расширила свой ареал за счет кочевого населения, но одновременно уровень ее упал. В.П.Наливкин, знаток Средней Азии, писал о ситуации во второй половине XIX в.: «...В Средней Азии совершенно замерли прежние знания астрономии и даже математики. Ко временя нашего прихода сюда ученейшие из местных ученых уже не знали не только алгебры и геометрии, но даже и теории дробей; они знали только четыре действия с простейшими числами». Становление светской культуры под влиянием русской остро ставило вопрос о поднятии уровня традиционной исламской культуры, так как она проигрывала по сравнению со светской. Показательна в этом плане деятельность Г.М.Баруди, одного из авторитетнейших имамов в российском мусульманском анклаве в конце XIX – начале XX вв. Он много сил потратил на то, чтобы поднять уровень обучения в мусульманской системе образования, добивался включения в программы обучения светских предметов (история, алгебра, геометрия, география, физика, русский и европейский языки). Он был автором многих учебников по светским предметам для мусульманской школы. Таким образом, под влиянием светской культуры обогащалась, более активно развивалась мусульманская культура. К слову, за свою активную деятельность по укреплению мусульманской традиции Г.М.Баруди в 1917 г. был избран муфтием всех мусульман России.
Даже из тех немногих хрестоматийных фактов, которые приведены, очевидно, мусульманский анклав в составе империи при всех негативных сторонах российской общественной системы получил много позитивного с точки зрения модернизации и формирования собственных предпосылок для нее. Но еще раз повторим: в целом утверждение частной собственности, социально-классовой структуры, индивидуализма шло очень медленно. К примеру, в Дагестане к 1905 г. земля принадлежала: 19,6% – частным владельцам, 10,9% – казне, 67,5% –сельским обществам. В Чувашском крае в это же время 58,9% земель принадлежало крестьянским общинам, 33,9% – казне, остальное – частным владельцам. На этих примерах видно, что частная собственность на землю даже в начале XX в. не только не занимала господствующего положения, но, наоборот, по объему была в четыре и более раз меньше, чем корпоративная собственность государства и сельских обществ. За пределами промышленных центров господствовал коллективизм, уровень жизни был низкий, так как развитие шло медленно.
Интересные для исследователей процессы наблюдались в буддийском (ламаистском) анклаве в Восточной Сибири. Если в XVIII — первой половине XIX вв. утверждение ламаизма в Забайкалье и Прибайкалье поощрялось, строились духовные центры, открывались духовные школы, то с середины XIX в. проявилось стремление государства поставить под контроль влияние лам. В 1853 г. было принято «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири», которое ограничивало число духовных центров (дацанов) и количество лам. Для Бурятии было разрешено иметь 34 дацана и 285 лам. В реальности это ограничение в полной мере не действовало. К началу XX в. в той же Бурятии действовало 44 дацана, работали духовные школы и школы тибетской медицины, типографии, которые печатал» религиозную литературу на тибетском и монгольском языках» Характерно, что среди бурятских лам были монахи, которые достигли наивысшей степени духовного совершенства (их называли хубилганы). Они жили в Агинском и Цугольском дацанах.
А что же анклав европейской цивилизации в составе России? Были ли позитивные черты в развитии этих регионов? При нынешней, преимущественно эмоциональной оценке прошлого, все выглядит достаточно мрачно. На самом деле в ходе модернизаций в анклаве европейской цивилизации (Польша, Финляндия, Прибалтика и некоторые другие) преобразования также осуществлялись и они по степени радикальности опережали Beликороссию, не говоря уже о мусульмано-буддийских регионах. В Прибалтике более чем на четыре десятилетия раньше, чем и стране в целом, было отменено крепостное право. Особенно показательна в этом плане Финляндия, которая до включения в территорию России почти 5 столетий входила в состав Швеции. Получив в рамках империи автономию и конституцию, Финляндия за столетие сформировала предпосылки для самостоятельного независимого, демократического развития. Именно в составе России в Финляндии сформировалось гражданское общество, культура парламентаризма. Финский язык наравне со шведским стал государственным, развивалась национальная финская культура (с 1866 г. обучение в средней и высшей школе велось на финском языке). Именно в Финляндии появилась первая в России политическая партия (1879 г.). В 1906 г., в условиях революции, здесь была провозглашена новая конституция, введено всеобщее избирательное право, которого не было не только в России, но и в Швеции (просуществовала конституция недолго — царская администрация после революции ограничила свободы и в стране, и в Финляндии).
