Материалы к семнадцатому занятию. 25 декабря
Никита Сергеевич Хрущев
Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел – В.М. Молотов, министром обороны – Н.А. Булганин. Во главе нового министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять "коллективное руководство" страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство.
В ходе борьбы определились три ключевые фигуры: Маленков, Берия и Хрущев.
26 июня 1953 г. на заседании Президиума Совета Министров СССР, превращенного по ходу дела в заседание Президиума ЦК, Берия неожиданно для него был обвинен в ряде преступлений и тут же арестован Жуковым (зам. министра обороны), К.С. Москаленко и рядом других генералов и офицеров.
В декабре 1953 г. были рассмотрены дела Берии, В.Г. Деканозова, Б.З. Кобулова, других руководителей НКВД-МГБ-МВД, а в декабре 1954 г. – бывшего министра госбезопасности СССР В.С. Абакумова. Их обвинили в организации массовых репрессий в годы жизни Сталина и подготовке государственного переворота после его смерти. По приговору суда все они были расстреляны.
С образованием Варшавского Договора и вхождением ФРГ в НАТО в 1955 г. окончательно оформляются два враждебных друг другу блока.
В 1959 г. произошло беспрецедентное событие: советский лидер Хрущев нанес визит в США.
В октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств – участников Организации Варшавского Договора.
В то же время резко ухудшились отношения с Китаем и Албанией. Дело дошло до полного разрыва всех связей и открытой конфронтации с СССР. Причиной послужило не только неприятие разоблачений культа Сталина китайским руководством, но стремление последнего к самостоятельности во внутренней и внешней политике, его противодействие разрядке международной напряженности.
В августе 1961 г. в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Восток – Запад.
Осенью 1962 г. разразился острейший карибский кризис, когда мир буквально балансировал на грани третьей мировой войны. Стремление обезопасить Кубу, где в 1959 г. победила революция, а заодно и изменить, в свою пользу военно-политический баланс, подтолкнуло Хрущева к тайному размещению на Кубе советских ядерных ракет. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял и СССР.
Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева. В результате СССР вывел с Кубы свои ракеты, а США обязались уважать неприкосновенность ее границ и отказались от размещения своих ракет в Турции.
В 1954 г. Министерство госбезопасности было преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.
Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек, многие из которых – посмертно. Из тюрем и лагерей уже до XX съезда КПСС, вышли десятки тысяч человек.
В январе 1955 г. Г.М. Маленков по решению Пленума ЦК, утвержденному Президиумом Верховного Совета СССР, был освобожден от обязанностей Председателя Совета Министров страны и назначен министром электростанций. Председателем Совмина стал Н.А. Булганин, а министром обороны вместо Булганина был назначен Г.К. Жуков.
XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956 – 1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны "в краткие исторические сроки". Съезд вошел в историю советского общества благодаря докладу, сделанному Н.С. Хрущевым на последнем закрытом ночном заседании, докладу, которого в повестке дня не было. Материалы к докладу "О культе личности и его последствиях" подготовила комиссия ЦК во главе с секретарем ЦК КПСС академиком П.Н. Поспеловым.
В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хрущева. Его поддержали некоторые члены Президиума ЦК, руководители "силовых" ведомств – министр обороны маршал Жуков и председатель КГБ генерал Серов.
Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.
После устранения "оппозиции" были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов – его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС.
С 1958 г. Хрущев стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства.
С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны – на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан – прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).
Впервые в истории СССР было развернуто массовое жилищное строительство. Городской жилищный фонд в 1955 – 1964 гг. увеличился на 80 %. Были вдвое повышены пенсии, а с 1964 г. они впервые стали выдаваться и колхозникам. Значительно выросли зарплаты, потребление населением промышленных и продовольственных товаров. За 1950 – 1958 гг. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников – на 90%. В 1956 – 1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-чacoвoй, а подземных рабочих – на 6-часовой рабочий день. С 48 до 46 часов была сокращена и рабочая неделя.
В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование. В 50-е – начале 60-х годов бурно развивалось высшее образование, увеличивался выпуск специалистов. В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем высшая школа США.
