Глобальная империя человека

На протяжении моей жизни ход человеческой истории решительно и внезапно переменился. Суть этих изменений в том, что за какие-нибудь несколько десятков лет завер -шился продолжавшийся много тысячелетий период мед­ленного развития человечества и наступила новая дина­мичная эпоха. Буквально ошеломленные событиями, кото­рые свидетельствуют об этих переменах, мы все время задаем себе вопрос, что же несет нам этот новый век, ста­нет ли он звездным часом человечества или ввергнет пас в пучину ужасов и зла. И как мне кажется, все эти пере­мены, в сущности, касаются именно изменившегося поло­жения самого человека на Земле. Если раньше он был не более чем одним из многих живых существ, живущих на планете, то теперь человек превратил ее в свою безраз­дельную империю.

С тех пор как существует человечество, люди всегда бились над вопросом, что значит быть человеком и в чем состоит его земное предназначение. Поиски ответов на этот вопрос служили вечной темой философских и рели­гиозных размышлений. Теперь, впервые в истории, по­явился новый мощный фактор, который необходимо при­нимать во внимание, размышляя о судьбах человечества. И этот фактор — огромное и все возрастающее материаль­ное могущество самого человека. Это могущество возра­стает по экспоненте, год за годом аккумулируя силы для дальнейшего роста. Однако развитие это в высшей степени сомнительно и неоднозначно, ибо оно может послужить на благо человеку только при разумном и сдержанном к нему отношении, при безрассудном же его использовании человеку грозит непоправимая катастрофа.

3* 35

В сущности, с тех самых пор, как появился венец тво­рения — Человек, — жизнь на планете постоянно и непре­рывно изменялась, и его влияние стабильно росло на про­тяжении тысяч поколений. Теперь, однако, когда оно ста­ло возрастать с поистине космической скоростью, судьба всех имеющихся форм жизни на Земле — в значительно большей степени, чем в прошлом, — зависит от того, что делает или чего не делает человек. Основной вопрос се­годня сводится к тому, как умудрится он разместить на Земле дополнительные миллиарды себе подобных и обес­печить все их многочисленные потребности и желания. Какие еще живые существа окажутся новыми жертвами его триумфального исторического восхождения и рас­ширения, за которые ответственным будет только он один.

Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которых человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже гибридизированы, приспособлены к его требо­ваниям и выхолены с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естествен­ного отбора, который обеспечивает генетическую эволю­цию и приспособляемость диких видов. (А ведь до сих пор так и неизвестно, в какой мере такое одомашнивание снижает со временем сопротивляемость к болезням и па­разитам). Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственного применения, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжа­лостно разрушены в целеустремленном продвижении че­ловечества вперед. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая все еще нужна как естественная среда обитания самого человека, для его физической, и духовной жизни.

Однако вся эта поднятая человеком грозная волна, если ее не приостановить, неминуемо настигнет и его са­мого. Ведь человек появился как результат длительной естественной эволюции — процесса, в котором, как в слож­нейшей ткани, тесно и прихотливо переплелись жизни тысяч и тысяч организмов. Сможет ли сам он выжить даже в роскошном замке, куда добровольно заточил себя, отгородившись от всего живого мира, взяв с собой лишь нескольких приближенных? Никогда еще судьба человека

пе зависела в такой степени от его отношения ко всему живому на Земле. Ведь, нарушая экологическое равнове­сие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ем­кость планеты, человек таким путем может в конце кон­цов сам расправиться со своим собственным видом не хуже любой атомной бомбы.

И это не единственное, в чем новая благоприобретен­ная мощь человека отразилась на его собственном положе­нии на планете. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было раньше, все­возможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промыш­ленной, научной, а чаще научно-технической револю­цией. Последняя, существенно увеличившая давление и остальных, началась, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои огромные научные знания о физическом мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все наби­рает и набирает скорость. Ведь тот непрерывный поток новых технологических процессов, различных приспособ­лений, готовых товаров, машин и оружия, который с поис­тине захватывающей дух скоростью выливается из техни­ческого рога изобилия, поглощает лишь часть непрерывно возрастающего объема научных знаний человека. Можно с уверенностью утверждать, что поток этот и дальше будет расти.

Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех назван­ных выше революций, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было — в весьма упрощенном виде, разумеется, — представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Те­перь в эту человеческую систему властно вошел четвер­тый и потенциально неуправляемый элемент — основан­ная на науке Техника.