Сложнее дело обстояло с Польшей. Принимая корону царя Польши, Александр I даровал ей конституцию, предполагавшую разделение властей и значительную автономию. Однако просуществовала она недолго. Когда-то Речь Посполитая выступала лидером в восточно-европейском регионе, теперь она оказалась разорванной на куски соседними державами. Причем большая часть территорий находилась в составе России. Пережить это было трудно, восстания в польских землях следовали одно за другим, вследствие чего территории эти находились на положении чрезвычайной охраны. Россия держала польские земли железной рукой. Красноречивым подтверждением этому может служить отрывок из выступления Николая I перед депутацией городского управления Варшавы (1835): «Вам предстоит выбор... между двумя путями: или упорствовать в мечтах о независимой Польше, или жить спокойно и верноподданно под моим правлением... Я вам объявляю, что при малейшем возмущении я прикажу разгромить ваш город, я разрушу Варшаву и уж, конечно, не я отстрою ее снова...» Конституция была отменена уже в 1832 г.
Тем не менее и в этих землях модернизаторские преобразования (за исключением политической сферы) осуществлялись, и более радикально, чем в Великороссии. Крестьянская реформа в Польше, осуществленная в 1864 г., существенно отличалась от подобной реформы в России. Польские крестьяне получили землю на правах полной личной собственности. В их собственность перешли также постройки и инвентарь, находившиеся на этой земле. Помещичье землевладение реформы не затрагивали, но все повинности крестьян в пользу помещиков отменялись. Выкуп, в отличие от остальной России, не вводился, но крестьяне платили поземельный налог. Как видно, в отличие от русского общества, мусульмано-буддийских анклавов, аграрная реформа в Польше существенно расширила слой собственников, создав базу для движения по пути индивидуализмa, рынка и демократии. Активно утверждались рыночные отношения, росла промышленность. Несмотря на жесткий режим, в Польше формировалось гражданское общество, в 80-е – 90-е гг. XIX в. появились национальные политические партии (раньше чем в Великороссии).
Итоги модернизации в результате модернизации второй половиныXIX в. Александра II страна в целом значительно изменилась. Ускорилось развитие, что способствовало завершению промышленного переворота и переходу к индустриализации.
Индустриализация — это процесс создания в стране машинного, прежде всего крупного производства, превращение его в ведущий и определяющий сектор экономики. Она оказывает влияние на все стороны жизни общества: политику, социальные отношения, культуру, образ жизни и нравственные нормы, ведет к утверждению производственного корпоративизма (завод, фабрика, монополия).
Формировалось гражданское общество, сложился политический спектр России, возникли предпосылки для многопартийности (более явно в анклаве европейской цивилизации). Были сняты корпоративные рамки для формирования класса собственников: закон о промысловом налоге 1898 г. уничтожил связь между предпринимательской деятельностью и обязательной записью в купеческую гильдию. Но обрести единство обществу не удалось. Модернизация проводилась при сохранении, консервации главной корпоративной ячейки — русской крестьянской общины и корпоративности в мусульмано-буддийском анклаве.
Классовые структуры, формировавшиеся в России в период модернизации, охватывали небольшую часть населения и не сложились в полной мере ко времени революции 1917г. Госсектор оставался огромным. Помимо земельной собственности, к 1900 г. государство контролировало непосредственно или путем лицензий около 45% крупных, современных предприятий. Круг частных собственников был очень узок для огромной, мозаичной страны. В начале XX в. из 150 млн. населения имели годовой доход свыше 1 тыс. руб. немногим более 550 тыс. физических и юридических лиц (средние собственники). Доход свыше 10 тыс. руб. (крупные, по условиям России, собственники) в год получали около 30 тыс. физических и юридических лиц.