В 1957 г. впервые в мире был осуществлен запуск, многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал первый советский Спутник, выведенный на космическую орбиту 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый в истории полет человека в космос. Началось систематическое освоение околоземного пространства.
Радиовещание охватило всю страну. В 1958 г. в стране действовало уже 53 телецентра, а число телевизоров достигло 3 млн.
Леонид Ильич Брежнев
Втайне от отдыхавшего в Сочи Первого секретари были созваны расширенное заседание Президиума, а затем и пленум ЦК.
13 октября 1964 г. Хрущев был срочно вызван в Москву якобы для обсуждения проблем сельского хозяйства. Ему был предъявлен длинный список обвинений.
На пленуме в результате голосования Хрущев был смещен со всех своих постов. Пленум признал нецелесообразным совмещение в одном лице обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Были осуждены волюнтаризм, субъективизм и подчеркнута необходимость коллективного руководства.
Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. – Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе.
Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.
Импульсом к утверждению открыто консервативного курса во внутренней политике СССР послужила «пражская весна», и ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 г. Слабые попытки протеста со стороны отдельных интеллигентов власти использовали для «закручивания гаек» в политической и культурной жизни страны.
Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициатором строительства новой модели социализма – "социализма с человеческим лицом". В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку "обновления социализма" путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как "контрреволюция". В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Руководство во главе с Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР.
Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну.
Нарастало противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.
В 1977 г. была прнята новая Конституция СССР. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. КПСС провозглашалась "ядром политической системы".
С 1977 г. Брежнев был не только Генеральным секретарем ЦК КПСС, но и Председателем Президиума Верховного Совета СССР.
Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Возрождался хозрасчетный принцип ведения хозяйства на предприятиях, создавались фонды материального стимулирования, предприятиям предоставлялись более широкие права в области планирования и др.
Со второй половины 60-х годов вновь была ужесточена цензура. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее – на отказ от нее.
Юрий Андропов.
В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии.
После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко.
Михаил Горбачев
В марте 1985 г Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обновления социализма".
В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены – лица, разделяющие идеи Генерального секретаря (Е.К. Лигачев, В.М. Чебриков, Э.А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев.
В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и меньшей дальности). Впервые был начат поворот от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г. он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в т.ч. почти 2/3 советских). Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия.
В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия. Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции.
Вывод советских войск из Афганистана (май 1988 г. – февраль 1989 г.) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР.
Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. Крушение существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств.
В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.
Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 г.).
Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план XII пятилетки (1986 – 1990 гг.).
Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально–экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве.
Перемены в общественно–политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет.
В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки".
В 1987 – 1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновление" идеологии.
XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.) утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.
Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).
В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе – Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, АД. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М.С. Горбачев.
В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений.
В 1990 г. в СССР впервые с 20–х годов появились политические партии помимо КПСС. Это Демократическая партия, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально–демократическая, Христианско-демократическая, Российский народный фронт, Крестьянская, Аграрная, Народная партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ.
В 1988 г. начался длительный вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал первым очагом будущего всесоюзного пожара.
В 1989 г. и особенно в 1990 – 1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (в Ферганской долине, Алма-Ате, Душанбе и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия.
Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.
12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом – А.В. Руцкой.
Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказалось 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.
В этих условиях М.С. Горбачев предложил вариант нового союзного договора по "обновлению СССР". В апреле – мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик, преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.
Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. За несколько дней до подписания нового Союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка предотвратить эту перспективу положить конец политике реформ. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивал проект Союзного договора, ослаблявший власть Центра, утрата действенного контроля за республиканскими Верховными Советами и правительствами.
Президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С. Горбачева – в связи с состоянием его здоровья – исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г.И. Янаев, премьер-министр B.C. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.
Но переворот не удался.
Президент России Б.Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.
События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. Сразу после подавления "августовского путча" три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.
В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств – России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и констатировали, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование»
Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение). 25 декабря Президент СССР сложил, свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.
Борис Ельцин
21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти – Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент – А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.
В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой начал формировать параллельное правительство. Ельцин предъявил народным депутатам ультиматум – покинуть "Белый дом" (Здание Верховного Совета России) до 4 октября. В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. Страна была на пороге гражданской войны.
