Пример 15.4: Проведение фокус-группы онлайн
Со ссылкой на пример 15.2, маркетинговые исследователи Henrietta O’Connor и Clare Madge начинали свое расследование с интернет-ориентированного наблюдения, а затем, набрав участников, каждый из которых был членом виртуального сообщества, они проводили интернет-ориентированные фокус группы. Они описали процедуру следующим образом:
Мы отправляли каждому интервьюируемому (участнику конференции) программное обеспечение с инструкциями по установке и использованию. В случае возникновения проблем помощь предоставлялась по телефону или электронной почте. Затем интервьюируемым высылался перечень возможных дат и времени проведения интервью и была назначена серия из четырёх групповых интервью с участием от 2 до 4 человек в различное время дня и недели, устраивающее и участников и исследователей…
Мы отводили на интервью час, однако просили подключиться всех на несколько минут раньше, чтобы проверить все ли собрались. Каждое интервью начиналось с приветственного сообщения и представления о своём присутствии. Мы представились сами и дали инструкции для интервью, в которых объяснялся формат вопросов и освещались потенциальные технические трудности. Затем, мы начинали с основного вопроса, которые, как и остальные 8 вопросов был связан с ними и произрастал из «живого наблюдения». В конце каждого интервью мы благодарили участников, предлагали им получить копии текста интервью и объясняли им процесс публикации (O’Connor and Madge, 2003: 136).
Задавание вопросов
Когда вопросы задаются в традиционных фокус-группах, обычно исследователей следует от общего к более частному, так же как и в других качественно-ориентированных интервью. Например, вы можете начать с освещения общей информации о продукте, чтобы создать непринужденную обстановку, а затем углубляться в обсуждение мыслей и чувств участников относительно продукта.
Однако онлайн опрос, отличается тем, что вопросы предопределены заранее и следуют в установленном порядке. Причиной этому служит то, что «высокая интерактивность фокус групп в реальном времени несет в себе риск предоставления поверхностных данных» (Mann and Stewart, 2000: 122). Онлайн-чат провоцирует давать короткие, малообдуманные ответы, которые могут увести дискуссию с намеченного вами пути. Таким образом полезно заготавливать специфические вопросы заранее, чтобы убедиться в том, что собранные данные будут достаточно богатые и фокусированы на исследуемой теме. Помните, что в интервью лицом к лицу вы можете отходить от заготовленного текста, для того чтобы прояснить и проследить несколько моментов.
Вовлечение всем участников в противовес позволению небольшому индивидуальному доминированию в ситуации требует от вас проявления всех ваших дипломатических учений. Это проще в случае работы с меньшими группами. Хороший модератор не будет резок с доминирующими участниками, иначе это подаст неверный знак другим членам группы, который либо снизит решительность свободно высказываться в случае если им делают замечание, либо обязывать говорить что угодно во избежание нападок. Вместо этого, когда вы в роли модератора вы можете поощрять других высказываться (или писать в случае онлайн дискуссии) говоря «давайте сейчас выслушаем кого-нибудь еще» или «было бы интересно узнать, если кто-то имеет иную точку зрения на это». На встречах лицом к лицу вы также можете избегать
контакта глаз с доминирующим участником, вместо этого смотря на того, от кого хотите что-либо услышать. Иной способ обойти эту проблему если вы исследуете онлайн в режиме реального времени – это отправить приватное сообщение некоторой группе участников, прося их высказаться, или поделиться своим мнением. Эта беседа будет прочитана лишь получателями, а не остальными членами группы.