Идейно-политические течения и организации
Во второй половине XIX в.
Основные вопросы общественно-политической мысли – аграрный и судьбы самодержавия в России – в пореформенное время все более приобретали характер злободневных проблем, требовавших практического решения. В общественном сознании сформировалось демократическая программа обновления России.
Зарождение мысли об особом пути исторического развития России относится к 30 – 50-м годам ХIХ в. Мысль об особом, «русском», варианте экономического и социального устройства трансформировались в идею о «духовном избранничестве», мессианском историческом предназначении русского народа. Убеждения в «особом пути» во многом держались на стойкости крестьянской общины. Идеи общинного устройства общества высказывал А.И.Герцен. Их развил Н.Г.Чернышевский. Он полагал, что Россия сможет сократить сроки капиталистического развития до минимума и прямо перейти к социалистическому хозяйству, основанному на общине. По его логике, община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах, коллективизме, самоуправлении (элементах демократии) предотвратит капиталистическое развитие и станет ячейкой социалистического общества. Н.Г.Чернышевский выдвинул идею крестьянской революции. Программа революционных демократов включала требование установления республики и проведения радикальной аграрной реформы, предполагавшей полную ликвидацию помещичьего землевладения. Революционные демократы и народники 1870-х годов рассматривали эти преобразования как социалистические по своей природе.
Народническая доктрина общественной мысли оформилась на рубеже 1860 – 1870-х годов. Жизнь выдвинула вопрос о судьбах капитализма в России, так как в последней трети века в обществе начиналось осознание изменений, происходивших в связи с развитием капиталистических отношений.
Идеологи народничества не смогли понять и правильно оценить капитализм как объективный и закономерный этап развития общества. Они считали капитализм в России регрессом, полагали, что на русской почве он лишен корней для своего утверждения, т. е. отвергали капитализм как общественную систему. Народники обосновывали возможность некапиталистического пути России к социализму через крестьянскую общину. Главным носителем народнических идей была разночинская интеллигенция. Наивысшего подъема революционное народничество достигает в 70-е – начале 80-х годов ХIХ в. В сочинениях идеологов бунтарского (М.А.Бакунин), пропагандистского (П.Л.Лавров), заговорщического (П.Н.Ткачев) направлений революционного народничества разработаны идеи социального переустройства, тактика революционной борьбы.
Анархизм М.А.Бакунина – это бунтарство. Человек, по его мнению, становится человеком через бунт. Все зло для него воплощено в государстве, созданном господствующими классами и являющимися орудием угнетения. Задача революционера – дать клич, а народ сам поднимется на борьбу. Он мечтал о радикальной социальной революции и отрицал политическую борьбу, ибо, по его мнению, всякое политическое движение является движением буржуазным.
П.Н.Ткачев считал русский народ социалистическим по инстинкту. Основная его идея – это захват власти революционным меньшинством (подпольной, небольшой по численности, централизованной организацией профессиональных революционеров). Задача диктатуры революционеров, пришедших к власти, – осуществить социалистические преобразования в России любой ценой, в том числе и путем насилия.
Социалистическая идея по П.Л.Лаврову – это итог многовековой истории поиска человечеством нравственных, справедливых форм совместной жизни. Она близка духу русской, особенно крестьянской, жизни, сохранившей коллективистское начало в общинном самоуправлении, народных привычках и традициях. Интеллигенция должна просвещать народ, вести его к социалистическому идеалу путем пропаганды и перевоспитания.
Проверкой идеологии революционного народничества на практике стало предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. массовое «хождение в народ». Но крестьянство оказалось невосприимчивым к идеям революции и социализма. Опыт «хождения в народ» способствовал организационному сплочению революционных сил. В 1876 г. была создана тайная революционная организация «Земля и воля», отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Неудача революционной пропаганды среди крестьянства и репрессии властей толкнули часть народников к применению тактики террора против видных представителей власти. В 1879 г. революционные народники разделились на «деревенщиков», которые отстаивали прежние методы работы в деревне, и «политиков» – сторонников террористической деятельности. Соответственно вместо «Земли и воли» возникли две новые организации: «Черный передел» и «Народная воля». Выдвинув лозунг борьбы за политическую свободу, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы после убийства царя не оправдались. Начиная с 80-х годов революционное народничество вступило в полосу кризиса.