В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. К утру 4 октября 1993 г. к «Белому дому» были стянуты танковые части Кантемировской дивизии, которые произвели обстрел здания Верховного Совета и уже во второй половине дня с помощью спецподразделений «Белый дом» был взят штурмом, а главные политические оппоненты Президента (Хасбулатов, Руцкой. Макашов, Баранников и др.) арестованы. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти – Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество".
Принятая 12 декабря 1993 г. на Всенародном референдуме пятая в истории страны Конституция Российской Федерации провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подвела черту под советским периодом истории России. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент на 4-летний срок. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания – постоянно действующего законодательного органа РФ.
Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на срок 4 года. Депутаты работают в парламенте на постоянной основе. В отличие от нижней палаты, Совет Федерации – верхняя палата парламента—формируется из представителей субъектов Федерации (по одному из представительной и исполнительной власти).
Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.
К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования
Принятая российским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическая реформа по методам западной программы «шоковой терапии», стала своеобразной альтернативой неудавшимся попыткам союзного руководства периода «перестройки» осуществить постепенную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики.
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Кроме того, реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан, обесценив их трудовые накопления, не были разработаны механизмы их индексирования. Уровень жизни населения упал, доходы большинства граждан сократились примерно на 2/3.
Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальной стоимости 10 тыс. руб.
Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. А с другой стороны, ваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлению промышленного производства, изменение формы собственности нe повысило эффективности производства.
Также мало получили и граждане России от ваучерной приватизации, завершившейся в июне 1994 г. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценились. Большинство россиян продали их задешево либо вложили в приватизационные фонды, которые вскоре прекратили свое существование. Контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий и теневиками. Получение рядовыми аукционерами дивидендов (доходов от акций) в условиях нарастания экономических проблем, убыточности предприятия становилось нереальным.
«Шокотерапия» вызвала рост социального напряжения в обществе, нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам (наука, культура, медицина, образование и др.). Общество подверглось резкой поляризации – разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих – с другой.
В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин.
В марте 1998 г. на смену В.С. Черномырдина пришел С.В. Кириенко. В его программе стабилизации экономики основной упор делался на повышение собираемости налогов. Но других более действенных рычагов для оживления производства найдено не было. Страна скатилась к финансовому кризису, который разразился в августе – сентябре 1998 г. С.В. Кириенко был отправлен в отставку.
Финансовый кризис тяжело отразился на экономике. Он больно ударил по так называемому «среднему классу»: мелким производителям, торговцам, «челнокам» и т.д. В стране развернулась острая борьба вокруг проблемы дальнейшего социального и политического развития страны.
В этой обстановке к власти пришло коалиционное правительство Е.М. Примакова, которому удалось удержать страну от полного финансового краха. Были сокращены государственные расходы и бюджетный дефицит, а также долги государства по зарплате и пенсионерам, уменьшено налоговое бремя населения. Но реальное состояние дел в экономической и социальной сферах практически не улучшалось. В мае 1999 г. и это правительство ушло в отставку.
Новое правительство возглавил бывший министр внутренних дел С.В. Степашин. В августе 1999 г. он уступил этот пост В.В. Путину, который наметил ряд мер по борьбе с преступностью и коррупцией, укреплению авторитета и улучшению положения в армии, добился определенных сдвигов в повышении размера пенсий и зарплаты. Все это содействовало повышению авторитета нового премьер-министра.
Владимир Путин
По итогам президентских выборов, состоявшихся 26 марта 2000 г., В.В. Путин одержал убедительную победу над остальными кандидатами, добившись избрания уже в первом туре. Главой правительства был назначен М.М. Касьянов.
В 2000 г. Президент подписал целый ряд документов, во многом определявших приоритеты государственного и военного строительства, внутренней и внешней политики страны. Это «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», военная доктрина и доктрина информационной безопасности.
В политической сфере Президент принял меры по укреплению вертикали власти. Вводился институт полномочных представителей Президента в каждом из семи федеральных округов, на которые была разделена территория России. Упрощался порядок отзыва губернаторов по инициативе федеральных властей.
Весной 2003 г. Президент принял меры по реорганизации силовых ведомств. Повысилась степень их централизации, усилились структуры МВД и ФСБ.
