Тема VI. Россия на путях буржуазной
Модернизации в 60 – 90-е годы XIX в.
______________________________________________________________
Ход и особенности российской модернизации в пореформенный период.
Идейно-политические течения и организации во второй половине XIX в.
Основные направления внешней политики России во второй половине XIX в.
Ход и особенности российской модернизации
В пореформенный период
Историки-материалисты считают реформы 60 – 70-х годов ХIX в. временем смены феодализма капитализмом. По их мнению, преобразования были проведены с опозданием, половинчато, без учета интересов большинства населения страны. Впоследствии это привело к революционным событиям в России начала ХХ в.
Либеральные историки в целом положительно оценивают реформы второй половины XIX в. При этом они указывают на высокую эффективность крепостной системы хозяйствования в России в середине XIX в. и говорят прежде всего о политических причинах отмены крепостного права. Также они отмечают непродуманность и насильственный характер реформ, неподготовленность к ним основной массы населения России.
Согласно модернизационной концепции в середине ХIX в. Россия переживала очередной этап модернизации. Специфика российских модернизационных процессов заключалась в сосуществовании элементов индустриального и традиционного обществ. Социально-экономические преобразования не подкреплялись политическими реформами, что привело к последующему революционному взрыву в России.
Исходя из цивилизационного подхода, Россия развивалась особым путем и имела возможность перейти к социализму, минуя полосу капиталистического развития.
Таким образом можно выделить ряд причин, приведших к реформам: 1) назревшая необходимость перехода России от традиционного, аграрного типа общества к индустриальному, ликвидация наметившегося отставания от передовых стран Западной Европы; 2) наличие кризисных явлений в крепостническом секторе экономики, страдавшем от малоземелья, низкой агрикультуры, что вело к частым неурожаям и необеспеченности крестьян хлебом; 3) существовавшая в стране потенциальная опасность социального взрыва; 4) поражение России в Крымской войне, которое подвело черту под попытками правящей верхушки избежать или отложить назревшую модернизацию аграрного общества.
Реформа 1861 г. проводилась «сверху». Внутри бюрократического слоя можно выделить три основные группы по отношению к реформе и участию в ней: 1) противники реформ, которые пытались утопить ее в бюрократической волоките, а когда она стала неизбежной, постарались провести ее в интересах помещиков; 2) бюрократы-исполнители, привыкшие добросовестно делать то, что хочет император; 3) либеральная бюрократия – активные и убежденные сторонники реформы.
Для подготовки реформы в начале 1857 г. был создан Секретный комитет. Дворянам было предложено образовать по губерниям губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян. Опереться в своих реформах Александр II мог только на представителей высшей бюрократии, слывших сторонниками преобразований. Видную роль в подготовке реформ играли младший брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Н.А.Милютин (товарищ министра внутренних дел), Д.А.Милютин (военный министр). Они противостояли консервативно настроенным графам П.А.Шувалову, В.Н.Панину и большинству приезжавших в Петербург губернских представителей. В ходе обсуждения предложений об отмене крепостного права их поддержали только 3-4 из 46 губернаторов.
Среди сторонников преобразований существовало несколько точек зрения на отмену крепостного права: 1) большая часть дворянства хотела объявить крестьян свободными, обладающими гражданскими и имущественными правами, но лишенными всякого надела, при этом всю землю оставить в собственности и полном распоряжении частных владельцев (остзейский вариант); 2) освободить крестьян с землей, но со значительно урезанным наделом; 3) сохранить за крестьянами существующий надел; 4) не делать крестьян собственниками земли, а точно нормировать наделы, которые находились в пользовании крестьян, и повинности, которые они несли в пользу помещиков; 5) проект тверского предводителя дворянства А.М.Унковского – обеспечить крестьян усадебной, пахотной, выгонной и луговой землей в количестве, достаточном для крестьянской семьи.
«Манифест 19 февраля 1861 г.» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» провозгласили отмену крепостного права и общие условия этой отмены. В феврале 1861 г. всем крепостным крестьянам предоставлялась личная свобода. Помещики были обязаны выделить крестьянину участок земли в бессрочное постоянное пользование. Размер наделов определялся добровольным соглашением помещика с бывшими крепостными. Если такого соглашения достичь не удавалось, то мировые посредники определяли размеры наделов на основании норм, разработанных для каждой местности с учетом плодородия почвы и плотности населения (устанавливались низшие и высшие размеры крестьянских участков, от 1 до 7 десятин; 1 казенная десятина равна 1,09 га). Излишки земли назывались отрезками и изымались. Земля могла стать собственностью крестьян только в том случае, если они заключали выкупную сделку с помещиком. Они платили 20% стоимости надела, а остальную сумму уплачивало за крестьян государство. Это была выкупная ссуда, вернуть которую крестьяне должны были в течение 49 лет ежегодными выкупными платежами по 6% годовых с количества ссуды. Такое сложное решение земельного вопроса не могло удовлетворить крестьян. Они надеялись получить землю бесплатно и в большом количестве, но их надежды не оправдались.
