Смутное время: причины, основные этапы, последствия
XVII век, по меткому определению Н.М.Карамзина, открывался для России «адской игрою властолюбия, бедствиями свирепого голода и повсеместных разбоев, ожесточением сердец, развратом народа – всем, что предшествует ниспровержению государств». Термин «Смутное время» стал употребляться еще в годы царствования Алексея Михайловича. Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, воссоздавая историю Российского государства, характеризовали Смуту как время великих потрясений. С.Ф.Платонов выделяет три периода в развитии Смуты: первый – борьба за московский престол (боярская смута); второй – разрушение государственного порядка (начало широкой общественной борьбы) и третий – попытки восстановления порядка в государстве и обществе.
Смута – это порождение сложного социального кризиса, а поводом к ней было пресечение династии Рюриковичей. Но подлинные причины, по мнению В.О.Ключевского, были в неравномерном распределении государственных повинностей, порождавшем социальную рознь.
Историки советского периода, рассматривая данные события, выдвигали на первый план фактор классовой борьбы. Ряд современных исследователей называют Смуту первой гражданской войной в России. Есть и другое объяснение содержания Смуты – это мощный кризис, охвативший экономическую, социально-политическую сферу, мораль. Это период фактического безвластия, хаоса, небывалых общественных потрясений.
Начало Смуты было во многом связано с тем, что прервалась династия московского князя Ивана Калиты и российский престол стал ареной борьбы за власть многочисленных законных и незаконных претендентов – за 15 лет их было больше 10. Социально-политическая, а затем гражданская война «обескровили» молодое, бурно растущее Русское государство. Страна оказалась ввергнутой в череду кровавых внутренних потрясений, которые едва не подвели черту под ее существованием. Общество разделилось на несколько враждующих группировок, часть русских территорий оказалась захваченной врагами, центральной власти не было, возникла реальная угроза потери независимости.
Предпосылки Смуты зарождались еще в период правления Ивана Грозного, который резким укреплением деспотического всевластия заложил основы данного кризиса.
Ухудшению ситуации способствовало поражение в Ливонской войне (1558 – 1583), которое привело к огромным людским и материальным потерям. Эти потери значительно увеличились после разгрома Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г.
В качестве важной предпосылки, приведшей к Смуте, историки называют и последствия «тиранического» правления Ивана Грозного. Опричнина, репрессии против реформаторов потрясли все общество, нанесли удар по экономике страны, общественной нравственности.
В исторической литературе отмечается, что с 1588 г. Б.Ф.Годунов стал реальным правителем в стране. Он сумел укрепить свое положение еще при дворе Ивана IV, женившись на дочери любимого царского опричника - Малюты Скуратова. Еще более прочные позиции он занял в Москве, когда царь Федор женился на его сестре Ирине. Именно в этот период времени официальным решением Боярской думы ему было дано право самостоятельно принимать иностранных государей. В этой деятельности он проявил себя как дальновидный и опытный политик.
В 1598 г. умер царь Федор. С его смертью прекратилась династия Рюрика на московском престоле. Государство стало ничьим, так как наследников царской династии не осталось. В этих условиях высшая московская аристократия возобновляет борьбу за власть.
В развитии Смуты выделяют три периода:
1) династический период борьбы за престол;
2) социальный – период, который характеризуется междоусобной борьбой различных слоев русского общества и вмешательством в эту борьбу интервентов;
3) национальный – период, в течение которого разворачивается борьба народа с иноземным господством, период, завершившийся созданием национального правительства во главе с М.Ф.Романовым.
По определению С.Г.Пушкарева, начавшаяся борьба за власть в 1598 г. привела к полному крушению государственного порядка, к междоусобной борьбе «всех против всех».
В начале 1598 г. Земский собор избрал царем Б.Ф.Годунова (1598 – 1695). Он был первым в истории России выборным царем. Историки по-разному оценивают Бориса Годунова и период его царского правления. В.Н.Татищев называл Годунова творцом крепостного режима в России. Н.М.Карамзин полагал, что Б.Ф.Годунов мог заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он был законным царем. В.О.Ключевский отмечал значительный ум, талант Б.Ф.Годунова, хотя и подозревал его в двуличии и коварстве.
В современной историографии эти противоположные мнения о Борисе Годунове сохранились. Одни историки изображают его как временщика, политика, неуверенного в себе и боявшегося открытых действий. Другие исследователи, напротив, изображают Б.Ф.Годунова как очень мудрого государя. Р.Г.Скрынников писал, что у Б.Ф.Годунова было множество великих замыслов, но неблагоприятные обстоятельства помешали ему их осуществить.