Важной инициативой президента стала реформа верхней палаты Федерального собрания — Совета Федерации. Членами Совета перестали быть губернаторы. Совет Федерации стал формироваться из представителей регионов, которые избирались законодательными органами на местах и утверждались губернаторами. Это позволило устранить ряд противоречий в системе разделения властей, когда в законодательном органе работали главы исполнительной региональной власти.
Был принят закон о политических партиях, согласно которому партией юридически признавалась лишь та организация, которая имела значительное количество членов (не менее 50 тыс.), развитую региональную структуру и массовую поддержку населения.
Началась судебная реформа, по которой возродился такой элемент судопроизводства, как суд присяжных.
Значительное внимание было уделено военной реформе, целью которой было поставлено создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г. Срок службы в армии с 2008 г. сократился до 1 года.
При новом президенте был решен вопрос о российской государственной символике, который вызывал ранее ожесточенные споры в обществе. В. Путин предложил компромиссное решение, способное примирить различные позиции. В декабре 2000 г. Государственной Думой был утвержден закон о национальных символах России. Государственным флагом России стал бело-сине-красный флаг, гербом — двуглавый (императорский) орел. В то же время Красный флаг стал флагом Вооруженных сил России, а новый российский гимн был положен на музыку Гимна СССР, слова к которому вновь написал С. Михалков.
Новым явлением в жизни страны стали ежегодные встречи президента с прессой и его публичные ответы на вопросы населения страны.
Одной из внутренних проблем, стоящих перед Россией в начале XXI в., было решение проблемы «сепаратистской» Чечни. В этой российской республике отсутствовала политическая стабильность, а экономика была разрушена войной. Огромные деньги, посылаемые федеральным центром на ее восстановление, «исчезали». На территории Чечни открыто действовали бандформирования, готовившие, в том числе, террористов для засылки в Россию. В конце 1999 г. серия терактов против мирного населения потрясла страну. В. Путин занял достаточно жесткую позицию по отношению к «суверенной» Чечне, на территории которой готовились эти акции. Новая война («2-я чеченская») стала неизбежной. Военные действия длились до конца 2000 г., и основные бандформирования были уничтожены федеральными войсками. В Чечне началось медленное восстановление мирной жизни.
7 декабря 2003 г. прошли выборы в VIII Государственную Думу. Большинство голосов получила поддержанная президентом партия «Единая Россия».
14 марта 2004 г. В. Путин был переизбран Президентом Российской Федерации на второй срок, одержав победу в первом туре.
Одним из первых мероприятий президента стал пересмотр некоторых наиболее одиозных итогов приватизации. Символичным в этом плане стало «Дело ЮКОСА». Глава компании М. Ходорковский был арестован и осужден «за экономические преступления», а большая часть акций компании перешла в собственность государства.
24 февраля 2004 г. правительство Касьянова было отправлено в отставку. Новым Председателем правительства стал М. Е. Фрадков, предложивший изменить структуру правительства, значительно сократив число министерств. Реорганизация правительства проходила в рамках административной реформы, о которой было заявлено еще в 2003 г. Целями здесь ставилось ограничение вмешательства государства в экономику и исключение дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.
В 2005 г. была проведена «монетизация льгот» — замена существующих у населения социальных льгот денежной компенсацией. Однако ее непродуманность и торопливость в проведении вызвала массовые акции протеста многих категорий льготников. Ряд ошибок был учтен, и дальнейшая реализация реформы протекала более спокойно.
В 2006 г. было объявлено о 4 национальных проектах: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК». На выполнение национальных проектов в 2006 г. непосредственно из федерального бюджета было выделено около 120 млрд рублей, а в 2007 г. суммы вложений превысили 280 млрд руб.
В рамках задачи «формирования развитого гражданского общества» в 2006 г. была создана Общественная палата, в которую вошли известные деятели науки, культуры, образования, СМИ и т. д.
Выборы в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. показали, что большинство россиян поддерживают курс Путина. За партию «Единая Россия», список которой возглавил президент, проголосовало большинство участвующих в выборах.
2 марта 2008 г. преемником В. Путина на посту Президента Российской Федерации стал Д. А. Медведев, а В. В. Путин возглавил Правительство Российской Федерации и стал руководителем партии«Единая Россия». Д. А. Медведев заявил о намерении продолжать курс В.В. Путина.