Тема 2. XVIII век – век модернизации и просвещения
В Европе и России
1. Внутренняя политика Петра I. Особенности модернизации России.
2. Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма».
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации
Прежде чем раскрывать внутреннюю политику Петра I, следует кратко остановиться на характеристике исторической обстановки и отметить, что во многом преобразования Петра были вызваны Северной войной.
Затем необходимо проанализировать экономическую и социальную политику Петра I и ответить на ряд вопросов: 1) Как сказывалось вмешательство государства в экономику на развитии российского предпринимательства? 2) В чем сущность меркантилизма и протекционизма? 3) Как можно расценить предоставление в 1721 г. владельцам мануфактур права покупать к предприятиям крепостных, а также права не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством (1722)? 4) В чем состояла сущность таможенного тарифа 1724 г.? Подводя итоги развития экономической политики, следует остановиться на соотношении экономического роста Западной Европы и России. Удалось ли Петру преодолеть отставание России? Если нет, то почему?
Для изучения социальной политики Петра I важно обратить внимание на указы о престолонаследии (1714), табель о рангах (1722), перепись 1718 – 1724 гг., в результате которой подворное обложение было заменено подушным, а также на важнейшие последствия переписи: она распространила крепостную зависимость и на те слои населения, которые либо были свободными («гулящие люди»), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). Кроме того, в стране была введена паспортная система. Как она повлияла на формирование рынка рабочей силы? В заключение следует ответить на вопрос: Какой характер носила социальная политика Петра?
Затем следует перейти к реформам и объяснить их содержание. Начать следует с реформы центрального и местного управления. Необходимо ответить на следующие вопросы: 1) С какой целью Петр перестраивал государственный аппарат? 2) Почему Петр заменил Боярскую думу Сенатом? 3) Как изменилась роль церкви в государстве? 4) В чем выразилась перестройка местных органов управления? 5) В чем состояла военная реформа Петра? 6) Раскройте основные преобразования в области культуры. 7) В чем проявилось окончательное оформление абсолютизма и каковы его особенности?
В заключение следует сделать вывод о том, что реформы Петра охватили все стороны жизни Российского государства – от управления до быта – и подвести итоги петровской модернизации в целом. Дайте оценку деятельности Петра с точки зрения различных теорий исторического процесса. Покажите особенности российской модернизации. Прежде всего обратите внимание на следующее: заимствование европейских технико-организационных и культурных форм, что способствовало превращению России в мощную военную державу; сохранение и усиление основы доиндустриального общества (традиционной крестьянской культуры, крепостничества, деспотической власти /абсолютизма/).
Прежде чем раскрывать содержание внутренней политики Екатерины II, следует кратко остановиться на характеристике исторической обстановки и отметить, что она значительно отличалась от рубежа XVII – XVIII вв. Конкретная историческая ситуация оказала непосредственное влияние на внутреннюю политику Екатерины II. Начать следует с анализа экономической политики. При этом особое внимание надо обратить на новые черты в экономике России, прежде всего в промышленности. Ответьте на следующие вопросы. 1) Какие мероприятия и почему способствовали развитию предпринимательства в России? 2) Почему падал удельный вес казенных мануфактур и росло число частных предприятий? 3) Как развивалась внутренняя и внешняя торговля?
Затем следует перейти к социальной политике Екатерины II. Обратите внимание на Манифест о даровании вольности российскому дворянству 1762 г. Как изменилось положение дворян при Екатерине II? В чем проявилась продворянская направленность социальной политики? Как изменилось положение крестьян? Приведите конкретные примеры дальнейшего закрепощения российского крестьянства. После этого Вам необходимо остановиться на содержании реформ Екатерины II и ответить на следующие вопросы: 1) В чем состояли преобразования Сената? 2) Почему Екатерина лишила Сенат законодательной функции? 3) В чем сущность секуляризации церковных земель, с какой целью была создана Коллегия экономики? 4) Как изменилось положение церкви в государстве? 5) В чем состояла губернская реформа 1775 г.?