Природа наделила свое последнее дитя — Человека — чувством благоговения перед таинством всего происходя­щего вокруг него, способностью задаваться вопросом, кто же создал все это. Созерцая бескрайние моря, бесконеч­ные небеса и необъятные земли, он спрашивал себя, что скрывается за тем, что доступно его взгляду. Восхищаясь окружающими его животными н растениями, он пытался вообразить себе, какие диковинные звери, птицы и цветы могут водиться в неведомых ему дальних краях. Сталки­ваясь со стихийными силами молний, ветров, волп и вул­канов, он сознавал, как ничтожен он сам. Человек все больше и больше склонялся перед Природой, ощущая ее непостижимость и таинственность. Так он придумал

Бога.

Вторым элементом был сам Человек, вобравший в свою хрупкую оболочку всю радость и всю скорбь жизни. А по мере того как оп открывал для себя все больше и больше и начинал размышлять о своем теле н мыслях, о теле и мыслях своих близких, своего потомства, о рож­дении и смерти, загадочность и таинственность все боль­ше и больше обволакивали его, распространяясь и на пего самого, и на его собственную судьбу. Так он связал с Бо­гом не только Природу, но и самого себя. Потом оп пошел еще дальше, наделил Бога человеческими чертами и поч­ти вплотную подошел к тому, чтобы обожествить самого

себя.

Будучи существом общительным, человек держался себе подобных. Так возник третий элемент в виде семьи, клана, племени, орды, деревни. Постепенно Общество — этот третий элемент мира человека — расширялось, а вместе с тем росла его сложность, развивались и претер­певали изменения связующие его внутренние культурные узы. Все это благоприятствовало появлению тех, кто при­нимал или оказывал непосредственное воздействие на принятие большинства решений: патриархов, вождей, муд­рецов, пророков, целителей, полководцев, судей, должно­стных лиц — всех тех, кого мы ныне причисляем к истэб­лишменту.

Однако развитие социетальной организации и благопо­лучное существование человека в этой его среде были невозможны без соответствующих материальных усло­вий. Он нашел путь к удовлетворению этой своей потреб­ности за счет ориентации и специализации своих природ-

Йых талантов. Развив их, он создал сначала примитивнее, а потом и все более мощные и изощренные средства за­щиты и передвижения, а также всякого рода инструменты и механизмы. И они стали его искусственным миром, продолжением его собственных физических способ­ностей.

Так что человеческая Техника почти так же стара, как и сам человек, и была она вначале скорее средством, чем самоцелью. И вплоть до недавнего времени ему удавалось поддерживать разумное равновесие между тем материаль­ным прогрессом, который она обеспечивала, и той социо­культурной жизнью, которой она должна была служить. Теперь, когда техника в своей новой версии зиждется ис­ключительно на науке и ее достижениях, она приобрела статус доминирующего и практически независимого эле­мента. Прежнее равновесие оказалось безвозвратно нару­шенным. За последние годы результаты технического раз­вития и их воздействие на нашу жизнь стали расширяться и расти с такой прямо-таки астрономической скоростью, что оставили далеко позади себя любые другие формы и виды культурного развития. Так что человек уже не в со­стоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознать и оценить последствия всего происходя­щего. Техника, следовательно, превратилась в абсолютно неуправляемый, анархический фактор. Однако даже в том случае, если нам удастся найти пути поставить ее под на­дежный контроль, все равно она уже принесла в наш мир и будет продолжать вызывать в нем поистине эпохальные изменения. И новый факт здесь состоит в том, что — на радость нам или на горе — техника, созданная человеком, стала главным фактором изменений на Земле.

Итак человеческое развитие вступило в новую эру. С незапамятных времен человек, изобретая остроумные, но относительно бесхитростные приспособления, облегчающие ому жизнь, медленно, со скоростью черепахи, полз по пу­ти прогресса. В начале текущего столетия темпы развития стали резко возрастать, машины стали больше и сложнее, по масштабы их все еще оставались «соизмеримы с самим человеком». Водораздел между двумя эпохами связан с появлением высокоразвитой техники и сложных искусст­венных систем в авиации и космонавтике, вооружении, транспорте, коммуникациях, информации, с использова­нием этих систем при сборе и обработке данных и т. д.

Все эти технические изменений радикально трансформи­ровали нашу повседневную жизнь. Гигантский мир, соз­данный человеком, не только ошеломлял нас, но порою производил прямо-таки пугающее впечатление. Гроздья сцепленных друг с другом человеческих и природных систем и подсистем — при всем том разнообразии, которое они приобретали в различных районах, — оказались прямо или косвенно связаны между собой. И сеть их опутала всю планету, заставив ее служить практическим целям. Любое повреждение или нарушение в одной из этих систем мо­жет легко перекинуться на другие, приобретая порой эпи­демический характер.