Развитие капиталистических отношений в экономике России, завершение промышленного переворота, рост городов и появление новых промышленных центров сопровождались увеличением числа индустриальных рабочих. Но их доля в общей численности населения страны была крайне низка. Тяжелое положение рабочих (13-14-часовой рабочий день, низкая оплата труда, произвольные штрафы, нищенские жилищные условия, отсутствие фабричного законодательства, а также страхового и пенсионного обеспечения) вынуждало их к стачкам с требованиями экономического характера. К числу первых самостоятельных рабочих организаций относятся Южнороссийский союз рабочих, возникший в 1875 г. в Одессе во главе с Е.Заславским, и Северный союз русских рабочих, созданный в 1878 г. в Петербурге (руководители В.Обнорский и С.Халтурин). Программы этих рабочих организаций ставили задачи борьбы за политические свободы и социальное переустройство. В 80-е годы рабочее движение приобретает более широкий характер и распространяется на различные районы страны. За период 1875 – 1894 гг. в стране произошли 341 стачка и 230 волнений, в которых участвовало около 350 тыс. рабочих. Крупные забастовки на отдельных предприятиях (1885 г., Морозовская стачка) сменяются забастовками в масштабах целого города (30 тыс. стачечников в 1896 г.)
Развитие капитализма и рост рабочего движения, а также кризис революционного народничества в 80-е годы способствовали распространению марксистских идей в России. В 1883 г. в Женеве бывшие члены «Черного передела» Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод и другие создали первую марксистскую организацию российских революционеров – группу «Освобождение труда». Российские марксисты обосновывали вывод о том, что Россия не может прийти к социализму, минуя капитализм, так как капиталистические отношения уже утвердились в пореформенной действительности. Основной революционной силой в России вместо крестьянства объявлялся пролетариат. Усилия революционеров, считал Г.В.Плеханов, должны быть направлены на его политическое воспитание и создание политической партии, призванной возглавить массовое рабочее движение. Путь заговора и террора заводит революционное движение в тупик. Социалистической революции в России должна предшествовать борьба за свержение самодержавия, установление демократических свобод, ликвидацию крепостнических пережитков, т. е. буржуазно-демократическая революция. Эти положения нашли отражение в двух проектах программы группы «Освобождения труда». У российских марксистов так же, как и у народников, проявлялась фанатичная вера в то, что в результате народной революции в России возможно быстрое построение во всех отношениях справедливого общества, где искоренится любое социальное зло.
Широкое демократическое движение активизировало буржуазный либерализм в стране. Общественно-политическая программа русских либералов исходила из идеи мирного, «разумного прогресса». Будучи противниками крепостного права, убежденными сторонниками проводимых правительством буржуазных реформ, либералы выступали с критикой политического режима, поддерживали мысль о буржуазной конституции и парламентаризме в России. К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений, «врастание» общества в новые формы жизни. Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшиеся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции. Социально-политической базой либерализма являлись земские органы, газеты и журналы, университетская профессура. Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым – лагеря консерваторов. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции, и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому консерватизму выступал как фактор гражданского примирения, необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, что объяснялось неразвитостью социальной структуры страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», т. е. достаточно многочисленной буржуазии.
«Дух времени» первых пореформенных десятилетий внес некоторые коррективы и в идеологию самодержавия – консерватизм. В условиях осуществления социальных преобразований оно было вынуждено искать пути соответствия новым социально-экономическим отношениям, утверждавшимся в стране. Главными идеологами пореформенного самодержавия были К.П.Победоносцев и М.Н.Катков. К.П.Победо-носцев называл земства и суды опасными «говорильнями», внушал Александру III, что стремление к конституции – самая страшная опасность для отечества, а церковно-приходские школы должны «уберечь народ от невежества, от дикости нравов, от гибельной заразы нелепых, возмутительных учений». Идею представительной власти он называл лживой по сути, так как не народ, а лишь его представители (и далеко не самые честные, а лишь ловкие и честолюбивые) участвуют в политической жизни. То же самое он относил к парламентаризму, так как в нем огромную роль играют борьба политических партий, амбиции депутатов. М.Н.Катков призывал установить в стране режим «сильной руки». Подразумевалось пресечение любого инакомыслия, запрет на публикацию материалов либерального содержания, строгая цензура, сохранение социальных рамок в обществе, контроль за земствами и городскими думами. Идеологи самодержавия избегали обсуждения таких вопросов, как малоземелье крестьян, произвол предпринимателей, низкий уровень жизни огромной части рабочих и крестьян. Их идеи отражали, по сути, бессилие консерваторов перед лицом грозных проблем, вставших перед обществом в конце ХIХ в.