Создание социально-политической системы Российского государства.
Российская государственность уходит своими корнями в IX в., когда в результате объединения ряда восточнославянских племенных союзов возникла Киевская Русь – одно из самых больших государств раннесредневековой Европы. Она существовала как единое политическое целое два с половиной века и была связующим звеном между европейскими и восточными странами. Границы Киевской Руси сложились в основном к концу Х в. и оставались стабильными в последующее время. Они соответствовали территории расселения восточнославянского этноса. В состав государства вошло несколько неславянских (финноязычных) народов, обитавших в Волго-Окском междуречье и близ побережья Финского залива.
Являясь сильнейшей державой в Восточной Европе, Русь могла противостоять такому опасному противнику, как Хазарский каганат (тюркское государство в междуречье Нижнего Дона и Волги), набегам кочевых племен, обитавших в зоне Северного Причерноморья (печенегов и половцев). Важным направлением русской внешней политики были отношения с Византией. Обширные связи поддерживала Русь со странами Центральной и Западной Европы. В частности, русские князья заключали династические браки с правителями Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции и др. В рамках древнерусского государства произошло становление раннефеодальных отношений, для которых характерно сочетание родоплеменных и феодальных черт развития, обозначились политические традиции, сформировалась древнерусская народность, сложились культурно-исторические связи с соседними странами. Для зрелого феодализма характерно: господство натурального хозяйства, наделение непосредственного производителя землей и средствами производства, личная зависимость крестьян от феодалов, низкий уровень развития техники.
С конца Х и до середины XII в. Русь представляла собой относительно единое государство, его составными частями были волости – территории, в которых властвовали родственники киевского князя – верховного правителя. Постепенно самостоятельность волостей усиливалась. Они закреплялись за определенными ветвями разросшегося княжеского рода Рюриковичей. В каждой волости формировалось вотчинное землевладение какой-либо княжеской ветви. Этот процесс наметился уже во второй половине XI в. Вскоре началось дробление государства и к середине XII в. сформировался ряд фактически самостоятельных княжеств: Киевское, Черниговское, Смоленское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское и др. Их становление происходило на фоне бурного развития производительных сил общества, прогресса сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. Усложнилась и социальная структура русского общества, более четко обозначилось его расслоение в отдельных землях и городах: боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города. Развивалась зависимость сельских жителей от землевладельцев. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба в обмен на земельное пожалование на время этой службы. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь.
Феодальная раздробленность (т. е. процесс политической обособленности, создания самостоятельных государственных образований) была закономерным периодом развития государственности, в рамках которого шло динамичное экономическое, социальное и политическое становление русских земель. Отношения между ними регулировались соглашениями и обычаями, экономически княжества не отгородились друг от друга, к тому же религия и культура оставались у них общими. Однако раздробленность ослабила силы государства, сделала его уязвимым для внешней опасности. В 1236 г. началось завоевание Руси монголо-татарами, а в 1240 г. оно завершилось падением Киева. Установление длительной зависимости от Золотой Орды (так называемое иго) оказало значительное влияние на тип русского феодализма, на темпы его развития, оно законсервировало феодальную раздробленность и обусловило отставание Руси от развитых стран Европы. Однако монголо-татарское завоевание не смогло помешать постепенному формированию объединительных тенденций, и на рубеже XIII – XIV вв. русские земли стали втягиваться в процесс объединения на новой, более высокой ступени.