Так пришел конец той культуре и образу жизни, ко­торые вели свое начало от далекой эпохи неолита. Мое по­коление еще успело насладиться последними плодами этой безвозвратно ушедшей поры, ее утонченностью, изы­сканностью и элегантностью. Сейчас все это стремительно исчезает из нашей жизни. И мы приходим в замешатель­ство, размышляя о той непомерной власти, которая за­ставила всю планету сдаться на милость человека. Перед нами, как неясный еще мираж, мапящий и соблазнитель­ный, и в то же время полный угроз и неизвестного, маячит век безраздельной империи человека.

Эта глобальная человеческая империя располагает, в сущности, всем необходимым для того, чтобы затмить все предыдущие цивилизации. И в то же время вполне воз­можно, что ее ждет трагический конец грандиозной вагне-ровской Валгаллы. По-видимому, мы сейчас слишком близ­ки к поворотному пункту истории, чтобы рассмотреть в истинном, неискаженном виде возможные варианты того будущего, к которому мы идем. Однако я уверен: нам никогда не найти дороги к спасению и новым, более высоким свершениям, если мы сначала не попытаемся по­нять, в чем суть нового положения человека в мире и какую новую роль и новую ответственность оно предпола­гает.

Чтобы организовать обсуждение всех этих вопросов, я буду условно называть тотальной системой глобальную систему Природа — Человек — Общество — Техника; че­ловеческой системой — ту ее часть, которая включает лишь последние три элемента, без Природы; и, наконец, природной системой, или экосистемой, — весь внешний мир.

Новая роль человека

Человек был чрезвычайно проворен, извлекая непо­средственную пользу из тех технических возможностей, которые он столь стремительно приобретал. За последние несколько десятилетий он достиг гораздо более ощутимого материального прогресса, чем за многие предшествующие столетия. Для моего поколения было поистине волнующим зрелищем наблюдать, как человечество покоряет все новые и новые вершины знаний, одерживает все новые и новые победы и продолжает свой триумфальный путь к новым высотам и свершениям. И это породило во многих людях те новые стремления и потребности, которые называют ре­волюцией растущих ожиданий.

Моя мать часто рассказывала мне, что, когда я родился, она могла выглянуть из окна и увидеть, как Де Лагранж парит над землей в своей допотопной летающей машине. А сейчас земной шар буквально опутан плотной сетью воз­душных путей, а некоторые самолеты могут летать быст­рее звука. Так сбылась одна из самых древних грез чело­века — летать в небесах.

Не менее захватывающие открытия сделаны человеком и в области исследования космоса и тех сил, которые обес­печивают незыблемость вселенной, несмотря на ее вечпое движение. Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформулировать общую тео­рию относительности, теорию расширяющейся вселенной, открыть секрет происхождения элементов. Другие тем вре­менем изобретали чрезвычайно сложное оборудование, по­зволяющее экспериментальную проверку этих теорий. А пока покорение этих неприступных порогов приближало пас к бесконечности, лежащей за пределами даже самой безудержной поэтической фантазии, на другом конце спек­тра познания мы проникли в тайны бесконечно малых объектов. Расщепление атома, определение структуры ядра и обнаружение множества эфемерных частиц, а также рас­шифровка генетического кода, синтез рибонуклеиновой кислоты и многие другие открытия, выходящие за пределы моего понимания, — все это способствовало неумолимому разоблачению секретов материи и самой жизни. Конечно, Природа, подобно великому фокуснику, храпит в своих ши­роких рукавах еще множество неразгаданных тайн и хит­ростей, однако человек И к ним подбирается все ближе.

Это феноменальное расширение границ наших теорети­ческих знаний привело к открытию таких вещей, как ла­зер, мазер, антиматерия, голография, криогеннка и сверх­проводимость. Параллельно с этим не менее революцион­ные достижения были отмечены и в прикладной сфере. Мы знаем их под именами витаминов, бульдозеров, пеницил­лина, инсектицидов, телевидения, радара, реактивных дви­гателей, транзисторов, карликовой пшеницы, противозача­точных пилюль и многими-многими другими именами. Та­кое экспоненциальное накопление научных знаний и технических навыков, новых машин и новых видов продук­ции позволило человеку приблизить область фантазии к границам реальности и рассчитывать на еще более бле­стящее будущее.

Человек теперь может бороться и побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествую­щими поколениями) продолжительность жизни, сущест­венно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовер­шенствовал способы производства товаров и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах, он изобрел тех­нические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны, он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он пи был. Он повсюду настроил дорог, возвел дамбы, создал города, прорыл шахты, буквально завоевав и подчинив себе всю планету.