Узость слоя частных собственников делала движение к демократии и утверждению рынка очень неустойчивым и противоречивым.
Наемные рабочие подвергались жестокой эксплуатации. Дифференциация в доходах была астрономической. Приведем такой пример. Один из хозяев Ярославской мануфактуры тратил на семью 200 тыс. р. в год. Зарплата рабочего на этом предприятии в среднем составляла 140 р. в год, т.е. в день предприниматель в среднем мог тратить в четыре раза больше, чем рабочий получал за год. Наличие такого разрыва – предвестник революции. Тем не менее большим достижением было появление во второй половине XIX в. фабричного законодательства, которое ставило взаимоотношения рабочего и предпринимателя на правовую основу, ограничивало произвол. В результате положение рабочих было лучше, чем большей части общинного крестьянства, которых надел едва мог прокормить.
Подавляющая часть населения была связана с корпоративным сектором, где развитие шло медленно, положение людей – тяжелое. Свидетельством этого было участившееся явление такого бедствия, как голод. Голодными были 1891, 1898, 1901, 1902, 1906 гг.; особенно тяжелым был голод 1891 – 1892 гг., который унес 400 тыс. жизней. Цивилизационный дуализм (раскол общества по цивилизационным предпочтениям), дифференциация в рамках западного уклада, порождали глубокие противоречия, которые грозили социальным взрывом, гражданской войной. Отсутствие легальных, законных возможностей влиять на власть способствовало утверждению приоритета насильственных методов разрешения общественных противоречий (индивидуальный и массовый террор, революция).
// История России в вопросах и ответах: Учеб. пос. / Сост. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1999. С.234 – 249.
Падение крепостного права
…Традиционная точка зрения на мотивы отмены крепостного права в России основывается на признании преобладания экономических причин: крепостное право было отменено в силу глубокого кризиса крепостного хозяйства, который проявился в неуклонном снижении производительности труда крепостных крестьян; попытки рационализировать помещичье хозяйство, повысить доходность имений в условиях сохранения крепостничества не могли увенчаться успехом.
Ряд историков (Н.Л.Рубинштейн, западные исследователи М.Конфино и Р.Пайпс) считают, что царское правительство, решив отменить крепостное право, исходило из политических, а не из экономических соображений: накануне отмены крепостного права подневольный труд использовался наиболее эффективно, чему способствовала свобода помещиков от обязательной государственной службы, предоставлявшая им возможность больше внимания уделять улучшению дел в своих хозяйствах для обеспечения внешнего и внутреннего рынка, то есть крепостничество к середине XIX в. достигло высшей точки экономической эффективности.
Таким образом, главные причины отмены крепостного права политические: унизительное поражение России в Крымской войне разрушило иллюзии о несокрушимом военном могуществе империи, вызвало недовольство в обществе и создало угрозу стабильности в стране.
Основной, глубинной причиной, заставившей самодержавие приступить к реформе, на наш взгляд, явилась назревшая необходимость перехода России от традиционного, аграрного типа общества к индустриальному, ликвидация наметившегося отставания от передовых стран Западной Европы. Как отмечал Н.Я.Эйдельман, «Россия и при Николае I не стояла на месте: производство примерно удвоилось. Однако во Франции за то же время число паровых двигателей возросло в 5 раз, обороты банка «увосьмерились», объем же английской промышленности вырос за первую половину XIX в. более чем в 30 раз. А подхлестываемая государством «телега» российской экономики стала безнадежно отставать от набирающего скорость европейского «паровоза». К середине XIX в. Россия по своей доле в мировом промышленном производстве уступала Англии в 18 раз, Германии в 9 раз.
Развивавшейся российской промышленности в ходе происходившего в стране с 30 – 40-х годов XIX в. промышленного п