Внутренняя политика Александра I и Николая I
XIX столетие в истории России началось новым, последним дворцовым переворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр (1801 – 1825). Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений. Историки видели в нем «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирожденного самовластия», либерализма и деспотизма.
Александр считался с «духом времени», с влиянием французской революции на умы. Он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. В начале царствования Александр I провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. Он приблизил к себе друзей юности – П.А.Строганова, Н.Н.Новосильцева, В.П.Кочубея, А.А.Чарторыйского, составивших летом 1801 г. так называемый Негласный комитет, в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России в конституционную монархию.
Задуманную в первые годы царствования Александра I программу либеральных преобразований не удалось выполнить полностью, да и эти преобразования, особенно в социальной сфере, носили непоследовательный и противоречивый характер. Указ 1803 г. о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп, целыми селениями или отдельными семействами, по обоюдной договоренности их с помещиком. Однако до конца царствования Александра I было отпущено на основании указа только 0,5% всего крепостного населения страны.
Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков. Указы 1808 – 1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь.
Уступкой новым экономическим процессам явилось издание в 1801 г. указа о покупке земли недворянами – купцами, мещанами, государственными крестьянами. Помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворян на земельную собственность. Практика показала, что до отмены крепостного права дворяне продали лицам других сословий менее 3% своей земли.
В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты.
В 1802—1811 гг. была проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, внутренних дел, юстиции и иностранных дел. Коллегии были заменены новой формой исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата.
С 1807 г. активную политическую деятельность начинает М.М.Сперанский (1772 – 1839). Выходец из семьи бедного сельского священника, Сперанский, благодаря своему уму, энциклопедическим познаниям, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую карьеру. В 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В 1809 г. М.М.Сперанский составил «Введение к Уложению государственных законов», в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа. В основу задуманной им политической реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей, предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и судебных функций и создание соответствующих структур. План М.М.Сперанского предусматривал образование представительного органа с законодательными функциями – Государственной думы. Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права предоставлялись дворянству и лицам «среднего состояния» (купечеству, государственным крестьянам). Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, а высшей судебной инстанцией должен был являться Сенат. Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором. Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако он выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо не могло быть наказано без суда.
Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против его реформаторских замыслов, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения была изложена Н.М.Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Н.М.Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете реализовать свои планы в целом М.М.Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах.
Отечественная война 1812 г. и последовавшие за ней войны за освобождение Европы обусловили патриотический подъем в русском обществе и армии. Пребывание за границей дало русским офицерам возможность ознакомиться с идейными течениями, социальными отношениями и политическими учреждениями европейских стран. В Европе существовали два типа организаций – антинаполеоновского характера и политические конспиративные организации, готовившие перевороты с целью введения либеральных конституций (итальянские «карбонарии»). Западные идеи нашли свое отражение в деятельности декабристов.
Не случайно поэтому в 1815 – 1825 гг. во внутренней политике самодержавия усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась местным представительным органом с законодательными функциями – сеймом. Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи.
По поручению Александра I Н.Н.Новосильцев приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом – сеймом, состоявшим, как в Польше, из Сената и Посольской палаты; Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.
В 1818 – 1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты. А.А.Аракчеев разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн р. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора. Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816 – 1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики.
К 1821 – 1822 гг. сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Внутриполитический курс самодержавия с 1822 – 1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии. Создание военных поселений позволяло уменьшить расходы на содержание армии. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Вся их жизнь подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась.
Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера. В ноябре 1825 г. Александр I умер в Таганроге. ( Существует легенда, что на самом деле Александр I ушел в сибирский скит под именем Федора Кузьмича, однако достоверных доказательств этому нет.)
Николай I (1825 – 1855), вступивший после смерти брата, оценил восстание 14 декабря 1825 г. как результат слишком либеральной политики Александра I. Поэтому, стремясь не допустить новых выступлений, главной задачей правительства он счел недопущение в России распространения либерализма. Императором было сделано два важных вывода: 1) реформы, в том числе крестьянская, являются назревшим делом и потребностью самой власти, а не только уступкой оппозиционному движению. Отсюда – постепенная подготовка крестьянской реформы без участия общества, бюрократическим путем; 2) дворянство перестало быть надежной опорой власти, потому что в значительной степени ушло в оппозицию, необходима иная опора. Отсюда – быстрый рост центральной бюрократии. Если в 1796 г. в России насчитывалось 15-16 тыс. чиновников, то в 1847 г. – уже 61,5 тыс., а в 1857 г. – 86 тыс. При Николае I «завершено было здание русской бюрократии» (В.О.Ключевский). По мнению С.В.Мироненко, общей тенденцией перестройки государственного управления при Николае I была военизация государственного аппарата. Обычное гражданское управление постепенно превращалось в военное. К концу его правления во главе 41 губернии из 53 существовавших находились военные губернаторы.