В начале XVII в. на Россию обрушились стихийные бедствия, а затем началась гражданская война. В 1601 – 1603 гг. всю страну охватил страшный голод. Сильные дожди и ранние морозы истребили все крестьянские посевы. Запасы хлеба быстро исчерпались. Согласно письменным источникам, за три года вымерла треть царства Московского. В годы голода Б.Ф.Годунов дважды (в 1601 и 1602 гг.) издавал указы о временном возобновлении выхода крестьян в Юрьев день. Таким путем он хотел ослабить недовольство народа. Хотя действие указов не распространялось на крестьян с боярских и церковных земель, они вызвали мощное сопротивление со стороны феодальной верхушки. Под их давлением царь отказался возобновить Юрьев день в 1603 г.
В стране возникла сложная ситуация, которой воспользовалась польская шляхта. В 1604 г. началось вторжение в пределы российского государства войска Лжедмитрия I – человека, выдававшего себя за царевича Дмитрия (последнего сына Ивана IV). Лжедмитрий I получил военную поддержку польских феодалов, которые стремились захватить Смоленск и Черниговские земли. Польская интервенция разворачивалась под предлогом восстановления на российском престоле законного царя – Дмитрия.
15 августа 1604 г., собрав разношерстное войско из нескольких тысяч польских авантюристов, двух тысяч российских казаков, Лжедмитрий I начал поход на Россию. В начале 1605 г. его войско вошло в Москву с призывами свергнуть Бориса Годунова. Царь послал против самозванца большое войско, которое действовало весьма нерешительно. В это время, 13 апреля 1695 г., в Москве внезапно (видимо, от инфаркта) умер царь Борис.
Смерть Б.Ф.Годунова дала толчок к дальнейшему развитию Смуты в Русском государстве. Началась грандиозная гражданская война, которая потрясла страну до основания.
В июне 1605 г. на русском престоле появился новый царь – Дмитрий I. Он повел себя как энергичный правитель, пытаясь создать союз европейских государств для борьбы с Турцией. Но во внутренней политике у него не все было удачно. Дмитрий не соблюдал старые русские обычаи и традиции; поляки, приехавшие с ним, вели себя высокомерно и заносчиво, обижая московское боярство. После того как Дмитрий обвенчался со своей невестой-католичкой Мариной Мнишек, приехавшей из Польши, и короновал ее как царицу, бояре во главе с Василием Шуйским подняли против него народ. Лжедмитрий I был убит.
На русский престол взошел Василий Шуйский (1606 – 1610). Опираясь на высшую московскую знать, он стал первым в русской истории царем, который, вступая на престол, поклялся ограничить свое самодержавие. Хитрый и коварный политик, Василий Шуйский обещал подданным править по закону, сохранить все боярские привилегии, выносить приговоры только после тщательного расследования. Это был первый договор российского царя со своими подданными. В.О.Ключевский писал, что Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам. Это была робкая попытка создания правового государства в России.
Но никакие попытки договориться с народом не принесли удачи, не успокоили российское общество. Начался социальный этап Смуты. Весной 1606 г. произошло событие, известное под названием восстания И.И.Болотникова. Эти события В.О.Ключевский и С.Ф.Платонов рассматривали как социальную борьбу масс против наступления крепостного права. Советские историки, подчеркивая социальную сущность этих событий, применяли такие термины, как «крестьянская революция», «казацкая революция», «крестьянская война». В последние годы в отечественной историографии такая оценка крестьянской войны включена как составная часть в концепцию «первой гражданской войны в России».
Социальная база восстания И.Болотникова была очень пестрой: обездоленные, беглые холопы, крестьяне, казаки и даже бояре. Согласно источникам восставшие имели две армии: одну возглавлял И.Болотников с князьями А.Шаховским и Б.Телятевским, другую – помещик из Тулы И.Пашков, к которому позже присоединился дворянин П.Ляпунов. Обе повстанческие армии и их вожди особо не отличались друг от друга по характеру, социальному составу, методам борьбы.
Причины данного восстания достаточно сложны. С одной стороны, глубокий социальный кризис и усиление крепостничества ухудшили положение народа и способствовали росту волнений на местах. С другой стороны, к восставшим холопам присоединились казаки, дворяне, бояре. В призывах лидеров восстания не было лозунгов к изменению социального строя. Более того, своим соратникам И.Болотников раздавал конфискованные земли, и они становились помещиками. Поэтому трактовать данное восстание в целом как антифеодальное нельзя.
Обе армии повстанцев дошли до Москвы, где весной 1607 г. войско И.Болотникова было разбито. Это событие еще больше усложнило ситуацию: распространялись грабежи, уголовщина, появился Лжедмитрий II. Личность человека, выдававшегося себя за царя Дмитрия, чудом спасшегося в Москве от боярского заговора, до сих пор достоверно не установлена. Под его знаменем собрались угнетенные народы, казаки, часть служилых людей, отряды польских и литовских авантюристов. Лжедмитрий II опирался на силы польских феодалов и на отряды казаков. По мнению В.Б.Кобрина, самозванец унаследовал авантюризм своего предшественника, но не его таланты. Имея почти 100-тысячную армию, он не смог навести в ее рядах порядок, выбить Василия Шуйского из Москвы. Лжедмитрий II в июле 1608 г. разбил лагерь неподалеку от столицы. Полтора года в России существовали две равноправные столицы – Москва и Тушино, каждая со своим царем, Думой и патриархом. Страна разделилась: одни были за царя Василия II, другие – за Лжедмитрия II. Борьба между царем и самозванцем шла с переменным успехом, пока не появилась третья сила – сын польского короля Сигизмунда III Владислав.
Дело в том, что в 1609 г. В.Шуйский призвал себе на помощь шведскую армию. Первое время русско-шведские войска успешно боролись против польских, но вскоре шведы стали захватывать новгородские земли. В результате интервенция расширилась. Присутствие на территории России шведских войск вызвало гнев польского короля Сигизмунда III, так как он враждовал со Швецией. В сентябре 1609 г. он со своим войском перешел границу и осадил Смоленск. В это время здравомыслящие люди из разных лагерей пришли к компромиссу: предложили русский престол Владиславу, сыну польского короля. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит в конце 1610 г. Царь Василий был свергнут с престола летом 1610 г. и насильно пострижен в монахи. У власти оказалась группировка из 7 бояр – «семибоярщина». В этот момент Сигизмунд неожиданно для всех решил отобрать престол у своего сына. Все планы сторонников разрешения конфликта рухнули. Московский престол снова оказался пустым.
Рост польско-шведской интервенции на русской территории привел к началу третьего – национального этапа Смуты. В это крайне тяжелое время для страны ее патриотические силы сумели объединиться и дать отпор притязаниям захватчиков. В 1611 г. земский новгородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский объединили народ в ополчение и сумели освободить русские земли от интервентов. Это было началом борьбы за возрождение Русского государства.
Необходима была сильная центральная власть. В самом начале 1613 г. был созван Земский собор для избрания нового царя. Им был избран сын знатного боярина – Михаил Романов (1613 – 1648). Его репутация была чиста, род Романовых не был замешан ни в одной авантюре Смутного времени. И хотя М.Ф.Романову было всего 16 лет и у него не было никакого опыта, за его спиной стоял влиятельный отец – митрополит Филарет.
Перед правительством молодого царя стояли очень сложные задачи: 1) примирить враждующие группировки; 2) отразить атаки интервентов; 3) вернуть некоторые исконно русские земли; 4) заключить мирные договоры с соседними странами; 5) наладить в стране хозяйственную жизнь. За сравнительно небольшой срок эти трудные задачи были решены.
Последствия Смуты на несколько десятилетий определили развитие русского общества. Выделим важнейшие из них.
В экономическом плане Смута оставила катастрофический след. Недаром современники называли ее «великим московским разорением». Обезлюдели прежде всего центральные и западные районы России, в некоторых уездах пашня сократилась в десятки раз, маломощное крестьянское хозяйство неспособно было даже к простому самовоспроизводству. Государство испытывало серьезные финансовые затруднения.
В социальном отношении окончание Смуты не означало полного преодоления кризиса российского общества рубежа XVI – XVII вв. Напротив, разруха и финансовые проблемы влекли за собой рост налогового пресса, увеличения продолжительности сроков «урочных лет» до полного закрепощения крестьянского и посадского населения, что в свою очередь обострило социальные противоречия. Не случайно XVII в. вошел в историю как «бунташный век»: 1648 г. – Соляной бунт в Москве, 1650 г. – восстания в Новгороде и Пскове, 1654 г. – Чумной бунт в Москве, 1662 г. – Медный бунт и, наконец, 1670 – 1671 гг. – крестьянская война под предводительством С.Т.Разина. И это далеко не полный перечень.
В политическом отношении Смута ознаменовала дальнейшее ослабление позиций боярства и выдвинула на авансцену политической жизни дворянство. Существенным политическим следствием Смутного времени явилась и активизация сословно-представительных органов власти. В важнейших вопросах – войны и мира, финансовых – правящие круги опирались на земские соборы, первое время действовавшие практически постоянно.
Главные направления внешней политики России XVII в. также во многом предопределены итогами Смуты. По Столбовскому миру 1617 г. Швеции отошло побережье Финского залива и Карела, Россия лишалась выхода к Балтике. Еще более тяжелыми были условия Деулинского перемирия 1618 г.: к Польше отходили смоленские, черниговские и северские земли. Возврат отошедших к Польше земель, а также Украины, был стержнем внешнеполитических усилий Русского государства.
В культурно-цивилизационном плане итоги Смуты неоднозначны: с одной стороны, рост национальных патриотических чувств и настроений; с другой — усиление замкнутости, изоляции страны. Одним из существенных проявлений этого процесса стали религиозные споры, борьба за чистоту российского православия.