Почувствовав хрупкость и слабость собственного мозга, он взялся за работу и изобрел компьютер — верного элек­тронного слугу, мнемонические и вычислительные возмож­ности и скорость операций которого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. Наконец, в ослеплении гордыни он решился вступить в прямое состязание с При­родой. Сейчас он пытается овладеть огромной энергией ма­терии, оседлав ядерную энергию; распространить свои вла­дения за пределы Земли — первые шаги в этом направле­нии он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав приборы более детально исследовать солнечную систему; и, наконец, изменить самого себя с помощью человеческой инженерии и манипулирования с генетическим материа­лом человека.

Я менее всего склонен отрицать благородство всех этих свершений и планов, особенно если сравнить их с убогим, ограниченным и полным опасностей существованием, цо-

topoe влачил род человеческий на протяжении предшест­вующих столетий. Однако вот уже несколько лет, как меня беспокоит и приводит в недоумение беспорядочный, стре­мительный характер этого лавинообразного человеческого прогресса, которому не видно ни конца, ни края. Точные науки и основанная на них техника достигли поистине ги­гантских успехов, однако науки о человеке, морали и об­ществе плетутся где-то далеко позади. И стала ли челове­ческая мудрость хоть в чем-то лучше, чем во времена Со­крата? Все эти вопросы не перестают волновать меня, и всякий раз, когда я имею возможность обратиться^-; ауди­тории, я всегда подчеркиваю, насколько на первый взгляд сильные и прочные позиции человека на самом деле не­устойчивы и опасны.

Так или иначе, но из всего этого вытекает один непре­ложный и существенно новый факт. С оборонительных по­зиций, где он был полностью подчинен альтернативам са­мой Природы, человек стремительно перешел на позиции властелина и диктатора. И отныне он не только может воз­действовать и действительно воздействует на все происхо­дящее в мире, но также, вольно или невольно, определяет альтернативы своего собственного будущего — и именно Человеку предстоит сделать окончательный выбор. Иными словами, завоеванное им господствующее положение в ми­ре практически вынуждает его взять на себя общие регу­лирующие функции. А они в свою очередь предполагают — хочет того человек или нет — уважение к тем сложным си­стемам, в которых тесно переплетаются интересы человека и окружающей его природы. Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, он оказался те­перь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбит^ ра, регулирующего жизнь на планете — включая и свою собственную жизнь.

Эта новая роль человека возвышенна и благородна, ибо ему предстоит выполнять те функции и принимать те ре­шения, которые он ранее относил исключительно за счет мудрости Природы или считал прерогативой Провидения. Говоря словами Джулиана Хаксли, «его роль, хочет оп того или нет, в том, чтобы быть лидером эволюционного процес­са на Земле, и ему придется взять на себя руководство этим процессом, с тем чтобы ориентировать его в благо­приятном для всех направлении».

Не вызывает никаких Сомнений, однако, что человек пока еще не выполняет этой роли. Он даже и не начал осознавать, что обязанности его круто изменились и тол­кают его именно в этом направлении. Он все еще тратит значительную часть моральной и физической энергии на пустячную, случайную работу и мелкие перебранки, кото­рые, возможно, и имели раньше какой-то смысл, но теперь, в его имперский век, тщетны, бесполезны и абсолютно ему не к лицу. Он все еще склонен наделять технику почти мистическими свойствами, надеясь, что она может преодо­леть любые трудности, решить практически любые проб­лемы, автоматически проложить путь к блестящему буду­щему. Веря в почти безграничные возможности и всесилие техники, человек, однако, закрывал глаза на то, что при всем своем могуществе техника лишена интеллекта, не способна к рассуждениям и не умеет ориентироваться в нужном направлении. И именно человек — ее хозяин — призван модулировать и направлять ее развитие.

По мере того, как возрастало могущество современного человека, все тяжелее и ощутимее становилось отсутствие в нем чувства ответственности, созвучного его новому ста-,тусу в мире. У него, так сказать, хватило ловкости похи­тить огонь у богов, но не было их мастерства и мудрости, чтобы им воспользоваться. И в этом он уподобился нелов­кому ученику чародея, вынужденному корчить из себя великого волшебника. Могущество без мудрости сделало его современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим ни малейшего представления о том, как применить ее.

Снова и снова размышляя над всем этим, я все более убеждался, что нынешний глобальный кризис — где все элементы человеческой системы оказались неуравновешен­ными друг с другом — является прямым следствием не­способности человека подняться до уровня, соответствую­щего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем. Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное реше­ние ее связано с ним; и отныне квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей. Этот вывод, который не раз подтверждался в моей, так сказать, промышленной жизни, оказывается справедливым и в гораздо более ши­роком контексте. Его можно выразить следующей аксио-

мой: наиболее ваЭкньШ, от чего зависит судьба человечест­ва, являются человеческие качества — и не качества от­дельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты.

Наши рекомендации