Отказ от проведения каких бы то ни было изменений приводил к быстрому окостенению политической системы управления, что в условиях усложнения государственных задач снижало эффективность деятельности государственного аппарата. Снижение дееспособности государственной машины пытались компенсировать разрастанием чиновничества, но фактически это лишь увеличивало беспорядок, неразбериху и волокиту. К тому же результату вело и усиление централизации, в частности перевод значительной части правительственных функций в ведение собственной его величества канцелярии. Были созданы 5 отделений Императорской канцелярии: первое, исполнявшее личные поручения императора; второе, имевшее цель упорядочить законодательство; третье, надзиравшее за политическими настроениями в обществе; четвертое, образовательное и благотворительное; пятое, занимавшееся государственным имуществом и казенными крестьянами. Существование двух аппаратов с похожими функциями усложняло деятельность и без того неповоротливой системы государственных органов.
Главной задачей всех мероприятий по укреплению государственного аппарата являлось стремление не допустить распространения либеральных идей в стране. Основным заслоном на их пути должен был стать полицейский аппарат. Чтобы он смог справиться с этой миссией, был предпринят ряд мер по реорганизации этой системы. Все дела по политическим преступлениям были переданы в III отделение Императорской канцелярии, созданной в 1826 г. Это учреждение вместе с корпусом жандармов поставило под жесткий контроль общественную жизнь в стране.
Характерным примером стало дело петрашевцев. Кружок М.В.Буташевича-Петрашевского представлял из себя небольшую группу либерально настроенных интеллигентов, собиравшихся для обсуждения волновавших их общественных проблем. Жестокость наказания, которой были подвергнуты петрашевцы (смертная казнь, замененная в последний момент на каторгу) явно не соответствовала тяжести совершенного ими.
Другой мерой борьбы с либерализмом стало ужесточение цензуры. Закрывались журналы либерального направления («Московский телеграф», «Телескоп»), писателей, публицистов, посмевших высказать в печати взгляды, не совпадавшие с официальными, подвергали репрессиям (ссылка М.Е.Салтыкова-Щедрина, арест И.С.Тургенева). Одним из самых больших рассадников «крамолы» правительство считало университеты с их независимостью от властей и самоуправлением. Естественной политикой государства по отношению к ним было стремление к полной ликвидации их автономии. Закрывались кафедры философии, истории, ограничивался прием в университеты.
Тем не менее правительство пыталось провести необходимые изменения в жизни страны, прежде всего найти способ разрешения крестьянского вопроса. В 1830 – 40-х гг. было создано девять секретных комитетов, занимавшихся разработкой проектов отмены крепостного права. Некоторые из выдвинутых ими предложений были даже воплощены в жизнь. Так, была запрещена продажа крестьян без земли, помещики потеряли право отдавать своих крепостных в горнозаводские работы.
Наиболее заметной стала реформа государственных крестьян, проведенная под руководством П.Д.Киселева. По замыслу она должна была упорядочить управление государственными крестьянами, для чего в 1837 г. было создано специальное Министерство государственных имуществ с губернскими и уездными управлениями на местах при допущении некоторого крестьянского самоуправления. Изменилось управление государственными деревнями на основах крестьянского самоуправления (население этих деревень составляло более 40% всех крестьян России). Значительно увеличились наделы государственных крестьян.
В отношении крепостных крестьян дело не пошло дальше некоторого ограничения помещичьего произвола (запрещена продажа крестьян без земли и с «раздроблением семейств», ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь). Закон 1842 г «Об обязанных крестьянах» давал помещикам право освобождать крестьян от крепостной зависимости, давая им земельный надел. Однако помещики не желали освобождать своих крепостных, было отпущено на волю всего около 25 тыс. крестьян.
На деле реформы свелись лишь к передаче крестьян из ведения одних чиновников в руки других, что нередко не только не улучшало, но, напротив, усложняло положение крестьянского населения. Крестьянский вопрос в целом так и не был разрешен и продолжал являться важнейшим фактором социальной нестабильности в стране. Сохранение крепостного права чрезвычайно болезненно сказывалось и на экономическом развитии России. Прежде всего, это выражалось в замедлении темпов экономического роста, он был заметно ниже потенциальных возможностей российской экономики.
Финансовая политика во время правления Николая I диктовалась исключительно интересами государственного бюджета. За период с 1825 по 1854 гг. государственные расходы увеличились со 115 до 313 млн р. в год, а доходы – со 110 до 260 млн р. За это время численность армии и флота возросла почти на 40%, а ежегодные расходы на их содержание увеличились на 70%. Покрытие постоянного дефицита бюджета было главной заботой правительства.
С 1823 по 1844 гг. пост министра финансов России занимал Е.Ф.Канкрин. Он унаследовал от своих предшественников крайне расстроенную денежную систему с низким и постоянно колеблющимся курсом бумажных денег, ассигнаций. В 1839 – 1843 гг. Е.Ф.Канкрин провел финансовую реформу, произвел девальвацию ассигнаций, установив, что 350 р. ассигнациями равняется 100 р. серебром, а затем выпустил новые бумажные деньги – «кредитные билеты», ценность которых обеспечивалась собранным им металлическим разменным фондом. Результатом реформы стало временное укрепление финансов России.
Кризисность ситуации, вполне очевидная для российской общественности еще со времен декабристов, не была в должной степени оценена властями вплоть до середины 50-х годов XIX в. Только военные неудачи в Крымской войне (1853 – 1856) заставили правительство пойти на осуществление необходимых реформ.