Крестьяне составляли сельское общество (общины), органом самоуправления которой стал сельский сход. На них разрешались различные хозяйственные вопросы, избирались старосты. Уставная грамота, определявшая размеры наделов и повинностей, подписывалась помещиком с сельским обществом, а не с отдельными крестьянами. Выход из общины даже с выкупленной землей был весьма затруднен, община сдерживала расслоение крестьян. Так правительство искусственно сохраняло социальную и имущественную однородность крестьянства.
Реформа 1861 г. была результатом компромисса, сложного согласования интересов государства, помещиков и крестьян. После нее крестьянское малоземелье сохранилось, крестьяне были обременены выкупными платежами. Это породило новые конфликты и противоречия как между крестьянами и помещиками, так и внутри общества. Тем не менее, отмена крепостного права создала объективные предпосылки для индустриальной модернизации России. В результате ее на путь модернизации стали вступать помещики. Среди крестьян стал возникать зажиточный слой, занявшийся товарным производством. Многочисленное крестьянство (35% населения страны составляли крепостные крестьяне) пополнило ряды рабочих и тем самым способствовало промышленному прогрессу в России.
Огромное значение для развития страны имели и другие реформы, проводившиеся в 60 – 70-е годы ХIХ в.
Наиболее важной из них с политической точки зрения была реформа, вводившая новые органы самоуправления в сельской местности и в городах (земская реформа). В 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства были выборными органами, выборы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. В составе земств, избиравшихся на 3 года, были органы распорядительные (собрания) и исполнительные (управы). В компетенцию земств входили вопросы просвещения, медицинского обслуживание, социального призрения, благоустройства, снабжения уездов продовольствием. Политические вопросы не входили в сферу деятельности земских органов. Центральная и местная власть – министр внутренних дел, губернаторы – имели право отклонить любое постановление земского собрания. Земства не имели права на общероссийское объединение, публичность земской деятельности ограничивалась. Земские учреждения были созданы в 34 губерниях и Области войска Донского. Их создание не распространялось на нерусские окраины.
Следующим шагом в изменении местного управления была городская реформа. В 1870 г. было утверждено городовое положение, согласно которому в 509 городах России были созданы всесословные органы самоуправления – городские думы. Они избирались на 4 года, выборы происходили на основе имущественного ценза. Право избирать и быть избранным в городскую думу предоставлялось только плательщикам налогов. Городской голова, избранный думой, утверждался губернатором или министром внутренних дел. В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городах из 707. Городские думы занимались благоустройством городов, развитием здравоохранения и народного образования. Как и земства, думы действовали под контролем правительственных чиновников, которые могли приостановить любое решение органа городского самоуправления.
Земства и городские думы вызвали оживление в либеральных кругах. Либералы видели в них возможность ликвидировать опасную для государства социальную рознь между сословиями. Особенно большие надежды возлагались на земства, поскольку именно в них помещики и крестьяне (несмотря на преобладание помещиков могли совместно решать насущные проблемы, учась терпимости и набираясь политического опыта). Несмотря на сохранение за дворянством ведущих позиций в местном управлении, оно вынуждено было поделиться властью с купцами, крестьянами, разночинцами. Постоянный контроль властей за земствами и нападки на них доказывали их значимость как выборных, а в зародыше – и как конституционных органов. Не случайно одна из крупнейших партий либеральной буржуазии (кадеты) имела своим источником Союз земств и городов. Работа в органах самоуправления способствовала формированию гражданского сознания.
Не менее важной была и судебная реформа 1864 г. Она явилась наиболее последовательной, новаторской и технически успешной из всех реформ 60 – 70-х годов XIX в. Структура дореформенной судебной системы включала огромное количество инстанций, которые могли вести судебное разбирательство десятилетиями. В судебном процессе господствовало индивидуальное начало, для которого характерны тайна и письменность процесса. Прокуроры были «взыскателями наказания» и вместе с тем «защитниками невиновности» Судебное следствие было закрытым, публика отсутствовала. Суд не имел права непосредственно исследовать доказательства. На основе представленных письменных документов, в которых содержался «экстракт» полученных на следствии показаний, суд выносил приговор. Свидетелей же суд не видел и не допрашивал, защита подсудимых отсутствовала.