Затем следует перейти к политике «просвещенного абсолютизма». При изучении данной проблемы надо обратить внимание на причины появления этой политики, ее содержание (см. варианты «Наказа» Уложенной комиссии); причины созыва и роспуска Уложенной комиссии, результаты ее деятельности и далее дать оценку внутренней политики и личности Екатерины с точки зрения различных теорий исторического процесса. Для полного понимания проблемы необходимо сравнить основные положения внутренней политики Петра I и Екатерины II и ответить на вопрос о преемственности в деятельности Екатерины II.
Литература
Буганов В.И.. Петр Великий и его время. М., 1989.
Водарский Я.И. Петр I // Вопросы истории. 1996. № 6.
Выбор пути. История России 1861 – 1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
История России. Теории изучения / Под ред.Б.В.Личмана. Екатеринбург, 2001.
Каменский А.А. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999.
Ключевский В.О. Петр Великий среди своих сотрудников // Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. VIII. М., 1990.
Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурыне преобразования // История России: Россия в мировой цивилизации: Курс лекций / Под ред А.А.Радугина. М., 1997.
Хрестоматия
УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНИЙ, 1709 г.
Великий государь указал... в своем Великороссийском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:
1. Московская. Москва, а к ней города. <...> Итого (с Москвой) 39 городов.
1. Ингерманландская (Ингерманландия – шведское название старинной Ижорской земли вдоль реки Невы – сост.), Санкт-Петербург, а к нему города <…> всего 29 городов. В той же губернии, кроме вышеописанных городов, города: Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
2. Киевская. Киев, а к нему города. <...> Всего в Киевской губернии 56 городов.
3. Смоленская. Смоленск, а к нему города. <...> Всего в Смоленской губернии 17 городов.
4. Архангелогородская. Город Архангельской, а к нему города. <...> 20 городов.
5. Казанская. Казань, а к ней города. <...> Да <.„> приписано в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город.
6. Азовская. Азов, а к нему города. <..> Итого 25 городов.
7. Сибирская. А в ней города <…> да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке 4 пригородка, всего 30 городов.
8. Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным Воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, которые отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С. 168.
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ. 1722 г.
В ходе преобразований первой четверти XVIII в. постепенно исчезали наименования старых чинов (боярин, окольничий, воевода и т.д.) и появлялись новые (генералы, адмиралы и т.п.). Табель о рангах, принятая в 1722 г., установила субординацию чиновников. Согласно ей военные, гражданские и придворные звания делились на 14 рангов. Для получения следующего надо было пройти предыдущий этап чиновничьей службы, причем в заслугу ставились не родовитость и богатство, а служение долгу и Отечеству. Благодаря проведенным преобразованиям, в России появилась мощная, находящаяся под властью императора бюрократическая машина.
Воинские (1) | Статские (1) | ||||
Сухопутные | Гвардия | Артилле-рия (2) | морские | ||
1. Генерал-фельдмаршал | - | - | Генерал-адмирал | Канцлер | |
2. Генералы от инфантерии (пехоты) и кавалерии | - | - | Адмиралы прочих флагов | Действительные тайные советники | |
3. Генерал-лейтенанты | - | Генерал-лейтенант | Вице-адмиралы | Генерал-прокурор | |
5. Бригадиры, генерал-полицмейстер | Подпол-ковники | Полковник от артилле-рии | Капитаны-командоры | Вице-президенты коллегий | |
6. Полковники, генерал-адъютанты, квартирмейстер | Майоры | Подпол-ковники от артиллерии, полковники-инженеры | Капитаны первого ранга | Прокурор, советники коллегий | |
7.Подполковники, провиантмейстеры, вагенмейстеры, генерал-аудиторы | Капита-ны | Майоры, подпол-ковники-инженеры | Капитаны второго ранга | Обер-секретари Воинской, Иностранной коллегии, Адмиралтейства | |
8. Майоры | Капитан-лейте-нанты | Майор-инженер | Капитаны третьего ранга, корабельные мастера | Обер-секретари прочих коллегий, асессоры, надворный советник | |
9. Капитаны, полевые почтмейстеры | Лейте-нанты | Капитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры | Капитаны-лейтенанты, галерные мастера | Титулярный советник, профессора и доктора всяких факультетов, переводчики | |
10. Капитан-лейтенанты | Унтер-лейте-нанты | Лейтенан-ты, лейте-нанты-инженеры | Лейтенанты | Секретари коллегий | |
11. - | - | - | Секретари корабельные | - | |
12. Лейтенанты | Фендри-ки | Унтер-лейтенанты | Унтер-лейте-нанты, шхиперы первого ранга | Секретари канцелярий в губерниях | |
13. Унтер-лейтенанты | - | Штык-юнкеры, лейтенанты инженерные | - | Протоколисты, переводчики коллегии, регистратор в Сенате | |
14. Фендрики (прапорщики) | - | Инженер-ные фендрики | Шхиперы второго ранга, констапели (командиры орудий) | Регистратор и бухгалтеры в коллегиях |
Ко учрежденной вышеобъявленной Табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.
