Тема 21. механизм правового регулирования
Механизм правового регулирования (МПР)- это система правовых средств, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.
Правовое регулирование направлено на:
- регулирование общественных отношений, т.е. отношений между членами соответствующего общества, гражданами конкретного государства и их взаимоотношений с гражданами других государств, государственными и общественными органами, должностными лицами как российскими, так и иностранными, лицами без гражданства;
- регулирование общественных отношений, проходящих через волю и сознание человека;
- регулирование общественных отношений между субъектами права;
- регулирование индивидуально-конкретных общественных отношений;
- регулирование наиболее социально-важных, типичных общественных отношений между людьми;
- регулирование тех социально-важных, типичных общественных отношений, которые объективно поддаются юридическому регулированию (отношения любви, дружбы, неприязни и т.п. не входят в предмет правового регулирования).
Итак, предмет правового регулирования — это индивидуально-конкретные общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования.
Социальные возможности (пределы) правового регулирования:
- уровень экономического развития общества;
- уровень духовного развития общества;
- уровень политического развития общества;
- уровень правового развития общества.
Стадии МПР:
- возникновение общественных отношений, объективно требующих правового урегулирования;
- правовая регламентация общественных отношений, т.е. создание правовой нормы — закона или подзаконного акта;
- возникновение правоотношений (например, реализация сотрудником милиции своих профессиональных обязанностей);
- применение права (в случае уклонения обязанной стороной правоотношения от исполнения своих юридических обязанностей, обеспечения управомоченной стороне возможности для реализации своих прав, свобод, законных интересов).
Структура МПР:
- нормы права, т.е. общие правила поведения субъекта права;
- юридические факты, которые приводят в действие уже существующую норму права;
- правоотношения как конкретная модель поведения для конкретных субъектов, вытекающая из соответствующих норм права;
- акты применения права, которые служат фактически юридическим основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношений;
- акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей (в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права) субъектами права.
Правовое регулирование может быть:
— эффективным;
— малоэффективным;
— неэффективным.
Эффективность правового регулирования зависит от:
- соответствия правовой нормы, права, правовой системы уровню, интересам и потребностям экономического, политического и духовного развития общества;
- наличия совершенного законодательства;
- способности законодателя оперативно реагировать на возникающие потребности в правовом регулировании тех или иных общественных отношений;
- способности законодателя учитывать в процессе правотворчества достижения юридической науки и практики;
- уровня правовой культуры населения;
- четкой и слаженной работы всех звеньев государственного аппарата, уровня профессиональной подготовленности конкретного государственного служащего.
Стадии механизма правового регулирования |
возникновение общественных отношений, объективно требующих правового урегулирования; |
правовая регламентация общественных отношений, т.е. создание правовой нормы — закона или подзаконного акта; |
возникновение правоотношения |
применение права |
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается сущность и основные цели правового регулирования общественных отношений?
2. Почему право не может регулировать все без исключения общественные отношения? Зависят ли пределы правового регулирования от существующего в государстве политического режима?
3. Какова теоретическая модель процесса правового регулирования? Всегда ли правовое регулирование проходит все вышеперечисленные этапы?