Кроме того, дореформенные суды были сословными: существовали особые суды для крестьян, горожан, дворян. Судебные функции выполняли и административные органы – губернские правления, органы полиции. Образовательный ценз для судей не устанавливался. Даже на самом высоком уровне (например, в Сенате) во второй четверти ХIX в. лишь немногие имели специальную юридическую подготовку. Это приводило к тому, что реальная власть в судах принадлежала секретарям. Их мастерство в ведении бумажных дел и знание процедуры ставили в полную зависимость от них всех, кто обращался в суд. Несостоятельность суда и правосудия приводила к необычайно низкому престижу юстиции, правовому нигилизму, неуважению к закону во всех общественных кругах. Необходимость изменения государственно-правовой системы давно назрела, ее реформирование должно было способствовать модернизации страны. К разработке судебной реформы были привлечены известные юристы – Д.А.Ровинский, С.И.Зарудный, Н.А.Буцковский и др.
Судебная реформа 1864 г. заменяла старый сословный суд новым, основанным на принципах буржуазного права: равенства всех граждан перед законом и независимость суда от власти, несменяемость судей, гласность суда и состязательность судебного процесса с участием прокурора и адвоката. Были созданы три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата. Мировой суд рассматривал мелкие проступки и гражданские иски, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Окружной суд разбирал уголовные и гражданские преступления с участием присяжных заседателей. Судебная палата рассматривала дела о государственных и политических преступлениях. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат, который мог отменить решение судов. Судебная реформа являлась решительным шагом к созданию в стране элементарных норм законности и правопорядка.
Бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) формировал новую для России гражданственность. Особенно ярко это демонстрировал суд присяжных, в котором общество являлось не слушателем, а участником процесса. Характерно, что состав присяжных в целом отражал социальный состав населения. В 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников – 15%, мещан – 18%, крестьян – 57%. Введение гласного бессословного суда ограничивало самодержавие.
Поражение в Крымской войне остро потребовало переустройства армии и оснащения ее новым оружием. В 1861 г. военным министром был назначен Д.А.Милютин, который возглавил преобразования в армии. Военная реформа растянулась на 15 лет. В ходе ее проводилось перевооружение армии: создан паровой военный флот, обновилась артиллерия, гладкоствольное оружие заменялось нарезным, построены железные дороги к границам. Реформировалась система военно-учеб-ных заведений: создавались военные гимназии, юнкерские училища, военные академии. Страна была разделена на 15 военных округов, осуществлялась централизация военного управления. В армии появились новые уставы, уделяющие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Однако ядром реформы явился указ от 1 января 1874 г. о воинской обязанности. Вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших на момент призыва 20 лет. Сократился срок службы в армии: 25-летняя рекрутчина заменялась в сухопутных войсках 6-летним, а в военно-морских силах 7-летним сроками службы. Из армейской службы уходила муштра, телесные наказания, зато вводилось обучение грамоте. В офицерские училища открывался доступ не только дворянам, но и представителям других сословий. Государство в результате этих мер получило возможность иметь мобильную кадровую армию.
Реформа в сфере образования предоставляла возможность учебы в школе детям всех сословий. В классических гимназиях больше внимания уделялось гуманитарным, а в реальных – естественным предметам. Университетский устав 1863 г. восстанавливал автономию и демократизм высшей школы. Университеты имели 4 основных факультета: историко-филологический, юридический, медицинский и физико-математический. Обучение в них (как и в гимназиях) было платное. Реформы просвещения позволили стране иметь интеллектуальную элиту, но всеобщего образования еще не было.
Реформировалась финансовая сфера. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться роспись доходов и расходов. Система откупов в виноторговле, порождавшая огромную коррупцию, была заменена акцизной системой (акциз – налог на производителей спиртных напитков и табака). С середины 60-х годов стали открываться коммерческие банки.
Таким образом, реформы 60 – 70-х годов ХIX в. способствовали созданию условий для индустриальной модернизации России. Но они не затрагивали самодержавную власть, сохраняли остатки крепостнической системы.
Одним из спорных остается вопрос о причинах, определивших переход от политики реформ к политике контрреформ. В 1881 г., после убийства народовольцами Александра II, к власти пришел Александр III, провозгласивший курс на контрреформы. Уже 8 марта 1881 г. на заседании Совета Министров обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев подверг резкой критике проект так называемой «Конституции М.Т.Лорис-Меликова», предполагавший созыв представителей общества для обсуждения вопросов о введении представительных учреждений, и заявил, что с введением конституции Россия погибнет. 29 апреля 1881 г. был опубликован коронационный манифест, который провозгласил незыблемость самодержавной власти и положил начало переходу к контрреформам. 14 августа 1881 г. указом императора разрешалось объявлять частичное или полное чрезвычайное положение и привлекать к трибуналу виновных в политических преступлениях.
В том же 1881 г. министерство внутренних дел ввело временные правила о печати. Согласно им после третьего предупреждения издание приостанавливалось, а затем очередной номер должен был предоставляться в цензуру. По первому требованию издатель был обязан раскрывать псевдонимы авторов статей. Результаты действия правил о печати не заставили себя долго ждать – через два года после их введения в России не осталось ни одного радикального журнала.
Вершиной контрреформаторской политики стало введение в 1889 г. института земских начальников, которые являлись полновластными хозяевами деревни и могли отменять любое решение сельского схода. Земские начальники назначались губернаторами из дворян и были подотчетны только им. В следующем году появились новые правила о выборах в земские управы, которые свели на нет крестьянское представительство в земствах.
Контрреформы коснулись и системы образования. В 1884 г. была уничтожена автономия университетов, была создана особая инспекция для контроля занятий студентов. Кроме этого, правительство предприняло ряд мер по русификации национальных окраин. Таким образом, Российская империя в отличие от европейских стран, где государственная власть развивалась в направлении парламентаризма, являлась самодержавным государством.
В современной историографии царизм характеризуется как режим, вынужденный начать модернизацию страны, но не сумевший справиться с ее последствиями. Контрреформаторы «забыли», что страна не может уже вернуться на ту же самую точку исторического развития, которую она покинула 20 лет назад. Стремление самодержавной власти сохранить в неприкосновенности политическую систему восторжествовало, что, однако, не помешало продолжить экономическую модернизацию страны.
В развитии сельского хозяйства наблюдались две тенденции. С одной стороны, росла его производительность, товарность, увеличились валовые сборы зерновых. Характерной являлась специализация отдельных районов в выращивании сельхозпродуктов.
С другой стороны, крестьянская реформа не ликвидировала отсталость аграрного сектора. Лишь малая доля помещичьих хозяйств перестроилась на основе рыночных отношений и товарного производства. Многие помещики разорялись, продавали свои имения. Большинство же продолжало использовать полукрепостнические методы хозяйствования – сдавали часть земли в аренду крестьянам за отработки или половину урожая.
После отмены крепостного права усилились процессы дифференциации внутри крестьянства (деление на сельский пролетариат - батраков и сельскую буржуазию - кулаков). Однако существование крестьянской общины сдерживало естественные процессы социального развития деревни. Крестьянин не был собственником земли, а лишь ее пользователем. Кулаки могли использовать лишь дополнительно арендованные у помещика земли, и зачастую искали себя в торговой или промышленной сфере.
Основная часть крестьян имела полунатуральное хозяйство, использовала устаревшие технику и методы работы. Более четверти крестьянских наделов при средней урожайности не могли прокормить семью. Это вынуждало искать дополнительные заработки или арендовать землю у помещиков на невыгодных условиях, поскольку община не разрешала продать надел и уйти в город. Излишек рабочих рук, не находивших применение в деревне, даже при низкой производительности труда составлял более 5 млн. человек.
Тяжелым бременем оставались выкупные платежи. Большинство сельских обществ были не в состоянии их выплачивать. Недоимки увеличивались с каждым годом. Неурожаи 1868, 1873, 1880 и особенно 1891 г. еще более ухудшали положение крестьян, вели к массовой смертности и разорению мелких и средних хозяйств.
Значительно лучше обстояли дела в промышленном секторе экономики. Появлялись новые индустриальные центры – Донбасс (производство угля), Криворожье – металл, Баку и Грозный – нефть. В стране возникли новые отрасли промышленности – машиностроительная, нефтедобывающая и др. Первое место занимала текстильная промышленность, которая в значительной мере удовлетворяла потребности рынка. В пореформенный период завершился в основном промышленный переворот, победило машинное производство, что способствовало росту промышленности. С 1861 г. по 1895 г. выплавка чугуна увеличилась с 20 млн до 87 млн пудов, производство стали и железа – с 12 до 62 млн пудов, добыча нефти – с 0,6 млн до 384 млн пудов. Если в первое пореформенное десятилетие (1861 – 1870) рост предприятий составил лишь 8% от его числа, то за последнее десятилетие он увеличился на 40% к общему числу. Рост железнодорожной сети был ошеломляющий. В 1861 г. протяженность железнодорожной сети составляла 1488 версты, а к 1895 г. – 34088 верст (верста – 1080 м.). Объем промышленного производства в пореформенное время увеличился в 7 раз.
