Материалы к первого занятия. 4 сентября.

Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. жизнь человечества в её развитии и результатах. Исторический процесс раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.

Историк, изучая факы, события, стремится познать общие законы развития человеческого общества, выявить ту часть исторического опыта, которая необходима человеку в современности.

Предметом изучения истории являются закономерности развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Главной задачей историка является воссоздание исторической картины, адекватной прошлой реальности во всей её сложности. Каждая историческая эпоха уникальна.

В историческом познании используются следующие наиболее распространённые методы: сравнительный, историко-типологический, системный, метод моделирования исторических ситуаций, количественного анализа и др. Носителем информации о прошлом является исторический источник. В таком качестве могут быть представлены археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда древних эпох), сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, старинные приборы, утварь и т. п.); письменные источники (летописи, книги, дневники, письма, пресса и т. п.), а также художественные работы, документы видео- и аудиоряда. Именно на основе источников происходит воссоздание прошлого, его моделирование.

История выполняет несколько социально значимых функций.

1. Трансляционная - передачи социального опыта, поскольку являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передаёт его от одного поколения к другому.

2. Гносеологическая (познавательная и интеллектуально-развивающая), поскольку история позволяет, на основе систематизации социальных фактов выявлять социальные законы и закономерности, главные тенденции общественного развития.

3. Прогностическая, связанная с тем, что дает материал для прогнозирования будущего методом экстраполяции. Знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4. Практическо-политическая, сущность которой заключается в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

5. Мировоззренческая функция, связана с возможностями истории формировать собственную картину мира, объяснять явления современности.

6. Воспитательная, поскольку история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует патриотизм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом. Вместе с тем знание истории помогает глубже разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей, их влиянии на человеческие судьбы.

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Он длился много сотен тысяч лет.

Пo материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный. В свою очередь каменный век делится на несколько эпох: древнекаменный век, или палеолит (примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.), среднекаменный. или мезолит (примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.), новокаменный век, или неолит (примерно от 7 до 4 тыс. лет. до н.э.). меднокаменный, или энеолит (примерно 3 - начало 2 тыс. до н.э.). Бронзовый век - примерно 2 начало 1 тыс. до н.э., железный век - примерно с середины 1 тыс. до н.э.

В свою очередь, палеолит подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний).

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (отгреч. synkretismos - соединение) - сочетание разнородных воззрении

Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости . Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе, Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища).

Особым видом поселения являются римские террамары (от лат. terra - земля) - укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений - мергель, вид ракушечника.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений.

В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень). Менгиры (от бретонского men - камень и hir - длинный) - отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе - кромлех (от бретонского crom - круглый и lech - камень). Кромлехи - культовые сооружения. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями верования в первобытном обществе основывались на анимизме (от лат. anima - дух, душа) - наделении природных явлений человеческими качествами.

Наиболее древней формой религии является магия (от греч. mageia - волшебство), представляющая собой ряд символических действии и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Разновидностью магии является фетишизм (франц. fetiche - идол, талисман) - вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных,, так и сделанных человеком. )

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства.

Для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ. Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства.

Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство.

Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

Неолит (8-3 тыс. лет до н.э.) характеризуется завершением перехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходу к производящему хозяйству, т.е. основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизни и деятельности.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий; второе общественное разделение труда - выделение ремесла из сельского хозяйства - содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

В период неолита люди освоили практически все известные в настоящее время сельскохозяйственные культуры.

Скотоводство превратилось в важную отрасль хозяйства, хотя оно было распространено неравномерно. В период неолита были одомашнены овцы, свиньи, козы, коровы.

Первым производством СТАЛО гончарное ремесло.

Увеличение количества сельскохозяйственных и ремесленных продуктов труда способствовало расширению обмена, сначала возникшего на границе земледельческих и скотоводческих племен.

Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.

Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности вели к возникновению государства.

Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками:

Культура Древнего Египта

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью".

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения "заупокойного культа", который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено - средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - "ка", т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребениям

В 3 - 2 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Однако "самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса . Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь - около 55000 мтирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2 - 3 тонны. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи "чудес света".

Позднее, во 2 тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня)- это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

К началу 1 тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон - это живое подобие Солнца.

Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Как воплощение божества почитались некоторые животные. растения, предметы.

Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало "угодный богу Атону". 0днако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи.

Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Иероглифы - рисуночное символическое письмо - были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами.

Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью).

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самой большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м

Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства - это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849 - 1801 гг. до н.э.), стелла вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III

Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода II тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити - одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые.

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия.

Развивалась математика. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и плугом. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний - скотоводства, садоводства и виноградарства.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность - вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность.

Для Египта характерна высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию - в честь Александра Македонского (356-323 до н.э.), Египетское жречество приветствовало нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

В Египте устанавливается культ нового бога - Сараписа. в котором слились черты важнейших божеств греков и египтян. Город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. Город, построенный архитектором Дейнократом имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. В городе был построен знаменитый Александрийский Маяк.

Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

IV - III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат - возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура.

В Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Древнейшая культура Двуречья - шумеро-аккадская

Именно шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы - о "Золотом веке"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры - авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов: они разработали и записали первый календарь замледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу - это шумерская клинопись.

Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись - это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как иерографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое.

