Материалы к седьмому занятию. 16 октября.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения( Ренессанс). Термин "Возрождение" указывал на связь новой культуры с античностью В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества. такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля. образованность. В качестве "идеального человека" признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая .личность, человек-творец самого себя и своей судьбы.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это "универсальный человек", человек - созидатель, энциклопедист.

Данте, Франческа Петрарка (1304-1374) иДжованни Боккаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины "Весна" и "Рождение Венеры", а также Джотто (1266-1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской.

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии.

Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом - и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы - "Тайная вечеря" "Джоконда".

Титаном Высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520),создатель "Сикстинской мадонны", величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт. создатель знаменитой статуи Давида. скульптурных фигур "Утро", "Вечер", "День", "Ночь", выполненных для гробниц в капелле Медичи.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения.

Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью.

Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (154 -1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности, Вселенной и мирах".

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу (от лат. reformatio - преобразование) католической церкви, за создание "дешевой церкви" без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546),

доктор богословия и монах августинского монастыря.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472- 1553).

Заметного подъема достигла немецкая литература.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484-1531).

В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора "Утопии", представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554 - 1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599).

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий "Гамлет". "Король Лир". "Отелло",

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в.

Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Купнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - "Опыты" представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы

"Опыты" Монтеля были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

В результате Великих географических открытий появилась система колониального господства и колониальной эксплуатации. Первоначально основным методом эксплуатации колоний был открытый грабеж. Впоследствии широкое распространение получила налоговая система. Но главные доходы от эксплуатации колоний приносила торговля.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 - 1789 гг. Первая - дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства. Братства, ставших ее лозунгами.) Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого "царства разума" должно быть "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности

В Англии в XVII - XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704). Основное его сочинение "Опыт о человеческом разумении" содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда

Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт. как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени. Его секретарем был Давид Юм (1711-1776), а одним из членов - философ и экономист Адам Смит (1723-1790). Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории Смит отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.

Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694-1778), Жан-Жаком Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарлем Монтескье (1689 - 1755). Полем Анри Гольбахом (1723-1789) и др.

С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов.

В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.

Наиболее видным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804). Кант подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан.

Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании". Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе - в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45-1792), Г.Р. Державина (1743-1816), В.К. Тредиаковского (1703-1768). Представителя. ми этого направления в русской живописи были Ф.С. Рокотав (1735- 1808). Д.Г. Левицкий (ок. 1735-1822).

Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Радищев (1749-1802) в своих произведениях (одах, "Путешествие из Петербурга в Москву", 1790) отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

В конце XVII - XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Бах, великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы.Юн до сих пор непревзойденный мастер полифонии.. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - "Саул", "Израиль в Египте"', "Мессия". Гендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные концерты, сонаты, сюиты. .

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

Вольфганг Амадей Моцарт {1756 - 1791) писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать букв.

С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх "Похищение из сераля" (1782), "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1788), "Волшебная флейта" (1791) Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений

Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696 - 1770), крупнейший итальянский живописец XV1I1 в., последний представитель барокко в европейском искусстве.

Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты - городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697-1768), прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры ("Прием французского посольства в Венеции"), и более поэтического, более романтического мастера, передающего тончайшими оттенками цвета сам воздух Венеции и ее лагун, - Франческа Гварди (1712-1793) ("Венецианский дворик").

Расцвет национальной школы живописи в Англии - начинается с Уильяма Хогарта(1697-1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин "Карьера проститутки", "Карьера Мота".

Замечательным художником - портретистом этого времени был Томас Гейнсборо (1727-1788). Портретным образам Гейнсборо, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэзия.

В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением во французском искусстве XVIII в. стало рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое. насмешливое, вычурное, дразнящее чувство

Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703 - 1770)

Типичные сюжеты его полотен - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы" и т.п.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись.

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII - XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество - смуту, нарушившие естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое предназначение.

К 18 веку относится и период первоначального накопления капиталла Главным отличительным признаком эпохи первоначального накопления капитала было развитие товарно-денежных отношений, становление рыночной экономики, которое наложило отпечаток на все стороны общественной жизни того времени.

Наиболее престижной и прибыльной отраслью торговли была внешняя торговля, которая поставляла наиболее дефицитные товары с Востока (пряности, благовония, шелковые ткани, украшения и т.д.).

Другим следствием развития торговли были изменения в сфере производства, как сельскохозяйственного, так и промышленного. Рост торговли требовал большего объема товаров, который не могли обеспечить ремесленные цехи и крепостное сельское хозяйство феодальных вотчин. В промышленности появились новые организационные формы - мануфактуры, организаторами которых были в первую очередь купцы.

К концу эпохи первоначального накопления капитала формируется первая экономическая концепция, получившая название меркантилизм (от итал. Mercante - купец). Она выражала мировоззрение торговой и ссудной буржуазии. Меркантилисты утверждали, что богатством нации являются деньги, а источником этого богатства - внешняя торговля, которую они ставили выше всех остальных отраслей хозяйства.


Наши рекомендации