В проведении правительственной политики важную роль играли концепции экономического развития страны, предложенные М.Х.Рейтерном, Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградским, С.Ю.Витте, сменявшими друг друга на посту министра финансов в пореформенные десятилетия.
Основная цель, которую преследовал М.Х.Рейтерн (в 1862 – 1878 гг. – министр финансов, в 1881 – 1886 гг. – председатель Комитета министров), состояла в улучшении финансового положения страны. Этому мешали низкая производительность российской экономики и последствия Крымской войны. Для решения основной задачи – развития производительных сил страны и подъема курса рубля – необходимо было вести широкое железнодорожное строительство, что способствовало бы развитию экспорта хлеба. Базисом для финансовой стабилизации, считал М.Х.Рейтерн, должно стать последовательное проведение начатых в 1861 г. реформ с целью «устранения обветшалых и укоренившихся злоупотреблений». Результатом этой политики явился рост российских железных дорог с 1865 по 1875 гг. на 12 тыс. верст. Вывоз хлеба из России, составлявший до реформы около 70 млн пудов в год, возрос в 1861 – 1865 гг. до 76 млн пудов, в 1876 – 1880 гг. – до 257 млн пудов ежегодно. Благодаря существенному росту русского экспорта, к середине 70-х годов ХIХ в. был ликвидирован дефицит бюджета и положение рубля стало прочным. При поддержке государства создавались частные банки и другие финансовые учреждения, что также способствовало активизации хозяйственной жизни. Только за 1866 – 1870 гг. было учреждено 104 акционерных общества с капиталом 700 млн р. (за период 1851 – 1855 гг. – лишь 18 обществ с капиталом 16 млн р.).
Н.Х.Бунге (в 1881 – 1886 гг. – министр финансов, в 1887 – 1895 гг. – председатель комитета министров), как либеральный реформатор, придавал большое значение вопросам социальной политики. Экономический процесс понимался им как пропорциональный рост всех клеток и органов народнохозяйственного организма. Он проводил протекционистский курс, приводил в равновесие расходы с доходами путем строгой и разумной экономии; изменил податную систему посредством более справедливого распределения налогов. Были отменены выкупные платежи с крестьян на 12 млн р., сняты крестьянские налоги на 53 млн р., однако часть этих средств возвращалась обратно через питейный налог. Появилось фабричное законодательство (1882), несколько ограничившее произвол и тяжелые условия труда (детям до 12 лет запрещалось работать на фабриках, рабочий день детей с 12 до 15 лет не должен был превышать 8 час., выдача зарплаты должна была производиться не реже 1-2 раз в месяц, при этом воспрещалось расплачиваться с рабочими хлебом, товаром, купонами и другими предметами вместо денег).
И.А.Вышнеградский (министр финансов в 1888 – 1892 гг.) действовал избирательно, с позиций узкого «финансизма», концентрируя усилия в тех сферах, где отдача была наиболее быстрой и осязаемой. Он усилил налоговый пресс, что подорвало благосостояние широких масс крестьянства и выразилось в росте недоимок, бедствий в неурожайные годы, но позволило с 1888 г. избавиться от дефицита госбюджета. С целью увеличения золотого запаса, активизации торгового баланса был до предела ограничен импорт сырья, оборудования, усилился протекционизм. Одновременно был форсирован вывоз хлеба на экспорт. «Сами не будем есть, но будем вывозить», – заявлял И.А.Вышнеградский. Такая политика не могла гарантировать длительного экономического процветания, что продемонстрировал голод в России в 1891 г., ставший результатом неурожая в стране.
При С.Ю.Витте (министр путей сообщения в 1892 г., финансов – с 1892 г., председатель Комитета министров с 1903 г., Совета министров – в 1905 – 1906 гг.) значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горнодобывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), активно развивало казенное хозяйство. С.Ю.Витте провел денежную реформу. Вслед за ведущими державами Россия в 1897 г. перешла к золотому денежному обращению. Рубль стал стабильным и свободно конвертируемым. Был открыт путь притоку иностранного капитала, который С.Ю.Витте называл единственным способом доведения промышленности до необходимого уровня. К числу внутренних источников виттевской индустриализации относились выкупные платежи крестьян, прибыли от вывоза хлеба, казенная винная монополия, косвенное налогообложение. Составным элементом индустриальной политики С.Ю.Витте являлся промышленный протекционизм. В области социального реформаторства при нем был ограничен рабочий день (до 11,5 час.), введены компенсация потерпевшим от несчастных случаев и должность выборного старосты.