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792 - 1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды.

Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви. Нергал - бог смерти, Ирра - бог воины, Вильгч - бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым.

Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его "жилище", где. как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур.

Сохранилось много памятников шумерской литературы - они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт.

Особенностью ассирийского искусства были беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости:

Вавилон этого периода был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью была Вавилонская башня - одно из семи "чудес света". Это был грандиозный семиярусный зиккурат высотой 90 м. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как "висячие сады" Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э.

На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя

Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается изображение животных - это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов,

В IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Алексдндром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

В III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды.

Многие памятники культуры Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн, многие погибли позже. Все. что осталось от высокого сасанидского искусства. - руины дворцов и храмов, несколько десятков золотых и серебряных сосудов, остатки шелковых тканей и ковров.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризма (по имени основателя этой религий Заратуштра - Зороастра в европейской транскрипции).

Исходными положениями зороастризма были поклонение огню и вера в борьбу добра - света со злом и тьмой, лежащую в основе мироздания. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала выступал Азриман. Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы; богиней любви и земли считалась красавица Анахиту

Смена господствующей религии относится к VII в.. когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры (ислама) разрушавшими цветущие города.

Культура Древней Индии

Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры.

В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука.

Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пантографов и слоговых знаков.

В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа и пр.), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.). геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников и пр.), изобретение шахмат.

Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV - II вв. до н.э. - VIII в. н.э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа "р" (3, 1416...), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.

Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси.

Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства. духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др.

Дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы - веды., созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул ("Ригведа", "Самаведа". "Яджу-рведа", "Атхарваведа").

Вплотную к ведической литературе примыкают "Священные предания", включающие сутры - руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни

Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты.

Значительное место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр "сангит" выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество.

В "Законах Ману", отражающих общественно-государственный строй Индии VI в. до н.э., находят обоснование общественное разделение труда, отношения господства и подчинения.

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям - варны (их четыре); по профессиональной деятельности - касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый. строй. Варны позднее стали называть джатч: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны - брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами. торговлей. Доля шудр - безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты "неприкасаемых".

По наиболее распространенной богословской версии, бог-творец всего сущего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни - дхармах.

Верховными богами были - Брахма (создатель Вселенной), Вишну (ее сохраняющий) и Шива (ее разрушающий).

В основе этого вероучения - признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир - всего лишь иллюзия. Подлинная реальность - существование мирового духа (Брахмы).

Жрецы (брахманы) утверждали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот.

В VI в. до н.э. идеологией относительно развитого рабовладельческого общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал одной из великих мировых религий.

Будучи тесно связанным с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь - зло и жить - значит страдать.

В центре буддизма - учение о "четырех благородных истинах":

страдании, ее причинах, состоянии освобождения и пути к нему.

Следует стремиться к идеалу - нирване - состоянию без всяких земных желаний, отказу от мира и всех жизненных привязанностей

Личность Будды ("осененного истиной"), отшельника и странствующего проповедника, мифологически связывалась с поиском истинного пути к спасению, избавлению от страданий для себя и всего человечества.

Примерно в то же время (VI в. до н.э.) в Индии сложился джайнизм. В его религиозно-философских трактатах - сутрах - содержится учение об освобождении от уз сансары (перевоплощение душ).-Достичь этого можно через три сокровища джайнизма: правильное знание (вероучение), правильное видение (истина) и правильное поведение. А практический путь к спасению лежит в строжайшем соблюдении предписаний и суровой аскезе.

В конце I тыс. н.э. в результате развития ведической религии, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира - индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара). происходящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение; почитание верховных богов или их воплощений; соблюдение кастовых бытовых правил. Священными считаются корова, змея, лотос, река Ганг и т.п.

Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год -- хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых местах на орошаемых землях можно было собрать даже третий урожай.

В IV-XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю.

Правители раннефеодальных государств (Гупт, Харш) раздавали земли в наследственные владения с правом фискальной эксплуатации, сдачи в аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство не разрешало.

Для государства земля - это территория, с населения которой должна поступать определенная сумма налогов.

Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога.

Наиболее богатыми среди феодалов были "коллективные владельцы" - индуистские монастыри и храмы

Города являлись торгово-ремесленными центрами. Самые крупные стояли на основных караванных путях и на южном побережье

Материальная, духовная и художественная культура Древней Индии заняла достойное и почетное место в сокровищнице мировой цивилизации.

Культура Древнего Китая

Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизаций.

Китайцы верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы:

Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только "верховное" бржество.

Очень сильным был культ предков.

В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы; Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор "Книги о дао и дэ", жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная философская категория даосизма - это "дао" - закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону - дао. Дао - основа и источник всего существующего

Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию "недеяния". Эта теория - основной принцип даосизма.

Жизнь - это иллюзия, смерть - это возвращение к дао - истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская "наука о бессмертии" стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосистских монахов

В это же время - в конце VI - начале V вв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551 - 479 гг. до-н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших.

Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению

От мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. 0т нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты., Идеал женщины - покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии.

Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: в III в. до н.э. - магнитный прибор, прародитель компаса, на рубеже нашей эры - водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф. .

Активно развивалась астрономия. Уже во И тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен

Наши рекомендации