Реформы 50-х годов XVI в. и их результаты
В годы правления Василия III (1505 – 1533) завершение территориального объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси сопровождалось первыми попытками усовершенствования государственно-политической системы. В составе Дворца стали выделяться, например, избы – прообразы органов отраслевого государственного управления. В системе местного управления некоторые уголовные дела передавались в ведение выборных лиц из местных дворян. Однако в 30-е годы XVI в. развитие системы государственного управления делало первые шаги. После смерти Василия III его малолетний сын Иван IV (родился в 1530 г.) был официально провозглашен великим князем. При жизни матери, Елены Глинской, политическая борьба в среде московского боярства еще сдерживалась. Но ее смерть в 1538 г. открыла полосу ожесточенной борьбы боярства за представительство в Боярской думе, за прямое влияние на мальчика-государя. Особенно ожесточенно борьба велась между боярскими группировками Шуйских и Бельских. Усилились местнические споры, возросла бесконтрольность в земельных пожалованиях. Боярские междоусобицы задержали процесс реформирования госаппарата, но не остановили его совсем.
Однако только венчание Ивана IV на царство (1547) создало необходимую стабильную обстановку для проведения масштабных реформ. Иван IV был провозглашен первым русским царем не случайно. Царский титул подрывал возможные попытки притязания удельных князей на соправительство, этим же титулом московский государь приравнивался к государям «великих держав». Укрепление авторитета центральной власти способствовало превращению ее в центр консолидации политических сил.
Вокруг молодого царя сформировался круг приближенных к нему деятелей – так называемая «Избранная рада», неофициальное правительство страны. В него вошли дворянин А.Ф.Адашев, придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, князь А.М.Курбский. Избранная рада стала органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть и формировал новый аппарат государственного управления. Новое правление было основано на компромиссе между феодальной аристократией, служилым дворянством и царем.
В 1549 г. был созван первый Земский собор – сословно-представительное учреждение, предназначенное для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Само появление таких учреждений было показателем объединения русских земель в единое государство, роста политического значения дворянства и участия церкви в системе государственного управления. Земские соборы стали (наряду с Боярской думой) институтами сословно-представительной монархии.
На Земском соборе 1549 г. Иван IV заявил о необходимости проведения внутренних реформ, целью которых была дальнейшая централизация государства. 50-е годы XVI в. стали временем активного проведения этих преобразований, вошедших в историю как реформы Избранной рады.
Центральной реформой стала отмена кормлений и создание вместо них принципиально новых органов местной власти в 1555 – 1556 гг. Земские органы власти были выборными, а не назначаемыми из центра. Во главе их стояли выборные головы или старосты из местных феодалов. В их руках концентрировались функции управителей и судей. Аппарат местного управителя состоял из дьяка (подьячего), заведовавшего канцелярией, и целовальников из местных крестьян. Термин «целовальник» произошел от обычая целовать крест во время принесения присяги. В городах выбирали земских старост, обычно из зажиточной верхушки, а в помощь им – земского дьяка и целовальников.
Новые органы власти осуществляли исполнение поступавших из центра распоряжений, сбор и отправку в столицу налогов, они же отвечали за исправное отбывание государевых повинностей (строительство городов, оборонительных сооружений, дорог и т.п.). В сфере суда земские органы обладали меньшими полномочиями. Органы власти на местах стали более подконтрольны центру, чем кормленщики. Доходы, ранее получаемые кормленщиками, стали поступать в казну.
В 50-х годах XVI в. стали перестраиваться и центральные учреждения. Была сформирована приказная система управления с постоянным штатом служащих и определенным бюджетом. Важнейшими приказами стали следующие: Разрядный, ведавший обороной государства и служебными назначениями; Посольский, ведавший иностранными делами, и Поместный, в компетенцию которого входили вопросы, связанные с феодальным землевладением. Несколько приказов заведовали сбором прямых и косвенных налогов (казна, приказ Большого прихода). Сыском и судом по делам высшей уголовной юрисдикции ведал Разбойный приказ, который был и верхней инстанцией для всех местных судов. Число приказов достигло к концу XVI в. двадцати. С присоединением новых территорий создавались новые территориальные приказы (Казанский, Сибирский).
В период реформ завершилось формирование вооруженных сил России. Их основу составляло поместное ополчение, включавшее всех годных к службе дворян с нормированным числом боевых холопов-по-служильцев. В ходе проведения военной реформы было принято Уложение о службе (1556), которое определило порядок несения военной службы вотчинниками и помещиками, а также численность их военных слуг в зависимости от размеров земельных владений. Теперь с каждых 150 десятин возделываемой земли феодал должен был выставить одного полностью экипированного конного воина.
Уже во второй половине XVI в. к русскому войску относились казаки. Казачье войско сложилось на Дону как особая военная вольница, практически независимая от московского правительства. Активная внешняя политика России неуклонно приводила к сближению власти с казачеством, которое постепенно стало использоваться как регулярное войско для несения пограничной службы в новых южных городах. Казаки обосновались здесь станицами. Все преобразования имели целью укрепление могущества государства.
Была осуществлена реформа суда. В 1550 г. был издан новый Судебник. По сравнению с Судебником 1497 г. нормы права были существенно дополнены и уточнены, а значение органов центральной власти усилено. В Судебнике 1550 г. был отражен и процесс закрепощения крестьянства. Теперь право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому ограничивалось лишь одним днем в году (Юрьев день осенний, 26 ноября), а размеры пожилого (уплаты пошлины) возрастали.
Эпоха преобразований задела и старую систему местничества. Указ 1550 г. ввел некоторое ее ограничение. Было признано, что молодых аристократов, которые начинали службу в 15-18 лет, несмотря на их происхождение и высокое служебное положение предков, нельзя назначать воеводами.
Реформы 1550-х годов не оставили в стороне и церковь. В 1551 г. состоялся церковный собор, который утвердил Стоглав – сборник предписаний о церковной обрядности (они была унифицированы), внутренней жизни церковного сословия, его взаимоотношениях с обществом и государством.
По мнению одних историков, преобразования Избранной рады имели комплексный, программный характер. По мнению других, реформаторы действовали без четко разработанного плана, серьезным изменениям подверглись все основные сферы жизни государства.
В историографии реформы Ивана IV трактуются неоднозначно. Тем не менее почти все исследователи признают, что реформы носили продворянский характер, имели резко выраженную антибоярскую направленность. В целом преобразования 50-х годов XVI в. отвечали потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса. Вплоть до ХVII в. Россия оставалась самодержавной монархией с Боярской думой и боярской аристократией. Это вовсе не умаляет огромной реформаторской деятельности Избранной рады, которая в течение 13 лет разрабатывала реформы и проводила их в жизнь.
Деятельность Избранной рады привела к крупным военным и внешнеполитическим успехам. В 1552 г. в результате военного похода русских войск Казанское ханство было присоединено к России. В 1556 г. было присоединено Астраханское ханство, в результате все течение Волги вошло в состав русского государства и началась колонизация Поволжья. Начало войны с Ливонским орденом (1558) принесло блистательные успехи. Но именно тогда произошел разрыв царя с главными советниками. Не последнюю роль в этом разрыве сыграли споры по поводу переориентации основного направления внешней политики с восточного на западное (стремление получить выход к Балтийскому морю).
Иван IV удалил от дел и подверг репрессиям всех деятелей Избранной рады. Политическое согласие и баланс сил в правящей элите были ликвидированы. Легкость падения реформаторов не означала, однако, непрочности свершенных реформ. Главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы, характер права пережили самого Ивана IV и сохранили свой позитивный смысл на долгое время.