1. Принцы, которые от нашей крови происходят, и те, которые с нашими принцессами сочетаны, имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служителями Российского государства.
2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земле сухопутному над морским.
3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать или место сам возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу два месяца жалованья..., штраф и тому следует, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить: вышеописанный штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит...
6. Без патента абшид (отставка) никому не дает ранга, разве оный абшид за нашею рукой дан будет...
8. Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их порода, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где Двор находится, свободной доступ пред другими нижнего чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однакож мы для того никому какого ранга дозволяем, кои дока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат...
15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (т.е. старших офицеров, начиная с фендрика в армии, констапеля – в морской артиллерии, чинов 14 класса) не из дворян, то тогда кто получит вышеописанной чин (т.е. обер-офицера), оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяне.
Сборник документов по истории России с древнейших времен до середины XIX в. / Сост. С.П.Постников. Екатеринбург, 1992.
МАНИФЕСТ О ДАРОВАНИИ ВОЛЬНОСТИ РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ, 18 ФЕВРАЛЯ 1762 г.
…По данной нам от всевышнего власти, из высочайшей нашей императорской милости, отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству вольность и свободу, кои могут службу продолжать, как в нашей империи, так и в прочих европейских союзных нам державах, на основании следующего узаконения:
1) Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы или абшида (отпуска) просить да не дерзают, но по окончании как внутрь, так и вне государства; состоящие в военной службе могут просить у командующих над ними об увольнении из службы или отставки, и ожидать резолюции; состоящие во всяких наших службах, в первых осьми классах, от нашей всевысочайшей конфирмации, а прочие чины получают определение по департаментам, до которых оные принадлежат…
3) Кто ж, будучи в отставке, некоторое время или после военной, находясь в статской и других наших службах, пожелает паки вступить в военную службу, таковые приняты будут...
4) Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорта беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в свое отечество, когда только о том учинено будет надлежащее обнародование, то всякий в таком случае повинен со всевозможною скоростию волю нашу исполнить под штрафом секвестра его имения...
6) А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ниже к каким-либо земским делам от наших учрежденных правительств употребится, разве особливая надобность потребует, но то не инаково, как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет, то ж и смоленское шляхетство; напротив того, в Петербурге и в Москве определено указом еще государя императора Петра Первого при Сенате и оного Конторе, по несколько человек из отставных дворян, для всяких случающихся надобностей; то мы высочайше повелеваем отныне впредь всегда погодно с переменою быть при Сенате по 30, а при конторе оного по 20 человек, для чего герольдии ежегодно по пропорции живущих в губерниях, а не в службах находящихся дворян и наряд чинить, однако ж не назначивая никого поименно, но самим дворянам в губерниях и провинциях меж собой выборы чинить, объявляя только, кто выбран будет, в канцеляриях, дабы оные могли о том в герольдию рапортовать, а выбранным высылку учинить…
8) Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян, в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставливать, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то получат увольнения от службы.
9) Но как мы сие наше всемилостивейшее учреждение всему благо дворянству, на вечные времена фундаментальным и непременным правиле узаконяем, то в заключение сего, мы нашим императорским словом, наиестественнейшим образом утверждаем, навсегда сие свято и ненарушимо содержать в постановленной силе и преимуществах и нижепоследующие по нас законные наши наследники в отмену сего в чем-либо поступить могут, ибо сох сего нашего узаконения будет им непоколебимым утверждением самодержавного всероссийского престола; напротиву ж того мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их роты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничтожать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут.